ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Технология обследования и формирования произносительной стороны речи
Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    29.12.2007
     
     
    Программа предназначена для студентов 2-го курса (3-Й семестр) отделения логопедии.
     
    Цель курса: Подготовить студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.).
    Задачи курса:
     обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;
     создать условия для овладения студентами технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных коррекционных занятий.

    Базовой теоретической и практической подготовкой к данному курсу является предварительное или параллельное изучение таких учебных дисциплин как «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Современный русский Язык» (раздел «Фонетика»), «Развитие речи в норме и недоразвитие речи», «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия» (разделы: дислалия, нарушения голоса).
    В процессе изучения курса студенты должны знать:
    • строение и функционирование речевого аппарата;
    • закономерности становления звуковой (фонетической) системы языка в онтогенезе;
    • параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;
    • содержательные, структурные и методические аспекты обследования и формирования произносительной стороны речи.
    Студенты должны уметь:
    - производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов арти¬куляционного аппарата, за дыханием и голосом;
    - определять параметры анализа и производить анализ и самоанализ (по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, голосообразующей и дыхательной систем; звукопроизношения; фонематического восприятия; интонационной стороны речи;
    - подбирать и структурировать коррекционно-ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над мимической и артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией;
    - моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах (начальном, продвинутом, конечном).
     
    Курс рассчитан на 18 часов практических занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы; проводится зачет. Внутри семестровая аттестация проводится в виде контрольной работы.  
    №   Наименование темы   Лабораторные работы  
      ОДО   ОЗО  
    1.   Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования    
    2   Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования    
    3   Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица    
    4   Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата    
    5   Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе    
    6   Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков    
    7   Техника постановки звуков    
    8   Техника автоматизации и дифференциации звуков    
    9   Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии разной этиологии  
     
     
    Тема 1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования
    Определение, выделение и характеристика отдельных органов артикуляционного аппарата и лица. Уточнение понятий «мимика лица» и «артикуляционная моторика». Мимические и артикуляционные упражнения, их описание и демонстрация. Определение готовности артикуляционного аппарата и мышц лица студента к работе по изучению и коррекции моторных функций и звукопроизношения у детей.

    Тема 2. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования
    Определение и функциональная характеристика органов дыхания и голосообразования.
    Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание и демонстрация.
    Определение готовности студента к работе по изучению и коррекции дыхания и голосообразования у детей.
    Тема 3. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица
    1. Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица.
    2. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе).
    3. Качественная характеристика движений соответствующих органов.
    4. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы).
    5. Особенности переключаемости и др.
    6. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата.
    7. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий.

    Тема 4. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата
    Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объема, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.

    Тема 5. Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе
    Речевое дыхание как основа устной речи. Физические харак¬теристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты). Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты голоса, темпа и ритма речи.

    Тема 6. Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков
    Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).
    Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы. Формирование артикуляторно-дыхательной координации. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастики.

    Тема 7. Техника постановки звуков
    Способы постановки конкретных звуков, их описание и де¬монстрация. Анализ и самоанализ использования студентами со¬ответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и других звуков.

    Тема 8. Техника автоматизации и дифференциации звуков
    Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуком (звуками) в рамках автоматизации и дифферен¬циации. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации звуков.

    Тема 9. Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии разной этиологии
    Определение примерного порядка работы по коррекции зву¬ков в случае нарушения многих звуков из разных фонетических групп. Разработка перспективных и текущих планов индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков. Соблюдение в процессе планирования программных требований и учет данных онтогенеза в становлении звукопроизношения у детей. Анализ и самоанализ материалов планирования.
     
     
    а) основная литература
    1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Метод, пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М., 1999.
    2. Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. — 3-е изд. — М., 1998.
    3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
    4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.
    5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

    б) дополнительная литература
    1. Артемов В.А. Психология речевой интонации (Интонология и просодия). Ч. 1. — М., 1976.
    2. Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идес Р.Е. Про¬грамма психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. — М., 1997.
    3. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. — М., 1989.
    4. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи, — М., 1961.
    5. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб., 1999.
    6. Глинка Г.А. Развиваем мышление и речь. — СПб., 1999.
     
    ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
    1. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность.
    2. Мимические и артикуляционные упражнения, их описание.
    3. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование.
    4. Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание.
    5. Краткая характеристика типов дыхания.
    6. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.
    7. Характеристика нарушений строения артикуляционного аппарата.
    8. Схема обследования артикуляционного аппа¬рата.
    9. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата
    10. Упражнения для развития статической координации губ, языка, щек.
    11. Упражнения для развития динамической координации губ, языка, щек.
    12. Речевое дыхание как основа устной речи. Физические характеристики речевого голоса.
    13. Упражнения по развитию дыхания и голоса.
    14. Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации.
    15. Описательная характеристика артикуляционных упражнений, необходимых для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.
    16. Описательная характеристика артикуляционных упражнений, необходимых для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.
    17. Описательная характеристика артикуляционных упражнений, необходимых для постановки вибрантов на подготовительном этапе.
    18. Способы постановки шипящих звуков.
    19. Способы постановки свистящих звуков.
    20. Способы постановки вибрантов.
    21. Способы постановки сонорных звуков.
    22. Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации шипящих звуков.
    23. Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации свистящих звуков.
    24. Определение примерного порядка работы по коррекции звуков в случае нарушения многих звуков из разных фонетических групп.
    25. Разработка перспективных и текущих планов индивидуальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков.
     
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
    1. Составить рисунок «Органы артикуляционного аппарата».
    2. Дать краткую характеристику органов артикуляционного аппарата.
    3. Изобразить схематично органы дыхания.
    4. Дать краткую характеристику типов дыхания.
    5. Подобрать упражнения для обследования дыхания и голоса.
    6. Дать характеристику нарушениям строения артикуляционного аппарата (аномалии зубочелюстной системы, языка, губ).
    7. Разработать схему обследования мимики лица. Составить протокол.
    8. Разработать схему обследования артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
    9. Составить протокол обследования артикуляционного аппарата.
    10. Составить комплекс упражнений для развития статической координации языка.
    11. Составить комплекс упражнений для развития статической координации губ.
    12. Составить комплекс упражнений для развития статической координации щек.
    13. Составить комплекс упражнений для развития динамической координации губ.
    14. Составить комплекс упражнений для развития динамической координации языка.
    15. Составить комплекс упражнений для развития динамической координации щек.
    16. Составить комплекс упражнений для развития дыхания.
    17. Подготовить дидактическое пособие по развитию воздушной струи.
    18. Составить комплект упражнений для развития силы и высоты голоса.
    19. Подготовить артикуляционные профили на звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, к, г, х и их мягкие пары.
    20. Составить комплекс артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков на подготовительном этапе.
    21. Составить комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков на подготовительном этапе.
    22. Разработать фрагмент занятия по постановке свистящих звуков.
    23. Разработать фрагмент занятия по постановке вибранта (горловой ротацизм).
    24. Разработать фрагмент занятия по автоматизации звука на заданную тему. Подобрать речевой материал.
    25. Разработать фрагмент занятия по дифференциации звуков на заданную тему. Подобрать речевой материал.
    26. Разработать примерный перспективный план работы по коррекции сложной дислалии (например: межзубный сигматизм свистящих, параламбдацизм, горловой ротацизм).
    27. Составить перспективный план индивидуальных занятий по автоматизации заданного звука.
    28. Составить перспективный план индивидуальных занятий по дифференциации звуков на заданную тему.
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ