Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Введение в специализацию
Журналистика
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    Введение в специальность.
    Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденций развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
    Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Социальные и профессиональные роли журналиста.
    Ориентация в профессии, мотивация ее выбора.
    Профессиограмма - модель профессии: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Особенности и парадоксы профессии, профессиональные сложности. Условия труда журналиста.
    Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п.
    Модель личности журналиста: профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики. Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.).
    Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования.
    Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста.
    Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования.
    Журналистские организации и профессиональные издания.
     
    Дисциплина "Введение в печать" преподается с учетом требований ГОС (СД. 05 "Печать"), читается в комплексе с дисциплинами «Введение в ТВ-журналистику», «Введение в радиожурналистику», «Введение в PR» и предназначена для профессиональной ориентации студентов при выборе будущей специализации на отделении журналистики.
    На ОДО дисциплина исполняется в 3 семестре, зачет в 3 семестре.
    Лекционные занятия – 10 часов. На индивидуальную работу отводится 9 часов. На самостоятельную работу – 40 часов.

    На ОЗО дисциплина исполняется в 6 семестре, зачет в 6 семестре.
    Лекционные занятия – 8 часов. Практические занятия – 8 часов. На самостоятельную работу – 94 часа.
    Программа – авторская, разработанная доцентом Шишкиным Н. Э.
    Рецензенты:
    О.А.Петрова, к.ф.н., доцент кафедры
    истории и теории журналистики,
    В.И. Лысов, ст. преподаватель кафедры журналистского мастерства

    Утверждено на заседании кафедры
    Истории и теории журналистики
    14.02.2008г. № 5
     
    Цель курса: углубленное изучение различных аспектов функционирования печати как канала СМИ.

    Задачи:

    а) рассмотреть особенности типологии печатных СМИ;
    б) познакомить студентов с работой редакций печатных органов СМИ и журналистскими специализациями;
    в) выявить экономические аспекты деятельности печатных СМИ;
    г) ориентировать студентов в выборе темы для научного изучения в рамках курсовых работ и дипломного проекта.
     
    ""
     
    1. Типологические особенности печатных СМИ.
    Различные параметры классификации: тематика, территория распространения, периодичность, аудитория, формат. Изменения в типологической структуре современной российской прессы.

    2. Жанровая система печатных СМИ.
    Понятие жанра в теории журналистики. Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры. Нивелировка жанра в современной практике. Новые веяния в теории журналистских жанров. Принципы подачи новостных материалов. «Жесткая новость». «Мягкая новость». Принципы отбора новостей в редакции. Критерии новости. Расстановка акцентов в новостных материалах.

    3. Организация работы редакции.
    Структура редакции. Отделы. Редактор. Секретариат. Журналисты. Рабочий день в редакции.

    4. Виды журналистской деятельности и журналистские специализации.
    Организаторская, пропагандистская и творческая деятельность. Репортер. Аналитик. Комментатор.

    5. Печатные СМИ в условиях рыночной экономики.
    Экономика печатных СМИ. Медиа-объединения как способ выживания прессы. Формы собственности в СМИ. Журналисты и их «хозяева». Реклама в печатных СМИ. Жанры печатной рекламы. Психологические аспекты восприятия рекламных продуктов.
     
    "Тематический план"
     
    Тема 1. Типологические особенности печатных СМИ
    Вопросы для обсуждения
    Какие критерии типологизации печатных СМИ вам известны?
    Какие факторы влияют на типологию печатных СМИ современной России?
    Какие типы печатных СМИ преобладают на региональном рынке? Почему?

    Тема 2. Жанровая система печатных СМИ.
    Вопросы для обсуждения
    Что такое жанр?
    Какие жанрообразующие факторы вам известны?
    Какие изменения в жанровой структуре российской прессы произошли за последние годы?
    Каковы жанровые приоритеты местной прессы?

    Тема 3. Организация работы редакции
    Вопросы для обсуждения
    От чего зависит структура редакционного коллектива?
    Каковы различия в работе журнальной и газетной редакции?
    Какие виды журналистских планов вам известны?
    Каковы различия в работе центрального и местного изданий?

    Тема 4. Виды журналистской деятельности и журналистские специализации.
    Вопросы для обсуждения
    Какие виды журналисткой деятельности вам известны?
    Какие журналистские специализации наиболее востребованы в настоящее время?
    Журналист, рекламист, пропагандист?
     
    Основная литература
    Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2004.

    Дополнительная литература
    Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М. 2001.
    Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.
     
    1.Типология печатных СМИ.
    2.Факторы, определяющие современную российскую структуру печатных СМИ.
    3. Что такое новость.
    4. «Жесткая новость», «мягкая новость».
    5. Критерии отбора новостей для публикации.
    6.Понятие журналистского жанра.
    7.Основные группы журналистских жанров.
    8.Структура редакции.
    9.Сотрудники редакции, их должностные обязанности.
    10.Журналистская профилизация.
    11. Медиа-холдинги.
    12.Проблемы взаимоотношений редакции и учредителя.
    13.Жанры печатной рекламы.
     
    Самостоятельная работа
    По окончанию курса студенты готовят практический материал на заданную тему в определенном преподавателем жанре (отчет, репортаж, эссе). На основании данного материала выставляется зачет.
    "Таблицы былльно-рейтинговой системы"
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ