ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Безопасность жизнедеятельности
Информационные системы и технологии
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    27.11.2008
     
    Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ГОС, учебным планом института для студентов высшего профессионального образования по специальности «Информационные системы и технологии».
    Программа базируется на достижениях современной науки и опыта практической деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также чрезвычайных ситуаций военного времени и отвечает требованиям профессиональной подготовки по проблеме безопасности жизнедеятельности высококвалифицированных кадров для различных сфер деятельности.
    Предметом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является совокупность процессов и явлений, свойства которых и отношения между которыми связаны с проблемой взаимодействия человека с окружающей природной средой, обеспечивающего его выживание в аномальных условиях, сохранение экологического равновесия и преодоление чрезвычайных ситуаций, складывающихся вследствие этих условий. В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
    Выписка из ГОС ВПО:
    Безопасность жизнедеятельности
    Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек - среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
    Чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного и военного времени; прогнозирование и оценка поражающих факторов ЧС; гражданская оборона и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.
     
    Учебно-методический комплекс содержит тематический план дисциплины, темы лекций, темы рефератов, контрольные вопросы к зачету, рекомендуемую основную литературу.
    Для изучения дисциплины студентом необходимо владеть знаниями по школьным курсам «Анатомия и физиология человека», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществоведение».
    Семестр 8. Форма промежуточной аттестации зачет.
     
    Цель дисциплины: Формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Изучением дисциплины достигается понимание того, что реализация требований безопасности жизнедеятельности гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека в различных жизненных ситуациях и готовит его к рациональным действиям при возникновении экстремальных условий.

    Задачи дисциплины:
    - ознакомление студентов с современными теориями и практикой обеспечения жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биологического и социального происхождения;
    - изучение теории риска и факторов, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;
    - ознакомление с основными методами, способами, средствами индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;
    - раскрытие содержания правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности;
    - составление и анализ алгоритмов поведения человека в ЧС.
     
    "Тематический план"
     
    4. Содержание дисциплины
    Модуль 1.
    Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
    Актуальность БЖД в современных условиях. Основные понятия здоровья и здорового образа жизни. Концепция приемлемого риска. Государственные институты, ответственные за решение проблем безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Методологические аспекты научных основ защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Тема 2. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
    Характерные состояния системы «человек-среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Классификация негативных факторов естественного и антропогенного происхождения. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Экологическая безопасность и экологическое равновесие. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Критерии безопасности. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
    Тема 3. Воздействие негативных факторов на здоровье человека и среду его обитания.
    Вредные и сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Классификация аварийно химически опасных веществ. Классификация, агрегатное состояние, основные физико-технические характеристики, пути поступления в организм человека, поражающее действие, предельно допустимые концентрации СДЯВ и АХОВ в различных средах. Источники радиации, виды радиоактивных излучений, внешнее и внутренне облучение людей. Радиоактивное заражение местности как источник негативных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, животных и растительность.
    Вредные негативные факторы воздействия на человека и среду его обитания пожаров и взрывов. Возбудители особо опасных инфекционных заболевания человека, животных и растений. Бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, токсины.

    Модуль 2.
    Тема 4. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
    Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Прогнозирование аварий и катастроф.
    Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Классификация аварий и этапы развития аварий на РОО. Химически опасные объекты (ХОО). Понятие аварийно химически опасных веществ (АХОВ), их классификация по действию на организм и характеристика основных АХОВ. Зона химического заражения АХОВ, очаг химического поражения. Профилактика возникновения аварий на ХОО. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО). Классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Взрывоопасные среды. Взрывы различной природы и их основные характеристики. Профилактика возникновения взрывов и пожаров. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации естественного происхождения. Стихийные бедствия, характерные для территории страны. Их возникновение, протекание, последствия, прогнозирование.
    Тема 5. Чрезвычайные ситуации военного времени. Чрезвычайные ситуации политического характера. Терроризм и его проявления.
    Чрезвычайные ситуации военного времени. Воздействие современных средств поражения на людей и объекты экономики. Краткая характеристика очагов поражения, возникающих при применении оружия массового поражения. Социальные опасности. Классификация. Терроризм. Общие сведения о терроризме. Основные причины терроризма и формы его проявления. Классификация терроризма. Ядерный терроризм. Биотерроризм. Возможные ЧС, обусловленные террористическими актами различного вида. Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности. Борьба с терроризмом, усилия по консолидации международного сообщества для противодействия терроризму. Защита населения от террористических акций. Меры обеспечения личной безопасности. Рекомендации населению по действиям при обнаружении подозрительного предмета, по поведению при захвате в заложники.
    Тема 6. Прогнозирование и оценка поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
    Понятия радиационной, химической, пожарной обстановки. Методики оценки радиационной, химической и пожарной обстановки по данным, выявленным силами и средствами разведки, а также по данным прогнозирования. Принципы оценки радиационной обстановки и прогнозирование ЧС. Оценка химической обстановки при ЧС. Оценка пожарной обстановки при ЧС.

    Модуль 3.
    Тема 7. Гражданская оборона и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
    Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации «О Защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС). Концепция гражданской обороны в современных условиях. Понятие и основные принципы организации защиты населения. Основные мероприятия по защите населения. Виды или комплексы защиты и основные способы защиты населения. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС. Организация эвакуации и рассредоточения населения при ЧС. Режимы защиты населения, устойчивость функционирования производственной деятельности объектов экономики в случае ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения). Особенности защиты. Ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.
    Тема 8. Первая медицинская помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Экстремальные ситуации в природных условиях.
    Понятие термина медицина катастроф. Медицинское обеспечение в условиях ЧС. Объем и виды медицинской помощи в ЧС. Травматизм, виды, краткая характеристика. Особенности оказания первой медицинской помощи. Иммобилизирующие средства. Транспортировка. Раны. Кровотечения. Методы временной остановки кровотечения. Повязки: виды, правила наложения. Первая медицинская помощь при ожогах. Тепловой и солнечный удар: признаки, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при отморожении и замерзании. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Первая медицинская помощь при непроходимости дыхательных путей. Особенности проведения реанимационных мероприятий при электротравме и утоплении. Правила безопасного поведения на воде. Экстремальные ситуации в природных условиях. Вынужденное автономное существование: факторы выживания, правила безопасного поведения. Временные укрытия. Ориентирование и определение направления движения. Сигналы бедствия.
    Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности. Организация обучения населения действиям в ЧС. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
    Управление действиями людей в ЧС. Правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Содержание работы органа управления при подготовке к действиям в ЧС. Сбор и обработка информации. Оценка обстановки. Планирование действий. Постановка задачи исполнителям. Организация взаимодействия. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Управление в ходе проведения АСДНР. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Виды работ. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов. Цели и задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в чрезвычайных ситуациях. Особенности организации обучения населения в РФ вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в ЧС. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
     
    Планы практических и семинарских занятий
    Модуль 1.
    Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
    1. Общие сведения о предмете.
    2. Актуальность предмета.
    3. Основные понятия.
    4. Концепция приемлемого риска.
    5. Государственные институты, ответственные за решение проблем безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    6. Понятие чрезвычайной ситуации.
    7. Классификация чрезвычайных ситуаций.
    8. Задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    9. Методологические аспекты научных основ защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Тема 2. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
    1.Характерные состояния системы «человек-среда обитания».
    2.Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности.
    3.Классификация негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
    4.Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду.
    5.Экологическая безопасность и экологическое равновесие.
    6.Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа.
    7.Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем.
    8.Качественный и количественный анализ опасностей.
    9. Критерии безопасности.
    10. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств.

    Тема 3. Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания.
    1. Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания.
    2. Вредные и сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Классификация аварийно химически опасных веществ. Классификация, агрегатное состояние, основные физико-технические характеристики, пути поступления в организм человека, поражающее действие, предельно допустимые концентрации СДЯВ и АХОВ в различных средах.
    3. Источники радиации, виды радиоактивных излучений, внешнее и внутренне облучение людей. Радиоактивное заражение местности как источник негативных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, животных и растительность.
    4. Вредные негативные факторы воздействия на человека и среду его обитания пожаров и взрывов.
    5. Возбудители особо опасных инфекционных заболевания человека, животных и растений. Бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, токсины.

    Модуль 2.
    Тема 4. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
    1. Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Прогнозирование аварий и катастроф.
    2. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Классификация аварий и этапы развития аварий на РОО.
    3. Химически опасные объекты (ХОО). Понятие аварийно химически опасных веществ (АХОВ), их классификация по действию на организм и характеристика основных АХОВ. Зона химического заражения АХОВ, очаг химического поражения. Профилактика возникновения аварий на ХОО.
    4. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО). Основные сведения о процессе горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Основные параметры пожаров. Принципы прекращения горения и их реализация при тушении пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Взрывоопасные среды -
    топливовоздушные и пылевоздушные смеси, их характеристики. Взрывы различной природы и их основные характеристики. Профилактика возникновения взрывов и пожаров.
    5. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации естественного происхождения. Стихийные бедствия, характерные для территории страны. Их возникновение, протекание, последствия, прогнозирование.
    Тема 5. Чрезвычайные ситуации военного времени. Чрезвычайные ситуации политического характера. Терроризм и его проявления.
    1. Чрезвычайные ситуации военного времени. Воздействие современных средств поражения на людей и объекты экономики. Краткая характеристика очагов поражения, возникающих при применении оружия массового поражения.
    2. Социальные опасности. Классификация.
    3. Терроризм. Общие сведения о терроризме. Основные причины терроризма и формы его проявления. Классификация терроризма. Ядерный терроризм. Биотерроризм.
    4. Возможные ЧС, обусловленные террористическими актами различного вида.
    5. Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности.
    6. Борьба с терроризмом, усилия по консолидации международного сообщества для противодействия терроризму.
    7. Защита населения от террористических акций. Меры обеспечения личной безопасности.
    8. Рекомендации населению по действиям при обнаружении подозрительного предмета, по поведению при захвате в заложники.
    Тема 6. Прогнозирование и оценка чрезвычайных ситуаций.
    1. Понятия радиационной, химической, пожарной обстановки.
    2. Методики оценки радиационной, химической и пожарной обстановки по данным, выявленным силами и средствами разведки, а также по данным прогнозирования.
    3. Принципы оценки радиационной обстановки и прогнозирование ЧС.
    3.1. Приведение уровней радиации к одному времени после аварии на АЭС и ядерного взрыва.
    3.2. Определение возможных доз облучения при действиях на местности, зараженной радиоактивными веществами.
    3.3. Определение допустимой продолжительности пребывания людей на зараженной территории.
    3.4. Определение времени начала работ на радиоактивно зараженной местности.
    3.5. Расчет режимов радиационной защиты населения и производственной деятельности объекта.
    4. Оценка химической обстановки при ЧС.
    4.1. Определение глубины и площади зон заражения ОВ и АХОВ.
    4.2. Расчет параметров движения зараженного облака.
    4.3. Определение продолжительности (стойкости) заражения.
    4.4. Определение возможных химических поражений населения.
    5. Оценка пожарной обстановки при ЧС.
    5.1. Определение допустимой продолжительности теплового облучения элементов промышленного объекта.
    5.2. Определение безопасного минимального расстояния для персонала и элементов объекта от очага пожара, величины теплового потока.
    5.3. Определение допустимых размеров территории горения, исключающих распространение пожара, на расположенные рядом объекты.

    Модуль 3.
    Тема 7. Гражданская оборона и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

    1. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
    2. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС).
    4. Концепция гражданской обороны в современных условиях.
    5. Структура гражданской обороны на объектах экономики, силы и службы гражданской обороны.
    6. Планирование мероприятий гражданской обороны на объектах экономики.
    7. Понятие и основные принципы организации защиты населения. Основные мероприятия по защите населения.
    8. Виды или комплексы защиты и основные способы защиты населения. Краткое содержание основных способов защиты, требования к ним.
    9. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях.
    10. Организация эвакуации и рассредоточения населения при чрезвычайных ситуациях.
    11.Режимы защиты населения и устойчивость функционирования производственной деятельности объектов экономики в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения. 12.Особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.

    Тема 8. Первая медицинская помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Экстремальные ситуации в природных условиях.
    1. Понятие термина медицина катастроф. Медицинское обеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций.
    2. Объем и виды медицинской помощи в ЧС.
    3.Травматизм, виды. Травмы головы, позвоночника, груди, живота, конечностей: краткая характеристика. Особенности оказания первой медицинской помощи. Иммобилизирующие средства. Транспортировка.
    4. Раны. Кровотечения. Методы временной остановки кровотечения.
    5. Повязки: виды, правила наложения.
    6. Классификация и изменения при ожогах. Первая медицинская помощь.
    7. Тепловой и солнечный удар: признаки, первая медицинская помощь.
    8. Воздействие низких температур: отморожение и замерзание, признаки, первая медицинская помощь.
    9. Признаки развития терминальных состояний. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Первая медицинская помощь при непроходимости дыхательных путей.
    10. Особенности проведения реанимационных мероприятий при электротравме и утоплении.
    11. Правила безопасного поведения на воде.
    12. Экстремальные ситуации в природных условиях. Ядовитые растения и животные.
    13. Вынужденное автономное существование: факторы выживания, правила безопасного поведения. Временные укрытия. Ориентирование и определение направления движения. Сигналы бедствия.
    Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности в ЧС. Организация обучения населения действиям в ЧС. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
    1.Управление действиями людей в ЧС.
    2. Правовые и нормативно-технические основы управления.
    3. Системы контроля требований безопасности и экологичности.
    4. Содержание работы органа управления при подготовке к действиям в ЧС. Сбор и обработка информации. Оценка обстановки. Планирование действий. Постановка задачи исполнителям. Организация взаимодействия.
    5. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Управление в ходе проведения АСДНР.
    6. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Виды работ.
    7. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
    8. Цели и задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в чрезвычайных ситуациях.
    9.Особенности организации обучения населения в РФ вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в ЧС.
    10. Профессиональный отбор операторов технических систем.
    11. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
    12. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
     
    Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
    6.1. Организационно-методические указания.
    С учетом ограниченности часов для аудиторных занятий для самостоятельного изучения студентам рекомендуются следующие обязательные разделы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
    • Теоретические основы безопасности жизнедеятельности;
    • Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»;
    • Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания;
    • Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (тема «Терроризм»);
    • Прогнозирование и оценка чрезвычайных ситуаций (тема «Оценка пожарной обстановки»);
    • Организация обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях; Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (тема «Последовательность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в зонах чрезвычайных ситуаций»).
    В целях закрепления знаний и навыков, получаемых студентами при самостоятельном изучении указанных тем, могут проводиться семинары и коллоквиумы. Контроль знаний и навыков, получаемых студентами при самостоятельном изучении указанных разделов и тем дисциплины, осуществляется проведением текущего контроля (письменных контрольных работ).
    Вопросы по этим разделам включаются в предлагаемые студентам преподавателем темы методических разработок и рефератов, которые студенты разрабатывают и защищают в конце обучения. Кроме того, указанные темы включаются в перечни вопросов для зачета.

    6.2. Темы, предлагаемые для самостоятельной работы и контрольные вопросы для проверки знаний

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Контрольные вопросы: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»
    1. Актуальность изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»?
    2. Организация в РФ обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в чрезвычайных ситуациях?
    3. Понятие чрезвычайной ситуации. Какие события приводят к чрезвычайным ситуациям?
    4. Государственные институты, решающие проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
    5. Классификация чрезвычайных ситуаций. Какая система показателей лежит в основе правительственной классификации чрезвычайных ситуаций?

    Контрольные вопросы «Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»
    1. Назовите характерные состояния системы «человек-среда обитания»?
    2. В чём заключаются основы физиологии труда? Что такое комфортные условия жизнедеятельности в техносфере? Определите критерии комфортности.
    3. Приведите классификацию негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
    4. Определите суть негативного воздействия факторов техносферы на человека, техносферу и природную среду.
    5. В чём заключается экологическая безопасность, назовите принципы экологического равновесия?
    6. Охарактеризуйте опасности технических систем: отказ, вероятность отказа.
    7. Назовите средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем.
    8.В чём отличие качественного и количественного анализа опасностей?
    9. Назовите критерии безопасности.
    10. В чём заключается безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств?

    Контрольные вопросы «Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания»
    Тема: Сильнодействующие ядовитые (СДЯВ) или аварийно химически опасные вещества (АХОВ).
    1. Какие вещества принято называть сильнодействующими ядовитыми веществами? Какими основными физико-техническими свойствами характеризуют вредное воздействие СДЯВ на организм человека и среду его обитания?
    2. Что такое плотность, растворимость, давление насыщенного пара и температура кипения СДЯВ?
    3. Приведите примеры основных видов СДЯВ (хлор, аммиак, сернистый ангидрит, синильная кислота) и их основных характеристик.
    4. Какие свойства СДЯВ лежат в основе их классификации? На какие основные группы делят сильнодействующие ядовитые вещества?
    5. В каких агрегатных состояниях могут находиться СДЯВ, и какими путями они могут поступать в организм человека?
    6. В чем проявляется поражающее действие СДЯВ, что понимается под поражающими свойствами сильнодействующих ядовитых веществ?
    7. Какими основными показателями характеризуются поражающие свойства СДЯВ?
    8. Что такое поражающая концентрация, плотность заражения и стойкость СДЯВ?
    9. Чем определяется поражающее действие СДЯВ, как определяются токсические дозы сильнодействующих ядовитых веществ в зависимости от пути поступления их в организм? Классификация токсических доз.
    10.Чем ограничивается содержание СДЯВ в различных средах в целях обеспечения безопасности среды обитания для человека?
    Тема: Ионизирующие излучения.
    1. В чем состоит опасность радиоактивного облучения людей? Назовите основные источники радиации.
    2. Какие виды радиоактивного облучения наиболее опасны при внешнем облучении человека?
    3. Каков основной механизм взаимодействия ионизирующих излучений с веществом? Что понимается под ионизирующей и проникающей способностью излучений?
    4. Какими единицами характеризуется действие радиации на любые вещества, в том числе на биологическую ткань?
    5. Понятия поглощенной и экспозиционной доз облучения и мощностей этих доз.
    6. Понятия эквивалентной и эффективной доз облучения и мощностей этих доз.
    7. Какие радионуклиды являются наиболее опасным источником внутреннего облучения человека? Какими единицами измеряется активность радионуклидов?
    8. Понятие критического органа, группы критических органов.
    9. Каковы особенности биологического действия ионизирующих излучений?
    10. В чем различие детерминированных и стохастических эффектов биологического действия излучений?
    Тема: Возбудители особо опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений.
    1. Назовите виды, основные свойства и классификацию болезнетворных микробов.
    2. Чем отличаются бактерии от вирусов и риккетсий?
    3. Какие острозаразные инфекционные заболевания возбуждаются бактериями? Основные характеристики и свойства бактерий.
    4. Какие острозаразные инфекционные заболевания возбуждаются вирусами? Основные характеристики и свойства вирусов.
    5. Какие острозаразные инфекционные заболевания возбуждаются риккетсиями? Основные характеристики и свойства риккетсий.
    6. Что представляют собой болезнетворные грибки? Какими основными характеристиками они обладают?
    7. Какие острозаразные инфекционные заболевания возбуждаются грибками?
    8. Что представляют собой болезнетворные токсины? Какими основными характеристиками они обладают?
    9. Какие острозаразные инфекционные заболевания возбуждаются токсинами?
    10. Назовите основные способы борьбы с болезнетворными микробами.

    Контрольные вопросы «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»
    Тема: Терроризм и его проявления
    1. Социальные опасности. Классификация.
    2. Общие сведения о терроризме. Классификация терроризма.
    3. Ядерный терроризм.
    4. Биотерроризм.
    5. Возможные ЧС, обусловленные террористическими актами различного вида.
    6. Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности.
    7. Рекомендации населению по действиям при обнаружении подозрительного предмета, по поведению при захвате в заложники.

    Контрольные вопросы «Прогнозирование и оценка чрезвычайных ситуаций»
    Тема: «Оценка пожарной обстановки»
    1. Понятие пожарной обстановки.
    2. Методика оценки отдельных элементов пожарной обстановки по данным прогнозирования.
    3. Практическое решение типовых задач по оценке пожарной обстановки:
    3.13. Определение допустимой продолжительности теплового облучения элементов промышленного объекта.
    3.14. Определение безопасного минимального расстояния для персонала и элементов объекта от очага пожара, величины теплового потока.
    3.15. Определение допустимых размеров территории горения, исключающих распространение пожара, на расположенные рядом объекты.

    Контрольные вопросы «Защита населения в чрезвычайных ситуациях»
    Тема: Рассредоточение и эвакуация населения
    1. Организация городских, районных и объектовых эвакуационных комиссий. Их задачи.
    2. Основные задачи эвакоприемных комиссий в загородных зонах.
    3. Организация работы и основные задачи сборных и приемных эвакуационных пунктов.
    4. Транспортное, материальное и медицинское обеспечение эвакомероприятий.
    Тема: Защита продовольствия, продуктов питания, воды и фуража
    1. Особенности дезактивации, дегазации и дезинфекции различных продуктов питания.
    2. Основные способы контроля обеззараживания продуктов питания.
    3. Приемы кулинарной обработки продуктов питания, подвергшихся обеззараживанию.

    Контрольные вопросы «Управление безопасностью жизнедеятельности в ЧС. Организация обучения населения действиям в ЧС. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций»
    Тема: Организация обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях
    1. Требования к организации обучения населения, определенные постановлениями правительства РФ.
    2. Особенности обучения студентов в ВУЗах вопросам безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны.
    3. Формы и методы проведения занятий.
    Тема: Ликвидация последствий ЧС; последовательность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в зонах чрезвычайных ситуаций
    1. Цель и задачи проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
    2. Основные мероприятия при спасательных работах.
    3. Содержание других неотложных работ.
    4. Группировка сил и средств гражданской обороны для проведения спасательных и других неотложных работ.
    5. Основные приемы и способы проведения спасательных и других неотложных работ.

    6. 3. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной подготовки к занятиям и контрольным работам

    Тема: Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации
    1. Понятие безопасности жизнедеятельности. Актуальность изучения этого предмета?
    2. Почему необходимо и как организовано в РФ обучение населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в чрезвычайных ситуациях?
    3. Понятие чрезвычайной ситуации. Какие события приводят к чрезвычайным ситуациям?
    4. На какие государственные институты возложено решение проблем безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
    5. Необходимость и возможные подходы к классификации чрезвычайных ситуаций. Какая система показателей лежит в основе правительственной классификации чрезвычайных ситуаций?
    Тема: Негативные факторы естественного и антропогенного происхождения и их влияние на здоровье человека
    1. Какие природные явления могут быть источниками естественных негативных факторов в атмосфере, космосе, гидросфере и литосфере?
    2. Какие негативные техногенные факторы наиболее опасны и почему?
    3. Как влияет производственная деятельность на окружающую природную среду?
    4. Какие вещества принято называть аварийно химически опасными – АХОВ (сильнодействующими ядовитыми веществами - СДЯВ)?
    5. Основные физико-технические свойства АХОВ.
    6. Примеры основных видов АХОВ (хлор, аммиак, сернистый ангидрит, синильная кислота) и их основных характеристик.
    7. Классификация АХОВ.
    8. Поражающие свойства АХОВ. В чем проявляется их поражающее действие? Какими основными показателями характеризуется поражающее действие АХОВ?
    9. В чем состоит опасность радиоактивного облучения людей? Назовите основные источники радиации.
    10. Основной механизм взаимодействия ионизирующих излучений с веществом? Какими единицами характеризуется взаимодействие радиации с веществом?
    11. Каковы особенности биологического действия ионизирующих излучений? Какие виды радиоактивного облучения наиболее опасны при внешнем облучении человека и почему?
    12. Какие радионуклиды наиболее опасны для человека? Какими единицами измеряется активность радионуклидов?
    13. Назовите основные виды болезнетворных микробов. Какие заболевания возбуждаются грибками и токсинами?
    14. Назовите основные способы борьбы с болезнетворными микробами.
    15. Что представляют собой болезнетворные грибки и токсины? Какими основными характеристиками они обладают? Какие заболевания возбуждаются вирусами и риккетсиями?
    16. Чем отличаются бактерии от вирусов и риккетсий? Основные характеристики и свойства бактерий. Какие заболевания возбуждаются бактериями?
    Тема: Стихийные бедствия
    1. Общие сведения о стихийных бедствиях. Классификация стихийных бедствий.
    2. Геологические стихийные бедствия. Основные виды землетрясений. Параметры, характеризующие тектонические землетрясения. Основные виды экзогенных катастроф. Особенности обвалов, оползней, карстовых явлений, селей, абразии и других видов стихийных бедствий экзогенного характера.
    3. Метеорологические (атмосферные стихийные бедствия). Общие сведения о бурях, ураганах, смерчах, циклонах.
    4. Гидрологические стихийные бедствия. Общие сведения о наводнениях и цунами.
    5. Ландшафтные пожары. Основные причины их возникновения и классификация. Особенности лесных и торфяных пожаров. Основные способы и этапы тушения лесных пожаров. Особенности тушения торфяных пожаров. Основные требования пожарной безопасности при тушении лесных пожаров.
    6. Массовые заболевания. Понятия эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и основные меры борьбы с ними.
    7. Понятия зоны и очага поражения при стихийном бедствии.
    8. Сравнительные данные по частоте возникновения, протяженности зоны поражения, площади очага поражения, материальным потерям и возможном количестве жертв для стихийных бедствий различного происхождения.
    9. Понятия экологической безопасности и экологического равновесия. Основные принципы и правила, необходимые для обеспечения экологического равновесия.
    Тема: Радиационно-опасные объекты
    1. Понятия радиационно-опасного объекта и радиационной аварии.
    2. Типовые радиационно-опасные объекты и их классификация по степени опасности.
    3. Понятие радиационной безопасности и основные принципы ее обеспечения.
    4. Основные причины возникновения, масштаб аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствия для населения России и территорий других стан, пострадавших от «катастрофы века».
    5. Понятие предела дозы облучения.
    6. Какие лучевые поражения организма возникают в результате воздействия радиации на человека и как они зависят от дозы и длительности облучения.
    7. Степени острой лучевой болезни.
    8. Категории облучения населения.
    9. Понятие санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения радиационно-опасного объекта.
    10. Ограничения по дозам облучения для различных категорий населения.
    11. Права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.
    Тема: Химически опасные объекты
    1. Понятия химически опасного объекта и химической аварии.
    2. Основные причины возникновения и классификация химических аварий.
    3. Типовые химически опасные объекты и их классификация по степени опасности.
    4. Понятие химического заражения. Поражающие факторы при химических авариях.
    5. Пути поступления АХОВ в организм человека.
    6. Понятие токсической дозы (токсодозы) АХОВ. Классификация токсодоз. Как определяются токсодозы АХОВ в зависимости от пути поступления их в организм?
    7. Чем ограничивается содержание АХОВ в различных средах в целях обеспечения безопасности среды обитания для человека?
    8. Понятия зоны химического заражения и очага химического поражения. Как формируется и какими основными параметрами характеризуется зона химического заражения. Какие бывают очаги химического поражения.
    9. Что такое санитарно-защитная зона химически опасного объекта?
    10.Понятие химической безопасности. Основные направления обеспечения химической безопасности производственных объектов.
    11. Гигиенические критерии оценки влияния деятельности химически опасного объекта на санитарное состояние окружающей среды.
    Тема: Пожаро- и взрывоопасные объекты
    1. Основные причины возникновения, периоды и пространственные зоны развития пожара.
    2. Какие основные физико-химические процессы сопровождают горение, и какими скоростями оно характеризуется?
    3. Классификация веществ и материалов по свойству горючести. Понятие горючих жидкостей. Какие жидкости называются легковоспламеняющимися?
    4. Факторы, влияющие на скорость развития пожара. Поражающие факторы пожара.
    5. Основные приемы и способы тушения пожара и наиболее распространенные огнетушащие средства.
    6. Понятия взрыва, взрывчатых веществ и взрывоопасных веществ и сред. Основное отличие взрывчатых веществ от взрывоопасных веществ и сред.
    7. Понятия пожарной безопасности и пожарной профилактики.
    8. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
    9. Какие обязанности возложены на органы исполнительной власти по отношению к гражданам в случае пожаров?
    10. Чем обеспечивается объективность расследования причин возникновения пожара в жилом секторе?
    11.Какие средства пожаротушения в обязательном порядке должны быть в квартирах граждан?
    12.Кто может работать в добровольной пожарной дружине?
    Тема: Чрезвычайные ситуации военного времени
    1. Что называется обычным вооружением и оружием массового поражения?
    В чем основные отличия обычного оружия от оружия массового поражения?
    2. Назовите основные виды и характеристики обычных боеприпасов. Какими поражающими факторами обладают современные боеприпасы, применяемые в обычном вооружении?
    3. Какой вид оружия массового поражения называется химическим оружием? Каковы его отличительные особенности?
    4. Какие основные виды отравляющих веществ используются в химическом оружии? Их поражающие свойства и классификация.
    5. Основные виды и калибры ядерного оружия. Чем характеризуются воздушный, наземный и подземный ядерные взрывы?
    6. Какие поражающие факторы присущи ядерному оружию? Как распределяется энергия ядерного взрыва между различными поражающими факторами?
    7. Какие зоны выделяются на местности при ее радиоактивном заражении в результате ядерного взрыва? Их основные характеристики.
    8. Какой вид оружия массового поражения называется бактериологическим или биологическим оружием? Каковы его отличительные особенности?
    9. Какие основные виды бактериальных средств используются в бактериологическом оружии? Основные виды наиболее опасных инфекционных заболеваний, возникающих при применении бактериологического оружия. Характерные признаки этих заболеваний,
    течение и вероятный исход в зависимости от формы и тяжести заболевания.
    Тема: Основные принципы организации защиты населения и
    территорий от чрезвычайных ситуаций
    1. Что означают реалистичность, необходимая достаточность и требование дифференцированности при организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
    2. Какие допустимы дозы облучения при однократном облучении, при облучении в течение 1 месяца, 3 месяцев и 1 года пребывания населения на радиоактивно зараженной местности?
    3. Что такое режим радиационной защиты и как он обеспечивается?
    4. Что такое режим химической защиты и как он обеспечивается?
    5. Что такое режим бактериологической защиты и как он обеспечивается?
    Тема: Концепция гражданской обороны в современных условиях
    1. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)? Основные задачи РСЧС.
    2. Основные принципы организации РСЧС. В чем заключается сочетание централизации и децентрализации управления в РСЧС?
    3. Основные подсистемы РСЧС. Какие координирующие органы имеются в РСЧС? Какие органы управления, силы и средства имеются в РСЧС?
    4. Что такое невоенизированное формирование? В каких случаях и какие невоенизированные формирования создаются на объектах народного хозяйства?
    5. Что такое служба ГО, и какие службы организуются на объектах народного хозяйства?
    6. Типовая структура гражданской обороны на предприятии.
    7. Режимы функционирования РСЧС.
    8. Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Тема: Индивидуальные средства защиты населения
    1. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания человека. Их классификация, особенности применения.
    2. Фильтрующие средства защиты органов дыхания:
    • назначение и типы;
    • принцип действия;
    • способы применения.
    3. Изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи:
    • назначение и типы;
    • принцип действия;
    • способы применения.
    4. Средства защиты кожи.
    5. Индивидуальная аптечка, индивидуальный противохимический и перевязочный пакты.
    Тема: Защитные сооружения гражданской обороны – коллективные средства защиты населения
    1. Что такое защитное сооружение? По каким признакам классифицируют защитные сооружения, и какие существуют защитные сооружения?
    2. Что такое убежище? Классификация убежищ.
    3. Какими параметрами характеризуются защитные свойства убежищ?
    4. Основные требования к убежищам. Какими в убежищах должны быть вентиляция и удобства для населения?
    5. Состав помещений убежищ и их внутреннее устройство. Основные системы и средства, которыми должны оборудоваться убежища.
    6. Как организуется заполнение убежищ? Кто отвечает за их готовность и порядок в убежищах? Какие обязанности возлагаются на граждан, укрывающихся в убежищах?
    7. Что такое противорадиационное укрытие? Чем отличаются противорадиационные укрытия от убежищ?
    8. Основные требования к противорадиационным укрытиям и их классификация. Какими параметрами характеризуются защитные свойства противорадиационных укрытий?
    9. Как подвал или погреб дома переоборудовать в противорадиационное укрытие?
    10. Какие защитные сооружения называются простейшими. Виды простейших защитных сооружений.
    11. Основные требования к простейшим защитным сооружениям, какими защитными свойствами они характеризуются?
    12. Особенности устройства простейших защитных сооружений.
    Тема: Эвакуация и рассредоточение населения
    1. Понятия эвакуации, рассредоточения и отселения населения. Что такое загородная зона?
    2. Организация эвакуации населения. Организация пешего перехода, обязанности старших колонн.
    3. Особенности эвакуации детей.
    4. Какие вещи в обязательном порядке должны брать с собой эвакуируемые, и какие существуют ограничения общего веса вещей?
    5. Организация рассредоточения населения? Какие требования предъявляются к зоне рассредоточения?
    Защита продовольствия, продуктов питания, воды и фуража в условиях заражения местности при чрезвычайных ситуациях
    6. Понятия дезактивации, дегазации и дезинфекции зараженных объектов.
    7. Основные способы защиты продовольствия, продуктов питания и фуража от неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.
    8. Защита водоисточников от радиоактивных веществ, АХОВ и отравляющих веществ или от бактериальных средств.
    9. Каким образом радиоактивные вещества попадают на продукты питания и продовольствие? Глубина проникновения радиоактивных веществ в различные продукты и корма.
    10. Основные дезактивирующие составы. Особенности дезактивации различных продуктов питания.
    11. Способы контроля эффективности дезактивации продуктов питания, воды и фуража.
    12. Основные приемы приготовления пищи из дезактивированных продуктов.
    13. В каком виде АХОВ или отравляющие вещества могут попадать на одежду, кожу и в организм человека, а также на продукты питания, продовольствие и фураж?
    14. Основные дегазирующие составы. Особенности дегазации различных продуктов питания.
    15. Основные способы дезинфекции зараженных объектов. Особенности дезинфекции продуктов питания и воды.
    16. Понятие санитарной обработки населения. Особенности частичной и полной санитарной обработки.

    Тема: Дозиметрический и химический контроль
    1. Основные методы обнаружения и измерения радиоактивных излучений. Что такое дозиметрический контроль? Виды дозиметрического контроля.
    2. Назначение, принцип действия войсковых дозиметрических приборов типа ДП-5 и ДП-24.
    3. Основные методы обнаружения отравляющих веществ. Что такое химический контроль? Виды химического контроля.
    4. Особенности различных методов обнаружения отравляющих веществ и АХОВ. Назначение и принцип действия войскового прибора химической разведки (ВПХР).

    Тема:Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
    1. Понятие объекта экономики и устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.
    2. Организация исследований устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях.
    3. Критерии оценки и общие подходы к исследованию устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
    4. Пути повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

    Тема: Организация и проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ
    1. Цели и задачи проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
    2. Силы и средства, используемые для проведения спасательных работ. Задачи группировки сил и средств гражданской обороны по организации и проведению спасательных работ.
    3. Силы и средства, привлекаемые для спасения людей в завалах, и как организуются спасательные работы при сильных разрушениях, обусловленных землетрясениями, применением современных средств поражения или другими источниками чрезвычайных ситуацийВиды аварийно-спасательных работ. Способы их ведения. Основы управления при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Меры безопасности при проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    6.3.1. Тестовые задания для самоконтроля.
    1. Выделение 4 групп опасностей – природных, техногенных, антропогенных, социально-политических, – основано на классификации опасностей по следующему признаку:
    а) по происхождению
    б) по характеру воздействия на человека
    в) по вызываемым последствиям
    г) по локализации опасностей
    2. Состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено нанесение ущерба жизни, здоровью человека, либо его имуществу принято называть:
    а) опасностью
    б) безопасностью
    в) риском
    г) болезнью
    3. Под _________________ понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности:
    а) вероятностью
    б) идентификацией
    в) причиной
    г) следствием.
    4. Количественную оценку опасности, определяемую как частоту или вероятность возникновения одного события при наступлении другого, принято называть:
    а) ущерб здоровью
    б) причина опасности
    в) риск
    г) потенциальная опасность
    5. Методический подход к определению риска, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п., называется:
    а) инженерный
    б) модельный
    в) экспертный
    г) социологический
    6.4. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
    Подготовка к написанию реферата начинается с подбора литературы и составления библиографического списка. Затем собранный материал изучается и составляется план (содержание) реферата, который согласуется с преподавателем. После этого в соответствии с планом пишется основной текст реферата, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ.
    Содержание реферата должно полностью раскрывать изучаемую проблему и показывать ее противоречивые стороны. В нем должны быть отражены мнения и взгляды на решение этой проблемы разных ученых. Автор должен обобщить и сделать вывод о том, какое мнение в настоящее время является основным. В разделе Заключение автор высказывает свое мнение к изучаемой проблеме.

    Примерные темы рефератов
    1. Воспитание личности безопасного типа поведения.
    2. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере.
    3. Продовольствие и безопасность.
    4. Правовые, нормативно-технические вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
    5. Безопасность при проведении массовых мероприятий.
    6. Защита организма человека при работе с персональным компьютером.
    7. Физические факторы жилой среды и ее воздействие на организм человека.
    8. Автономное существование. Организация аварийного лагеря. Сигналы бедствия.
    9. Организация перехода группы в экстремальных условиях.
    10. Правила безопасного поведения детей на природе. Ориентирование.
    11. Психологические аспекты выживания в условиях автономного существования.
    12. Выживание в условиях низких температур.
    13. Выживание в условиях жаркого климата.
    14. Экологическая оценка состояния Тюменской области. Источники и характеристика загрязнений.
    15. Особо опасные инфекции животных.
    16. Особо опасные болезни растений.
    17. Чрезвычайные ситуации социальной направленности: криминальные происшествия.
    18. Виды террористических организаций.
    19. Профессиональный отбор операторов технических систем.
    20. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
     
    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
    9.1. Основная литература:
    1. Гренц В. И. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие/ В. И. Гренц; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.148 с.
    2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э. А. Арустамова. М.: Изд. Дом «Дашков и К°», 2007. 456 с.
    3. Безопасность жизнедеятельности : [учеб. пособие]/ В. И. Бондин, А. В. Лысенко. -2-е изд.. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 351 с.
    4. Рычков В. А. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации: Тесты и метод. рекомендации по решению задач. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2006. 76 с.


    9.2. Дополнительная литература:
    1. Федеральные законы РФ
    - от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
    - “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в ред. от 8.10.02 г.).
    - "О пожарной безопасности", № 69-ФЗ от 21.12.94.
    - "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", № 151-ФЗ от 22.08.95.
    - "Об использовании атомной энергии", № 170-ФЗ от 21.11.95 г.
    - "О радиационной безопасности населения", № 3-ФЗ от 09.01.96.
    - "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". № 116-ФЗ от 21.07.97.
    - "Об обороне" № 61-ФЗ от 31.05.96.
    - "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12.02.98.
    - "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", № 52-ФЗ от 30.03.99.
    2. Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953 "Положение о министерстве Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
    3. Постановления Правительства РФ:
    - от 24 июля 1995 г. № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС".
    - от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
    - от 18 апреля 1994 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях».
    - от 07 марта 1995 г. № 238 " Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты".
    - от 28 августа 1997 г. № 1112 "О федеральной целевой программе по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года".
    - от 10 июня 1999 г. № 620 "О гражданских организациях гражданской обороны".
    4. Государственный стандарт Российской Федерации:
    - ГОСТ Р 22.3. 03-94. “Безопасность в чрезвычайных ситуациях”. Защита населения /основные положения/ - Основы безопасности жизни - 1996. № 1,. с. 59 -63.
    - ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
    - ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования.
    - ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования.
    - ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.
    - ГОСТ 12.1.004-85 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования.
    - ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ Взрывобезопасность. Общие требования.
    5. "Перечень нормативно правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений" (приказ Государственного комитета Российской федерации по охране окружающей среды от 23 июля 1998 года N 448).
    6. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (Извлечения из СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96).
    7. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99, Издание официальное, Минздрав России, 1999.
    8. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-98), Санитарные правила и нормы Сан ПиН 2.6.1-98. Издание официальное, Минздрав России, Москва, 1998.
    9. Белов С. В., Морозова Л. Л., Сивков В. П. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. М.: ВАСОТ, ч.1, 1992, ч.2, 1993.
    10. Баранников Ю. А. Радиация, дозы, эффект, риск. Перевод с англ. М., 1990.
    11. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для населения / Под ред. Н. А. Крючека. М.: МЧС, 2001.
    12. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1993. 223 с.
    13. Градосельский В. В. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие и защита от него. М., 1970.
    14. Ильин А. А. Большая энциклопедия городского выживания. М: ЭКСМО. 2003. 573 с.
    15. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и «Безопасность технолог. процессов и производств» направления подгот. дипломир. спец. «Безопасность жизнедеятельности»/ Б. С. Мастрюков. -Москва: Академия, 2003. 336 c.
    16. Николаев А. А. Медицинская помощь при поражении проникающей радиацией. М., 1995.
    17. Охрана окружающей среды. Учебник под ред. С. В. Белова М. : Высшая школа, 1991. 307 с.
    18. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. Пособие. Воениздат.1990.
    19. Порфирьев В. Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука, 1991. 136 с.
    20. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности : учеб. пособие для студ. вузов/ А. Н. Сухов. - Москва: Академия, 2002 .256 c.
    21. Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне / Под ред. Н. А. Крючека. М.: МЧС, 2001.

    10. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
    1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях http://otherreferats.allbest.ru/life/00028311_0.html
    2. Безопасность и жизнедеятельность
    http://articles.excelion.ru/science/lifesecurity/44435933.html
    3. Безопасность жизнедеятельности /Компьютер и здоровье человека http://works.tarefer.ru/9/100095/index.html
    4. Безопасность жизнедеятельности. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. http://www.alleng.ru/d/saf/saf14.htm
    5. Основы безопасности жизнедеятельности человека
    http://interdetal.com/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-cheloveka
    6. Программное тестирование по вопросам и заданиям на персональном компьютере.
     
    7. Перечень вопросов и задания для итогового контроля успеваемости студентов

    1. Научно-технический прогресс и увеличение риска угрозы здоровью и жизни людей, окружающей природной среде.
    2. Основные понятия (стихия, стихийные бедствия, катастрофа, авария, чрезвычайная ситуация и др.).
    3. Государственные институты, ответственные за решение проблем безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от ЧС.
    4. Понятие чрезвычайной ситуации. Причины возникновения ЧС и основные подходы к их классификации. Официальная классификация ЧС в соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением правительства РФ.
    5. Задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от ЧС.
    6. Методологические аспекты научных основ дисциплины "Защита населения и территорий от ЧС".
    7. Характерные состояния системы «человек-среда обитания».
    8. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности.
    9. Классификация негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
    10. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду.
    11. Экологическая безопасность и экологическое равновесие. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа.
    12. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
    13. Качественный и количественный анализ опасностей.
    14. Критерии безопасности.
    15. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств.
    16. Общие сведения о процессах горения. Вредные негативные факторы, сопутствующие пожарам.
    17. Общие сведения о детонации и взрыве. Взрывчатые вещества и взрывоопасные среды и смеси. Негативные факторы, сопутствующие взрывам.
    18. Основные источники и уровни негативного воздействия факторов бытовой среды.
    19. Виды и масштабы негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду.
    20. Экологическая безопасность и экологическое равновесие. Принципы обеспечения экологического равновесия.
    21. Понятие о вредных веществах. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) и сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их агрегатные состояния и классификация.
    22. Источники радиации, понятие ионизирующих (проникающих) излучений. Виды, основные характеристики и единицы измерения ионизирующих излучений.
    23. Наиболее опасные радионуклиды, понятие о биологических цепочках поступления их в организм человека. Понятие о биологическом периоде полувыведения радионуклидов из организма человека. Классификация радионуклидов по возможности выведения их из организма.
    24. Особенности внешнего и внутреннего облучения людей ионизирующими излучениями.
    25. Радиоактивное заражение местности как источник негативных факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, животных и растительность.
    26. Влияние вредных негативных факторов, сопутствующих пожарам и взрывам, на человека и среду его обитания.
    27. Общие сведения об основных факторах биологического заражения человека и окружающей природной среды: бактериях, вирусах, риккетсиях, грибках, токсинах.
    28. Виды, классификация и общая характеристика стихийных бедствий. Основные особенности различных видов стихийных бедствий. Прогнозирование стихийных бедствий.
    29. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных стихийными бедствиями, и основные правила поведения населения в этих условиях (при землетрясениях, наводнениях, оползнях, снежных заносах и пр.).
    30. Общие сведения о техногенных авариях и катастрофах, причины их возникновения, классификация.
    31. Основные тенденции возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями и катастрофами. Прогнозирование техногенных аварий и катастроф, и перспективы сокращения техногенных аварий и катастроф в современном мире.
    32. Понятия радиационной аварии и радиационно-опасных объектов (РОО). Типовые РОО. Классификация РОО. Основные опасности при авариях на РОО. Краткая характеристика аварии на ЧАЭС.
    33. Понятие радиационной безопасности. Основные направления обеспечения радиационной безопасности. Предел дозы облучения. Ограничения по пределам доз облучения для различных категорий населения.
    34. Основные мероприятия и способы защиты населения при авариях на РОО. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных радиационными авариями, и основные правила поведения населения при авариях на РОО.
    35. Понятия химической аварии и химически опасных объектов (ХОО). Типовые ХОО. Классификация ХОО.
    36. Зона химического заражения и очаг химического поражения. Формирование зоны химического заражения при авариях на ХОО.
    37. Понятие химической безопасности. Основные направления повышения химической безопасности при проектировании и эксплуатации ХОО.
    38. Основные мероприятия и способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями на ХОО, и основные правила поведения населения в условиях химической аварии.
    39. Понятие промышленной безопасности. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Общие сведения о пожарах. Основные причины возникновения пожаров. Классификация пожаров. Тушение пожаров. Пожарная безопасность и пожарная профилактика.
    40. Рекомендации населению по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных пожарами и взрывами, и основные правила поведения населения при пожарах в жилище, лесу и т.д. Права и обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности.
    41. Современные (обычные) средства поражения людей и объектов экономики. Основные виды и характеристики обычных средств поражения. Защита от обычных средств поражения.
    42. Понятие, виды и основные особенности оружия массового поражения (ОМП).
    43. Ядерное оружие: виды, основные характеристики, отличительные особенности различных видов ядерных взрывов, поражающие факторы ядерного взрыва. Характеристика зон разрушения и зон радиоактивного заражения местности при ядерных взрывах. Способы защиты от ядерного оружия.
    44. Химическое оружие: основные виды отравляющих веществ (ОВ), используемых в химическом оружии, их классификация и особенности поражающего действия. Основные способы и характерные признаки применения химического оружия. Способы защиты от химического оружия.
    45. Биологическое оружие: основные виды и характеристики бактериальных средств и составов, используемых в биологическом оружии. Основные способы и характерные признаки применения биологического оружия.
    46. Основные инфекционные заболевания людей, животных и растений при применении биологического оружия. Способы защиты от биологического оружия.
    47. Понятия экологической безопасности и экологического равновесия. Основные принципы обеспечения экологического равновесия. Федеральный закон РФ "Об охране окружающей природной среды". Экологические последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф. Экологические последствия применения обычных средств поражения и ОМП в военных конфликтах.
    48. Основные цели, задачи и содержание Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
    49. Понятие защиты населения, перечень и основное содержание мероприятий по защите населения. Основные принципы и способы защиты населения.
    50. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
    51. Концепция гражданской обороны в современных условиях. Силы и средства ГО.
    52. Средства индивидуальной защиты населения, назначение, классификация, принцип действия основные характеристики и способы их использования.
    53. Медицинские средства защиты населения. Состав средств, основные характеристики и порядок их использования.
    54. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений, их классификация, основные требования к ним, общие сведения об устройстве и порядке их использования.
    55. Защита продовольствия, продуктов питания, воды, фуража от радиации, отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ и от бактериальных средств и составов.
    56. Средства и способы проведения санитарной и специальной обработки.
    57. Режимы радиационной защиты населения.
    58. Цели и задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в ЧС.
    59. Особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.
    60. Основные цели, задачи и содержание Федерального закона РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
    61. Управление действиями людей в ЧС.
    62. Правовые и нормативно-технические основы управления.
    63. Системы контроля требований безопасности и экологичности.
    64. Содержание работы органа управления при подготовке к действиям в ЧС.
    65. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС.
    66. Управление в ходе проведения АСДНР.
    67. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Виды работ.
    68. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
    69. Цели и задачи обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в чрезвычайных ситуациях.
    70. Особенности организации обучения населения в РФ вопросам безопасности жизнедеятельности и действиям в ЧС.
    71. Профессиональный отбор операторов технических систем.
    72. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
    73. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
     
    Образовательные технологии
    Курс предусматривает использование активных и интерактивных технологий обучения для повышения компетентности студентов и предполагает работу в режиме межличностного взаимодействия. Студент при этом выступает активным элементом обучающей системы. Это проявляется через взаимодействие в парах, в малых группах, в общей группе, когда студенты активно взаимодействуют между собой. Процесс интерактивного обучения предполагает организацию различных видов деятельности студента: выявление и активизацию личного опыта, проблематизацию рассматриваемых положений, выполнение практических работ и исследований, создание и обсуждение проблемных задач; проведение деловых и ролевых игр на темы: «Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания», «Чрезвычайные ситуации мирного времени», «Чрезвычайные ситуации военного времени», «ЧС политического характера. Терроризм и его проявления», «Прогнозирование и оценка чрезвычайных ситуаций», «Защита населения в чрезвычайных ситуациях», «Первая медицинская помощь при поражении ЧС мирного времени. Эстремальные ситуации в природных условиях», «Управление безопасностью жизнедеятельности в ЧС. Организация обучения населения действиям в ЧС».
    Общими для данной основной образовательной программы являются следующие формы организации обучения: лекции, семинары, практические работы, самостоятельная аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа, консультация, практическое занятие. Обязательная форма – написание эссе на тему «Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций».
    Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
    Иллюстративные материалы: наглядные пособия, таблицы.
    Дидактический материал по темам практических занятий
    Тестовые задания по темам занятий.
    Ситуационные задачи по темам практических занятий.
    Технические средства обучения (компьютеры, мультимедийные средства, множительная техника (для копирования раздаточных материалов).
    Лекции в формате электронных презентаций.
    Электронные ресурсы (материалы из Интернет-источников).
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ