ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Основы специальной педагогики и психологии
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    27.11.2007
     
    Теория специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
     
    Программа по специальной педагогике. Разработана д.п.н.,профессором Дмитриевым А.А.
    Утверждена на заседании кафедры специальной педагогики в ИППиУ, протоколом № 2 от 22.09.05. Курс «Основы специальной педагогики и специальной психологии» предназначен для студентов Института психологии, педагогики, социальноно управления, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования".
    Данный курс следует за курсом «Педагогика», являясь его продолжением и конкретизацией современного педагогического знания применительно к сфере специального образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
     
    Его назначение - подготовить студентов к усвоению курсов по таким отраслям специальной педагогики как «Олигофренопедагогика», «Логопедия» и др.
    ЦЕЛЬ курса - ознакомить студентов с основами теории специальной
    педагогики, ее понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщенные теоретические представления
    о специальном образовании как особом социокультурном образовательном
    феномене.
    Основные ЗАДАЧИ курса:
    сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания, ее объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях, принципах;
    раскрыть социокультурную сущность специального образования, познакомить с теорией его становления и развития, показать его роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями;
    дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и о содержании педагогической деятельности в сфере специального образования;
    познакомить с общими теоретическими основами специального обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

    дать представление о современной системе специальных образовательных услуг, педагогических системах и формах организации специального образования;
    создать предпосылки для формирования гуманистически детерминированного профессионального мировоззрения у будущих педагогов и психологов системы специального образования.
     
     
    1.Общие вопросы теории специальной педагогики
    Специальная педагогика как отрасль педагогической науки.
    Основные понятия: специальная педагогика, специальное образование; недостаток (ограничение возможностей) физической и/или психической сферы; лицо (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности; особые (специальные) образовательные потребности; дети (лица) с особыми образовательными потребностями; дефектология; тифлопедагогика; сурдопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия; педагогическая помощь; специальные образовательные услуги; специальное (коррекционное) образовательное учреждение; компенсация; педагогическая коррекция; абилитация; социальная реабилитация; социальная адаптация. Основополагающие понятия, термины специальной педагогики. Гуманистические ориентиры развития понятийного аппарата специальной педагогики. Цель и задачи специального образования. Статистика специального образования. Педагогические классификации в специальной педагогике. Основания этих классификаций (тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, олигофренопедагогика, специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
    2.Научные основания специальной педагогики:
    Основные понятия: норма и отклонение в развитии человека; единичное, особое и общее; сущность и явление; количественные и качественные изменения; аксиология, этика; гуманизм; гуманизация, фундаментализация, интеграция,
    Философские основы
    Выдающиеся философы и мыслители о проблемах человека с психофизическими отклонениями от общепринятой нормы.
    Основные философские категории и их интерпретация в специальной педагогике.
    Философско-методологические основания разграничения нормы и патологии.
    Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения специальной педагогики.
    Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики. Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями.
    Этические основы специальной педагогики.
    Современная философия как методологическая основа специальной педагогики.
    Социологические основы.
    Развитие и социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности с точки зрения социологии.
    «Социальное выпадение» и основные проблемы, им порождаемые: нарушение социальной ориентировки, коммуникации, отклонения в поведении, проблемы идентификации, утрата социальных и жизненных перспектив, затруднения в образовании и снижение социальной успешности. Социальное включение.
    Лица с ограниченными возможностями как социальное меньшинство. Социальные параметры этой общественной группы.
    Формирование социального самосознания, социальной идентификации лиц с ограниченными возможностями, преодоление «социального выпадения» под влиянием социальных факторов.
    Значение данных прикладной социологии для развития специальной педагогики и специального образования.
    Основные понятия: социальная ориентировка; социальное взаимодействие; социальная коммуникация; социальная идентификация; социальная группа; социальное меньшинство; социальная изоляция; социальная интеграция; социальное включение.
    Научные дисциплины, обеспечивающие клинические основы специальной педагогики. Их роль в решении задач специальной педагогики.
    О.п. аномалия развития; дефект, первичный дефект, вторичный дефект, комбинированный дефект; инвалидность; пренатальные, натальные, постнатальные дефекты; эндогенные, экзогенные дефекты; органические, функциональные дефекты; генные и хромосомные нарушения; медицинская профилактика.
    Психологические основы.
    Предмет и задачи специальной психологии, ее значение для специальной педагогики. Проблема компенсации функций в специальной психологии. Типы компенсации. Развитие теории компенсации. Понятие структуры дефекта в специальной психологии. Первичное нарушение и вторичные отклонения в развитии. Компенсация как синтез биологического и социального фактора (Л.С. Выготский).
    Основные типы нарушений психического развития.
    Общность закономерностей развития психики нормального ребенка и ребенка с проблемами в развитии.
    Общие закономерности для всех типов аномального психического развития.
    Закономерности, характерные для конкретного нарушения психического развития.
    Диагностика в специальной психологии. Важнейшие принципы, которыми руководствуются при обследовании ребенка с особым развитием.
    Психологическая служба в системе специального образования.
    Реализация положений специальной психологии в специальной педагогике.
    Социокультурные основы.
    Основные понятия: образ жизни,; качество жизни; социальные институты; социокультурное включение; жизнеобеспечение; социализация; коммуникация; рекреация; независимый образ жизни; патернализм; культура бедности; социокультурная дискриминация; приоритет интересов личности.
    Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности как объект социокультурного восприятия. Люди с отклонениями в развитии в контексте различных культур.
    Образ жизни и его составляющие: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Качество жизни; комплекс факторов, его определяющий.
    Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями как современный способ решения социокультурных проблем этой категории населения.
    Правовые основы.
    Основные понятия: Организация Объединенных Наций; ЮНЕСКО; международный правовой документ; нормы международного права; права лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности (инвалидов); охрана материнства и детства; правовые документы; нормативные документы; Закон; Указ Президента РФ; Постановление правительства РФ; подзаконные акты; правовые гарантии.
    Современные международные правовые акты, направленные на защиту прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
    Важнейшие российские нормативно-правовые документы (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями. Законодательная и правовая основа специального образования в России, перспективы ее развития.

    Экономические основы.
    Основные понятия: призрение; благотворительность; церковная благотворительность; светская благотворительность; меценатство; волонтерство; экономическая политика; социальное обеспечение; пенсия; экономическое обеспечение правовых гарантий.
    Понятие о благотворительности, ее социокультурный смысл, экономическая целесообразность; краткая история экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России.
    Экономическая политика в области специального образования в РФ. Финансирование специального образования за рубежом.
    Постсоветские экономические проблемы специального образования; экономическая целесообразность существующей системы специального образования. Экономические проблемы жизнеобеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью.
    3. Педагог системы специального образования
    Основные понятия: дефектологическое образование; дефектолог; специальный педагог; специальный психолог; профессиограмма; психограмма; квалификационная характеристика; государственный стандарт высшего (или среднего) профессионального образования; Классификатор специальностей профессионального образования; тарифно-квалификационный реестр; профессионально, значимые личностные характеристики; профессиональная деятельность; профессиональные вредности; профессиональные противопоказания; профессиональная этика; профессиональная деонтология.Становление и развитие системы подготовки кадров дефектологов. Обоснование необходимости специальной профессиональной подготовки педагога для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Основные сферы и содержание профессиональной деятельности педагога системы специального образования. Подготовка специальных педагогов и психологов в системе среднего и высшего профессионального образования. Современные специальности в сфере специальной педагогики.
    Личность специального педагога. Важнейшие профессионально значимые личностные характеристики. Требования к состоянию здоровья отдельных органов и систем организма. Профессиональные вредности и противопоказания для желающих работать в сфере специального образования. Гуманистическая детерминанта профессиональной деятельности специального педагога. Вопросы профессиональной этики и деонтологии.

    4. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
    Принципы специального образования
    Основные понятия: принцип, положение, образовательные потребности, профессиональная адаптация, система специального образования, государственный образовательный стандарт, учебные планы и программы. Принципы общепедагогические и специальные.
    Основные принципы специального образования: принцип педагогического оптимизма, генетический принцип (учета общих закономерностей человеческого развития применительно к лицам с особыми образовательными потребностями); принцип ранней педагогической помощи; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; принцип социально-адаптирующей направленности образования; принцип развития мышления, языка, и коммуникации как средств специального образования; принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию; принцип индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам и дифференцированности специального образования; принцип необходимости специального педагогического руководства.
    Особенности реализации общепедагогических принципов в условиях специального образования.
    Формы организации специального образования: интеграция и дифференциация.
    Дифференцированная и интегрированная формы специального образования. Возникновение и развитие двух организационных форм специального образования. Особенности интеграционного процесса в России. Модели интегрированного образования.
    Возможности реализации гуманистических образовательных систем в специальном образовании. Включенное образование.
    Современная система специальных образовательных услуг
    Общая характеристика современной системы специальных образовательных услуг.
    Медико-социально-педагогический патронаж.
    Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
    Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями.
    Школьная система специального образования.
    Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.
    Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченной трудоспособностью.
    Особые образовательные потребности и содержание специального образования
    Социальная направленность компенсации и коррекции отклонений в развитии. Ограничение возможностей жизнедеятельности и возникновение особых (специальных) образовательных потребностей. Особые образовательные потребности как дополняющие образовательные потребности общего характера.
    Специальные образовательные условия (среда).
    Зависимость уровней образования от степени ограничения возможностей жизнедеятельности.
    Проект государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт). Основные параметры стандарта.
    Проблема стандартизации специального образования применительно к различным этапам жизненного цикла человека, а также применительно к различным категориям лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Учебные планы, учебные программы, учебная литература в специальном образовании.
    5. Основы дидактики специальной педагогики
    Основные понятия: особые (специальные) образовательные потребности; компенсация ограничения социальных возможностей средствами образования; система специальных образовательных услуг; ранняя комплексная помощь; медико-социально-педагогический патронаж; интегрированная и дифференцированная формы организации специального образования; специальная образовательная среда; уровни специального образования; специальный образовательный стандарт; специальное обучение; развитие; специальные дидактические принципы; дидактически целесообразное сочетание методов обучения; специальные образовательные технологии; специальные средства обучения лиц с особыми образовательными потребностями; индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система, групповое обучение; дифференцированно-групповые формы работы; индивидуализированная форма работы в структуре групповой формы.
    Понятие обучения в специальном образовании. Взаимосвязь обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Процесс обучения в специальном образовании. Специальные методы обучения. Формы обучения. Образовательные технологии.
    Закономерности и принципы обучения в специальном образовательном процессе. Специальные дидактические принципы. Особенности реализации общедидактических принципов в специальном образовании.
    Методы обучения и специальные образовательные технологии.
    Система специальных средств коррекционно-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями.
    Организационные формы обучения.
    6. Воспитание в системе специального образования
    Основные понятия: социализация, социокультурное включение, социальная адаптация; социальный опыт, социальная компетенция; знания, навыки социальной компетенции; самоопределение личности; воспитание; развитие; поведение; взаимодействие; общение; жизнеобеспечение; рекреация; методы воспитания; педагогическое требование; упражнение, приучение; поручение; пример; ситуация выбора; осмысление социального опыта, мотивация деятельности; поощрение; наказание; детский коллектив; коллективная жизнедеятельность; семейное воспитание; взаимопомощь; самопомощь.
    Воспитание, социализация, адаптация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Взаимосвязь обучения и воспитания в специальном образовании.
    Содержание воспитания в процессе специального образования.
    Принципы воспитания детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Общие и специальные принципы воспитания.
    Методы воспитания в специальном образовании. Зависимость выбора методов, приемов и средств воспитания от характера особых образовательных потребностей воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, уровня и задач социализации. Роль методов формирования социального опыта.
    Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи и в условиях коллектива.
    7. Педагогические системы специального образования
    Основные понятия: педагогическая система, её характеристики, особенности и закономерности развития системы специального образования.
    Понятие о педагогической системе специального образования.
    Виды педагогических систем специального образования.
    Характеристики основных педагогических систем специального образования:
    - образование лиц с нарушенным зрением
    - образование лиц с нарушенным слухом
    - образование лиц с тяжелыми нарушениями речи
    - образование лиц с интеллектуальной недостаточностью
    - образование лиц с нарушениями опорно-двигательной системы
    - образование при аутистическом синдроме
    - образование при тяжелых и множественных нарушениях развития.
    Перспективы развития педагогических систем специального образования.
    Темы семинаров
    1.Основные терминологические понятия в специальной педагогике и специальном образовании.
    1.1. Раскрытие терминов «специальная педагогика», «специальное образование», «социализация», «адаптация» и др.
    1.2. Категории детей с проблемами в развитии.
    1.3. Виды специальных (коррекционных) школ.
    2.Програмно-методические основы специального образования.
    2.1. Анализ учебных планов различных видов специальных (коррекционных) школ.
    2.2. Анализ программ различных видов специальных (коррекционных) школ.
    3.Основные исторические этапы развития специального образования испециальной педагогики.
    3.1.История развития специального образования за рубежом; в России.
    3.2.История развития специального образования в Тюменской области.
    4. Перспективы развития специального образования.
    4.1. Государственные образовательные стандарты.
    4.2. Концепция модернизации образования в России.
    4.3. Интегрированное и включенное образование.
     
     
    1. Конспектирование первоисточников, словарей.
    2. Разработка контрольных тестов по теме.
    3. Изучение и конспектирование учебных планов, программ различных видов специальных школ.
    4. Разработка обучающих тестов по учебным планам и программам специальных школ.
    5. Консультирование учебников и учебных пособий.
    6. Составление контрольных тестов.
    1. Конспектирование ГОС,подготовка докладов.
    2. ОДИ по проблемам интегрированного и включенного образования.
     
    Основная литература:
    1. Дмитриев А. А. Специальная (коррекционная) педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050712.65 "Тифлопедагогика", 050713.65 "Сурдопедагогика", 050714.65 "Олигофренопедагогика", 050715.65 "Логопедия", 050716.65 "Спец. психология", 050717.65 "Спец. дошкольная педагогика и психология"/ А. А. Дмитриев. - Москва: Высшая школа, 2010. - 295 с.;
    2. Дмитриев А. А. Интегрированное (инклюзивное) обучение детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы : учебное пособие/ А. А. Дмитриев; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. - 300 с.
    3. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики. М. Академия, 2010.
    4. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2009.
    5. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. спец./ ред. Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2009. - 432 с.
    6. Назарова Н. М. , Пенин Г. Н. , «Специальная педагогика. Хрестоматия» /— Москва, 2008.
    7. Неретина Т.Г., Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс, Издательство: Флинта - 2010 г.
    8. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М. Академия, 2011
    9. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 188 с.
    10. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: теория и практика решения профессиональных педагогических задач. Часть 1.: учебное пособие. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2011. – 160с.
    11. Яркова Т.А., Палихова Н.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. института по направлениям образования (бакалавриат). – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010. – 413 с.
    Дополнительная литература:
    1. Гилберт, К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов - дефектологов./ К.Гилберт, Т. Питерс – М.: Владос, 2008
    2. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи /О.С.Никольская, Е.Р.Баянская, М.М.Либлинг. – 2-е изд. – М.:Теревинф, 2010.
    3. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов /Т.Г.Никуленко, А.П. Бандурин. – М.: ИКЦ Март, 2008.
    4. Нет «необучаемых» детей: кн. о ран. Вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевенковой и Е.В. Клочковой; авт. Н.Б. Баранова и др. – СПб.: Каро, 2007. – 346 с.
    Интернет-ресурсы:
    1. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал «Профессиональное образование»).
    2. www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России»).
    3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?GatalogID=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)
    4. Пешкова В. Коррекционная педагогика. Краткий курс лекций. – режим доступа: http://evol.vnt.ru/
    5. Рудова Л.С. Задержка речевого и психического развития – что это и как бороться? – режим доступа: http://centr–rasvitia.ucoz.ru
     
    1.Дети «группы риска».
    2.Методы научных исследований в специальной педагогике.
    3.Дети с проблемами в развитии.
    4.Сочетанный дефект.
    5.Дети с особыми нуждами.
    6.Индивидуальный и дифференцированный подход к коррекционной
    педагогике.
    7. Коэффициент интеллекта.
    8. Система М. Монтессори.
    9. Категории аномальных детей.
    10.Задачи специальной педагогики: глубокое и разностороннее психолого-педагогическое изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития аномальных детей.
    11 .Учреждения для детей с проблемами в развитии.
    12.Принципы коррекционной педагогики: объектом является не дефект, а личность аномального ребенка.
    13. Система ПМПК, документация.
    14.Принцип приоритетного развития высших психических функций.
    15.Норма и отклонение. Депривация, нарушение.
    16.Принцип коррекции нарушенных функций на основе развития сохранных.
    17.Объект и предмет специальной педагогики.
    18.Зона ближайшего развития.
    19.3акон РФ «Об образовании» ст. 50
    2О.Принцип коррекционно-компенсаторной направленности.
    21. Учебные планы специальных школ.
    22.Принцип дробности.

    23
    23.Задача специальной педагогики: обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных образовательных учреждений для аномальных детей.
    24.Программы специальных школ, принципы их построения.
    25.Задача специальной педагогики: определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей.
    26.Причины аномального развития.
    27.Задача коррекционной педагогики: ранняя диагностика структуры дефекта.
    28.Диагностические классы и логопункты в массовой школе.
    29.3адача специальной педагогики: разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального детства.
    ЗО.Проблемы здоровья населения России (КИМ, здоровье, проблемы здоровья учащихся).
    31.Задача специальной педагогики: повышение эффективности процесса социализации личности ребенка с проблемами в развитии.
    32.Понятия: аномалия, дефект первичный, вторичный, аномальный ребенок.
    3 3. Коррекция и компенсация.
    34.Специальная педагогика - отрасль психолого-педагогической науки, ее составные части.
    35.Абилитация, социальная реабилитация, социальная адаптация, социализация личности.
    Зб.Вербальные и невербальные тесты оценки уровня развития высших психических функций.
    37.Стандарт специального образования, цель, задачи, учебные планы и программы учреждений специального образования.
    38.Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта специального образования.

    24
    39.Дифференциация детей с задержкой психического развития.
    4О.Система специального (коррёкционного) образования.
    41. Компетентность дефектолога.
    42.3начение компенсаторных процессов в исправлении дефекта.
    43.Принципы (коррекционно-образовательного процесса детей с нарушениями развития, разработанные Л.С.Выготским.
    44.Понятия «здоровье» и «болезнь». Разграничение понятий «болезнь», «дефект», «нарушение».
    45.Основные международные, российские государственные и ведомственные нормативные документы, защищающие права детей, в том числе и детей с отклонениями в развитии.
    46. JQ - за и против.
    47.Специальная педагогика в системе педагогического знания. Значимость компетентности педагога любой специальности в вопросах специальной педагогики.
    48.Соотношение понятий: дефектология, дефект, аномалия, отклонение, нарушение.
    49.Специальная педагогика, коррекционная педагогика, сходство и различие. Система специального образования.
    50.Структура специальной школы.
    51. Специальности системы специального образования в системе высшего образования.
    52.Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками.
     
    Темы курсовых работ
    1.Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностя
    ми жизнедеятельности в истории философской мысли.
    2.Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.
    3.Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с
    ограниченными возможностями жизнедеятельности.
    4.Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизне
    деятельности: развитие международных и отечественных правовых основ.
    5.Историческая периодизация становления и развития специального образования.
    6.История становления и развития специального образования в Тюменской области.
    7.Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние.
    8.Содержание специального образования: общее и особенное в срав
    нении с массовой системой образования.
    9.Школьный учебник в системе специального образования: назначе
    ние, общее и особенное с массовой системой образования.
    10.Реализация специальных дидактических принципов в обучении де
    тей с отклонениями в развитии (по конкретному виду отклонений).
    11.Особенности воспитания детей с отклонениями в развитии (по конкретному виду отклонений).
    12.Современная система специальных образовательных услуг в Тюменской области.
    13.Интеграция как новая организационная форма специального обра
    зования. Проблемы развития интеграции в Тюменской области.
    14.Социально-трудовая реабилитация и адаптация конкретной категории лиц с ограниченной трудоспособностью (на материале своего города,района).
    15.Современные специальные средства обеспечения образовательного
    процесса. Информационные технологии на службе специального образо
    вания.
    16.Содержание и организация социально-педагогической помощи ли
    цам с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
    17.Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и
    его семье. Возможно на примере конкретного отклонения в развитии.
    18.Дошкольное образование ребенка с особыми образовательными по
    требностями.
    19.Содержание профессиональной деятельности специального педагога.
    20.Современная школьная система специального образования и пер
    спективы ее развития. ,
    21.Гуманистические образовательные системы и специальная педаго
    гика.
    22.Педагогическая система образования лиц с теми или иными откло
    нениями в развитии (по выбору).
    23.Современное специальное образование за рубежом.
    24.Воспитание ребенка с отклонением в развитии (по выбору) в семье.
    25.Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью.
    26.Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире
    культуры, науки, искусства (по выбору).
    27.Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в ка
    честве героев современного кинематографа.
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ