Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Основы природопользования и охрана природы
Биоэкология
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    29.08.2013
     
     
    Жигилева О.Н. Основы природопользования и охрана природы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2008.
    Рабочая учебная программа предназначена для студентов 1 курса специальности «Биоэкология». Содержит пояснительную записку, тематический план, содержание дисциплины, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы, перечень средств материально-технического обеспечения дисциплины. Рассчитана на 36 аудиторных часов.
    Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы природопользования и охрана природы [электронный ресурс]. Режим доступа http:www.umk.utmn.ru, свободный.
    Рекомендована к печати Учебно-методической комиссией биологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
     
    1. Пояснительная записка
    Дисциплина “Основы природопользования и охрана природы”, предназначена для студентов 1 курса биологического факультета.
    Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представлений о взаимоотношениях человеческого общества с окружающей средой. В задачи курса входит ознакомление студентов с базовыми понятиями природопользования и основными экологическими закономерностями, имеющими значение для практики рационального природопользования. Студенты знакомятся с историей взаимоотношений человечества и природы, современным состоянием системы «общество – природа» и перспективами ее развития. В курсе рассматриваются также основы ресурсного природопользования, современное состояние основных видов природных ресурсов и пути их рационального использования.
    "рейтинг"
     
    №  
    п/п   Наименование темы   Количество часов   Форма  
    контроля  
      Лекции   Самостоятельная работа студентов  
    1.   Природопользование: понятие и подходы к изучению   4   8   Контр.раб.  
    2.   Природа как материальная основа природопользования   4   8   Контр.раб.  
    3.   Система "природа- общество"   4   8   Контр.раб.  
    4.   Взаимоотношения природы и общества в истории цивилизации   4   8   Контр.раб.  
    5.   Современные представления об экологических кризисах   4    
    6.   Введение в ресурсное природопользование   4   8   Контр.раб.  
    7.   Ресурсы атмосферы   2    
    8.   Водные ресурсы и способы управления ими   4    
    9   Биологические ресурсы и основы их рационального использования   2    
    10   Энергетические ресурсы и основы их рационального использования   4    
    ИТОГО:   36   40   экзамен  
     
    Природопользование: понятие и подходы к изучению
    Природопользование как процесс удовлетворения потребностей. Понятие «потребность», удовлетворение потребностей в природе и в социуме. Система человеческих потребностей. Закон возвышения потребностей.
    Природопользование как наука: объект, предмет, место в системе наук, задачи.
    Природопользование как практика использования природы. Охрана природы – составная и неотъемлемая часть природопользования.
    Природопользование рациональное и нерациональное. Причины нерационального природопользования. Аспекты природопользования: социально-политический, правовой, социально-гигиенический, технологический, эколого-экономический.
    Природа как материальная основа природопользования
    Понятия: "природа", "биосфера" и "окружающая человека среда", их соотношение. Экологические факторы и экологические системы. Функции экосистем: круговорот веществ и поток энергии. Функциональная схема экосистемы. Структура экосистем. Пищевые цепи и сети. Саморегуляция экосистем. Экологическая сукцессия. Сравнительная характеристика искусственных и естественных экосистем.
    Важнейшие экологические законы, имеющие значение в практике природопользования: Закон необходимого разнообразия, закон константности В.И. Вернадского, Закон обеднения разнородного живого вещества в его островных сгущениях, Закон физико-химического единства живого вещества, закон ограниченности природных ресурсов, Закон развития природной системы за счет окружающей ее среды, Закон внутреннего динамического равновесия, Законы экологии Б. Коммонера.
    Система «природа-общество»
    Понятие системы «природа-общество». Главные факторы, определяющие функционирование социально-экономической и природно-ресурсной подсистем: НТР, рост народонаселения, уровень развития производительных сил, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды.
    Формы воздействия человека на Биосферу: технологические (уничтожение биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды), экологические (преобразование ландшафтов, синантропизация фауны), эволюционные.
    Взаимоотношения природы и общества
    в истории цивилизации
    Периодизация социо-культурных типов Б.Б. Прохорова. Взаимоотношения людей и природы в период охотничье-собирательской культуры. Древнее общество как часть естественных экосистем Земли. Взаимоотношения общества и природы в период аграрной цивилизации. Переход от промысла к производящему хозяйству. Возрастание степени воздействия общества на окружающую среду. Первое природоохранное законодательство. Факторы, ограничивающие рост численности населения в аграрную эпоху. Особенности круговорота веществ и потока энергии в условиях натурального хозяйства.
    Характерные черты индустриального общества: механизация, рост промышленного и с/х производства, добычи полезных ископаемых. Круговорот веществ в индустриальной цивилизации, пути его оптимизации.
    Постиндустриальное общество. Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Концепция устойчивого развития. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, ее основные результаты.
    Современные представления об экологических кризисах
    Понятия «экологический кризис», «глобальный экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Естественные экологические кризисы. Антропогенные экологические кризисы в истории цивилизации. Экологические (технологические) революции.
    Причины современного глобального экологического кризиса. Проявления кризиса. Пути выхода из кризиса.
    Введение в ресурсное природопользование
    Понятия «ресурсы» и «природно-ресурсный потенциал», их соотношение. Классификации ресурсов. Характеристики ресурсов: качество вещества и энергии. Количественные характеристики возобновляемых ресурсов: запас и прирост. Формы эксплуатации возобновляемых биологических ресурсов: промысел и хозяйство. Перепромысел, его причины. Запасы невозобновляемых ресурсов. Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых. Факторы, определяющие пределы эксплуатации невозобновляемых ресурсов. Ресурсосберегающие технологии: малоотходные и реутилизационные.
    Экстенсивный и интенсивный характер использования природных ресурсов.
    Ресурсы атмосферы
    Атмосфера как универсальный ресурс. Классификация ресурсов атмосферы.
    Озоновый экран. Вещества, ответственные за образование «озоновых дыр», механизм их образования, современное состояние проблемы, мероприятия по предотвращению разрушения озонового экрана.
    Парниковый эффект. Парниковые газы. Состав атмосферы и климат Земли. Последствия потепления климата. Пути предотвращения парникового эффекта.
    Водные ресурсы и способы управления ими
    Количество и качество водных ресурсов. Проблемы водных ресурсов: избыток и недостаток водных ресурсов, проблемы питьевого водоснабжения. Методы управления водными ресурсами.
    Биологические ресурсы и основы
    их рационального использования
    Ресурсы продуцентов, консументов и редуцентов как экологических компонентов. Генетические ресурсы: понятие, свойства, современное состояние и последствия истощения. Значение видового разнообразия растений и животных (на примере насекомых). Роль позвоночных животных в Биосфере. Системно--динамические качества биологических систем как ресурсы.
    Биологическая продуктивность. Первичная и вторичная биопродуктивность. Масштабы продуктивности Биосферы. Особенности продуктивности сообществ разных природных зон. Международная биологическая программа и ее результаты. Фотосинтез как основа биопродуктивности планеты. Физико-химическая активность редуцентов, ее роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
    Хозяйственная продуктивность. Проблема повышения продуктивности Биосферы.
    Энергетические ресурсы и основы
    их рационального использования
    Понятие энергетических ресурсов и их классификация. Энергетические закономерности функционирования Биосферы: законы термодинамики, «правило 1%», «правило 10%». Изменение потоков энергии в Биосфере под влиянием человека. Современные проблемы энергетики. Энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии.
     
     
     
    Основная:
    1.Акимова Г.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 566 с.
    2.Арустамов Э.А. и др. Природопользование: учебник. М.: Изд.-торгов. корпорация «Дашков и К°», 2003. 312 с.
    3.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М.: Аадемия, 2003. 208 с.
    4.Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебник. - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и Кº» , 2006. – 396 с.
    5.Экологическая экспертиза. Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.
    6.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Изд.-торгов. корпорация «Дашков и К°», 2003. 352 с.
    Дополнительная:
    1.Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник. Спб.: ДЕАН, 2002. 144 с.
    2.Глушкова В.Г., Макар С.В. Тесты и задания по курсу «Природопользование». М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
    3.Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. Смоленск: изд-во СГУ, 1998. 448 с.
    4.Киреев Н.Г., Киреева Н.В. Экономика и природная среда. М.: Агар, 1999. 176 с.
    5.Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 576 с.
    6.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3-х томах. М.: Прогресс, 1993.
    7.Пучковский С.В. Эволюция и экология 2: Проблема биологического разнообразия. Ижевск, 1998. 110 с.
    8.Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 1995. 528 с.
    9.Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
    10.Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 280 с.
    11.Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. М.: Школа-Пресс, 1996. 176 с.
    12.Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М.: Академия, 2000. 384 с.
    13.Чистик О.В. Экология. Минск: Новое знание, 2000. 248 с.
    14.Шилов И.А. Экология. М.: Высш. шк., 2000. 512 с.
     
    4. Проверка знаний.
    4.1. Задания для самостоятельной работы
    1. Приведите свои примеры нарушения экологических законов в практике природопользования. Какой закон экологии при этом нарушен? Как действовать в соответствии с этим законом?
    2. Приведите пример нерационального использования ресурсов в какой-либо сфере природопользования. Докажите, что в данном случае природопользование ведется нерационально. Какие критерии не соблюдаются? Как сделать природопользование рациональным?
    3. Приведите пример антропогенного воздействия на окружающую среду. К какой форме (технологической, экологической, эволюционной) оно относится? Почему Вы так считаете?
    4. Какие 5 документов были приняты на Рио-де-Жанейрской конференции ООН? Что они провозглашают?
    5. Приведите примеры ресурсосберегающих технологий. К какому типу (малоотходных или реутилизационных) они относятся?

    4.2. Контрольные вопросы к экзамену
    1. Соотношение понятий природа, биосфера и окружающая среда
    1. Экологические факторы и экологические системы. Структура и функции экосистем
    2. Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем
    3. Закон необходимого разнообразия и закон константности В.И. Вернадского. Их значение для практики природопользования.
    4. Закон ограниченности ресурсов и закон развития природной системы за счет окружающей ее среды. Их значение для практики природопользования.
    5. Закон физико-химического единства живого вещества и закон обеднения живого вещества в островных сгущениях. Их значение для практики природопользования.
    6. Закон внутреннего динамического равновесия. Проиллюстрируйте на примерах из практики природопользования его следствия.
    7. Потребности и их удовлетворение в природе и социуме
    8. Природопользование как наука.
    9. Две стороны практического природопользования
    10. Понятия «ресурс», «антиресурс» и «природно-ресурсный потенциал». Их соотношение.
    11. Классификация ресурсов по степени истощаемости и возможности замены
    12. Классификация ресурсов по способности к самовосстановлению и возможности экономического восполнения.
    13. Рациональное и нерациональное природопользование
    14. Принципы рационального природопользования
    15. Причины нерационального природопользования
    16. Эктенсивный и интенсивный пути использования ресурсов
    17. Промысел и хозяйство, как формы использования возобновимых ресурсов
    18. Рост народонаселения и НТР как предпосылки формирования системы «природа-общество»
    19. Закон экспоненциального роста Д. Медоуза. Понятие «пределы роста».
    20. Структура системы «природа-общество»
    21. Технологические формы влияния человека на природу
    22. Экологические и эволюционные формы влияния человека на природу
    23. Особенности взаимодействия человека и природы в период охотничье-собирательской культуры
    24. Особенности взаимодействия человека и природы в период аграрной культуры
    25. Особенности взаимодействия человека и природы в период индустриальной цивилизации
    26. Сравните функциональные схемы экосистемы в период охотничье-собирательской, аграрной и индустриальной цивилизации.
    27. Особенности взаимодействия человека и природы в постиндустриальный период
    28. Современные концепции развития общества: концепция ноосферы, ресурсная концепция и концепция биотической регуляции среды
    29. Концепция устойчивого развития общества. Конференция 1992 года в Рио-де-Жанейро и ее решения.
    30. Понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Локальные и глобальные экологические кризисы и катастрофы.
    31. Закон соответствия уровня развития производительных сил и природно-ресурсного потенциала. Понятие «технологическая революция».
    32. Антропогенные экологические кризисы в истории цивилизации
    33. Причины современного глобального экологического кризиса
    34. Понятия «демографический взрыв» и «демографический переход». Когда и при каких условиях они происходят?
    35. Коэффициент рождаемости и пирамиды возрастов в популяциях человека. Явление инерции роста численности населения.
    36. Проявления современного глобального экологического кризиса
    37. Пути выхода из современного экологического кризиса
    38. Количественные характеристики возобновляемых ресурсов (на примере биоресурсов)
    39. Рациональное использование биоресурсов. Промысел и перепромысел.
    40. Генетические ресурсы: понятие, характеристика, современное состояние.
    41. Значение генетических ресурсов растений и животных.
    42. Характеристики невозобновляемых ресурсов (на примере полезных ископаемых)
    43. Пределы использования ресурсов. Ресурсосберегающие технологии
    44. Понятие энергетических ресурсов, их классификация
    45. Основные энергетические закономерности функционирования биосферы
    46. Правило 1 % и правило 10 %.
    47. Распределение потоков энергии в биосфере и его изменение под влиянием человека
    48. Современные проблемы энергетики
    49. Альтернативные источники энергии
    50. Энергосберегающие технологии
    51. Качество и количество водных ресурсов. Основные причины их истощения.
    52. Локальные и глобальные проблемы водных ресурсов
    53. Экстенсивные способы управления водными ресурсами
    54. Интенсивные способы управления водными ресурсами
    55. Причины и пути предотвращения парникового эффекта
    56. Причины и пути предотвращения разрушения озонового экрана
    57. Хозяйственная продуктивность биосферы и перспективы ее повышения
    58. Законы урожайности-плодородия в сельском хозяйстве.
    59. Современное состояние почвенно-земельных ресурсов. Эрозия почв. Защита почв.
     
    5.2.Средства и материально-техническое обеспечение лекций
    Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, есть специализированные лаборатории: центр микроскопии (№ 408), оснащенный электронным микроскопом LSM 510-мета, фазово-контрастным микроскопом Axioimager А1; лаборатория молекулярной генетики (№ 309), оснащенная хроматографом ВСЖХ, ПЦР; лаборатория популяционной генетики (№ 111), оснащенная приборами для проведения электрофореза и цитогенетических исследований.
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ