Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Общая психология (Введение в общую психологию)
Психология
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    Общая характеристика психологии как науки; основные этапы раз-вития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.
    Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства пер-цептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.
    Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.
    Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когни-тивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внима-ние и деятельность; развитие внимания.
    Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.
    Психические состояния. Определение состояния. Роль и место со-стояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.
    Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творче-ская личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, со-цио- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, соз-нание и мышление; речь и речевая деятельность.
    Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосеман-тика, вербальное и невербальное общение.
    Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень ре-гуляции. Волевые процессы и их изучение.
    Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознавае-мым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные меха-низмы и факторы их осознания.
    Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпи-рические характеристики сознания (пространственная, временная, инфор-мационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистиче-ская и динамическая модель.
    Понятие личности в системе человекознания. Личность в филосо-фии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференци-альной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, лич-ность, индивидуальность. Личность как предмет психологического иссле-дования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.
     
    .
    Курс общей психологии является базовой общепрофессиональной дисциплиной в образовательной программе по специальности 020400 Психология. Программа составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности.
    Курс состоит из четырех основных разделов:
    1. Введение в общую психологию.
    2. Познавательные процессы.
    3. Мотивы и эмоции.
    4. Сознание и деятельность.
    ""
     
    Цель курса – формирование у студентов представления о предмете, методах и задачах психологии, ее месте среди других наук о человеке, базовых категориях и понятиях, основных методологических и исследовательских проблемах и путях их решения. Задачами изучения первого раздела курса являются анализ основных категорий, понятий психологической науки и ее методов, критериев и стадий развития психического отражения, основополагающих подходов к пониманию предмета психологии, формирование основ профессионального мышления будущих специалистов-психологов.
     
    Темы   Часы  
    Всего   Лекции   Семин.  
    1. Общая характеристика психологии как науки   8   4   4  
    2. Становление предмета психологии   16   8   8  
    3. Человек как субъект деятельности   10   4   6  
    4. Возникновение и развитие психики   12   6   6  
    5. Социокультурная регуляция деятельности   8   4   4  
    6. Строение индивидуальной деятельности человека   8   4   4  
    7. Человек как субъект познания   8   4   6  
    Всего:   70   36   36  
     
    1. Общая характеристика психологии как науки.
    Первый раздел открывает цикл общей психологии. Читается он в 1 семестре (1 курс). Его назначение состоит в том, чтобы дать основную ориентировку в отношении фактологической базы психологии как науки и вида практики, ознакомить с основными научными психологическими понятиями, дать краткий обзор основных теоретических направлений в психологии, показать место психологии в системе наук о человеке, природе и обществе, обсудить важнейший методы психологии. Важная роль отводится также формированию у студентов-психологов основ общенаучного и профессионального мышления, заложить основы методологической корректности.
    1.1. Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и сознании. Психика и психология. Научное и житейское психологическое знание.
    Из истории “донаучной” психологии. Психологическое знание в обыденной жизни. Примеры описаний индивидуальных психологических различий, способов поведения. Общая и дифференциальная психология. Возможности обобщения типовых психических черт на примере классификаций темперамента.
    Психология и философия. Представления о душе в античной философии, их значение для современной психологии. Практическая и исследовательская психология.
    Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Сравнительные особенности житейского и научного познания в психологии.
    Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. Проблема выделения психологических фактов, взаимоотношения их научного объяснения и житейского представления о них.
    Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества. Отрасли психологии и критерии их выделения. Психология и психотерапия.
    1.2. Становление предмета психологии.
    Объект и предмет научного познания. Различие представлений о предмете психологии. Проблема изучения сознания в философии Нового Времени.
    Явления сознания как предмет экспериментального психологического исследования. Метафоры сознания. Структура сознания, его свойства. ”Поток сознания”. Метод интроспекции, его основные правила, возможности и ограничения метода интроспекции. Проблема самонаблюдения. Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта.
    Проблема объективного метода в психологии. Предмет и задачи психологии поведения. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Понятие промежуточной переменной и его эмпирическое обоснование. Проблема активности действующего субъекта в психологии и физиологии.
    Неосознаваемые процессы в поведении человека. Проблема бессознательного в психоанализе. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций.
    Категория деятельности в психологии. Порождение и функционирование сознательных (психических) представлений в реальном процессе жизни людей. Принцип единства сознания и деятельности.
    1.3. Человек как субъект деятельности.
    Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Человек и мир: природа, общество, культура. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Органические предпосылки становления и развития индивида. Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Социальные условия развития личности. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм. Личность и индивидуальность.
    Общее представление о развитии личности. Проблема существования личности в традиционном (архаичном) обществе: личность как социальный институт. Возможность самостоятельного выбора социальных позиций и становление личности в современном обществе. Становление и развитие личности в онтогенезе. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности, личностный поступок. Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Основные черты развития личности. Личность и культура.
    1.4. Возникновение и развитие психики.
    Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения. Психика как ориентировочная деятельность субъекта.
    Представление об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная, перцептивная, интеллекта. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Понятие операции. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Сравнение психики животных и человека.
    Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки. Трудовые действия и необходимость общественного сознания. Определение действия и его смысла. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Знаковая речь и развитие мышления.
    1.5. Социокультурная регуляция деятельности.
    Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания. Социальная роль как совокупность социальных ожиданий. Общее представление о процессе присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение.
    Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Значение и личностный смысл.
    Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Их основные свойства и закономерности формирования. Понятие интериоризации.
    1.6. Строение индивидуальной деятельности человека.
    Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований.
    Определение деятельности. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Планирование и осуществление действий. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Действие и операции.
    Соотношение действий и деятельности. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Функции мотива и их влияние на продуктивность выполнения действий.
    Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.
    1.7. Человек как субъект познания
    Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия.
    Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Чувственная ткань и предметное значение образа. Перцептивный образ и понятийный смысл. Универсальные (“сквозные”) психические процессы: память, внимание, воображение.
    Психология познания и когнитивная психология. Понятие когнитивной схемы. Познавательная сфера человека и ее основные характеристики.
    Примеры фундаментальных проблем общей психологии. Психофизическая проблема. Культура и познание. Возможности и ограничения психологического знания.
     
    1.1. Основные значения термина “психология”. Определения психики и сознания.
    1.2. Описательная характеристика психических явлений: внутренний опыт, поведение (осознаваемое и неосознаваемое), психосоматика. Общая и дифференциальная психология.
    1.3. Психология и философия. Представления о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель).
    1.4. Сравнение научной и житейской психологии, их взаимоотношение.
    1.5. Место психологии в системе наук. Специфика научно-психологического знания.
    1.6. Психология и практика. Связь фундаментальных и прикладных психологических исследований. Отрасли психологии.
    2.1. Проблема изучения сознания в философии (Декарт). Общее представление о рефлексии (Локк).
    2.2. Сознание как первый предмет психологии. Метафоры сознания. Явления и свойства сознания, примеры их исследования. “Поток сознания” и его характеристики. Гештальтфеномены, общее представление об инсайте.
    2.3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Разновидности метода интроспекции. Субъективный отчет в исследованиях сознания и поведения.
    2.4. Поведение как предмет психологии. Основные понятия, методы и задачи классического бихевиоризма. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, активность и целостность поведения.
    2.5. Неосознаваемые процессы и их классификация. Бессознательное: его проявления, отношение к сознанию и методы исследования. Явление и понятие установки.
    2.6. Проблема объективного метода в психологии. Сознание и деятельность. Принцип активности в психологии и физиологии.
    3.1. Философские и психологические представления о сущности человека.
    3.2. Понимание личности в широком и узком смысле. Индивид и личность. Физическое, социальное и духовное “Я”.
    3.3. Биологический индивид: организм и окружающая среда. Возникновение и роль психики в эволюции.
    3.4. Социальный индивид: человек и общество. Специфика коллективных сознательных представлений.
    3.5. Общее представление о развитии личности.
    4.1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе: определение чувствительности (А.Н. Леонтьев). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).
    4.2. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное поведение животных. Различные представления об инстинкте.
    4.3. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, их характеристика.
    4.4. Сравнение психики животных и человека. Групповое поведение, “язык” животных, использование орудий.
    4.5. Совместная деятельность людей и возникновение сознания. Генетическое представление о действии.
    5.1. Развитие сознания (мышления) в антропогенезе. Роль речи в развитии сознания. Характеристики индивидуального сознания: значение и личностный смысл.
    5.2. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский). Их строение, основные характеристики, закон развития.
    5.3. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Понятие интериоризации.
    6.1. Понятие деятельности. Потребности человека, из свойства и специфика. Определение и функции мотива.
    6.2. Уровни анализа деятельности. Понятия действия. операции, психофизиологических функций.
    6.3. Действия и деятельность. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
    6.4. Действия и операции. Виды операций. Понятие функционального органа.
    6.5. Организация, регуляция и уровни построения движений (Н.А. Бернштейн).
    7.1. Образ как категория психологии познания. Виды и функции образов. Познание и сознание: проблема образа мира.
    7.2. Феномены восприятия. Основные свойства перцептивного образа. Его чувственная ткань и предметное содержание.
    7.3. Образ и смысл. Психологическая характеристика мышления.
    7.4. Психофизическая (психофизиологическая) проблема и возможности ее решения.
     
     
    Основная:
    1. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970.
    2. Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1976.
    3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т.
    4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
    5. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. Вопросы психологии, 1966, № 6 (3).
    6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
    7. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992.
    8. Грегори Р. Разумный глаз. М.,1972.
    9. Джемс У. Психология. М., 1991.
    10. История психологии. Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Изд.2. М., 1993.
    11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
    12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981.
    13. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
    14. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М.,1989.
    15. Платон. Соч. в 3 т. Т.2. М., 1970.
    16. Психология личности. Тексты. М., 1982.
    17. Психология. БСЭ, 3 изд. Т.21. М., 1975.
    18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
    19. Северцов А.Н. Эволюция и психика. Психологический журнал, 1982, № 4.
    20. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
    21. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
    22. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
    23. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А. Н. Леонтьева, В.Я. Романова, А.А. Пузырея. М., 1976.
    24. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
    25. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
    26. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1980.
    27. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. М.,1975.
    28. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1966.
    Дополнительная:
    1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
    2. Декарт Р. Страсти души. М., 1950.
    3. Зощенко М.М. Повесть о разуме
    4. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып.1. Душанбе, 1981.
    5. Кант И. Пролегомены.
    6. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.
    7. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983.
    8. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности.
    9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
    10. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
    11. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
    12. Петухов В.В. Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984, № 4. С. 13-21.
    13. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
    14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.
    15. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
    16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
    17. Тинберген Н. Поведение животных М., 1980.
    18. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1980.
     
    Вопросы к экзамену по курсу «Введение в общую психологию»

    1. Психологическое знание в обыденной жизни.
    2. Соотношение научной, житейской и практической психологий.
    3. Психология и философия.
    4. Представления о душе в античной философии, их значение для современной психологии.
    5. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов.
    6. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.
    7. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.
    8. Проблема: психологические факты и психологическое объяснение.
    9. Явления сознания как предмет экспериментального психологического исследования.
    10. Метафоры сознания. ”Поток сознания”.
    11. Метод интроспекции, его основные правила, возможности и ограничения метода интроспекции. Проблема самонаблюдения.
    12. Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта.
    13. Проблема объективного метода в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.
    14. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении.
    15. Понятие промежуточной переменной и его эмпирическое обоснование.
    16. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Проблема бессознательного в психоанализе.
    17. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций.
    18. Категория деятельности в психологии.
    19. Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
    20. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека.
    21. Органические предпосылки становления и развития индивида.
    22. Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Социальные условия развития личности.
    23. Личность как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм.
    24. Общее представление о развитии личности.
    25. Проблема существования личности в архаичном обществе: личность как социальный институт.
    26. Возможность самостоятельного выбора социальных позиций и становление личности в современном обществе.
    27. Становление и развитие личности в онтогенезе.
    28. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности, личностный поступок.
    29. Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности.
    30. Приспособительная роль психики в биологической эволюции.
    31. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения.
    32. Психика как ориентировочная деятельность субъекта.
    33. Эволюция психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.
    34. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение.
    35. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект.
    36. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий.
    37. Сравнение психики животных и человека.
    38. Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки.
    39. Трудовые действия и необходимость общественного сознания.
    40. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства.
    41. Материальная культура. Знаковая речь и развитие мышления.
    42. Человек как социальный индивид. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания.
    43. Общее представление о процессе присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение.
    44. Социализация индивида как присвоение культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе.
    45. Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций.
    46. Основные свойства высших психических функций, закономерности их формирования.
    47. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание.
    48. Функции мотива: побуждение и смыслообразование.
    49. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека.
    50. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований.
    51. Определение деятельности. Структура деятельности.
    52. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач.
    53. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности.
    54. Представление о ведущих деятельностях, их смена в онтогенезе.
    55. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.
    56. Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание.
    57. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания.
    58. Познание как процесс, познавательные действия.
    59. Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов.
    60. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление.
    61. Перцептивный образ и понятийный смысл.
    62. Универсальные (“сквозные”) психические процессы: память, внимание, воображение.
    63. Психология познания и когнитивная психология. Понятие когнитивной схемы.
    64. Познавательная сфера человека и ее основные характеристики.
    65. Психофизическая проблема. Культура и познание.
    66. Возможности и ограничения психологического знания.
     
     
    Copyright © 2003-2015 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ