Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Организационное поведение
Психология
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам и рассчитаны на специалистов-психологов.
    Данный курс предназначен для студентов 4 курса, обучающихся по специальности «Психология», специализация «Организационная психология». Статус курса – курс по выбору.
    Автор: Шило Ирина Николаева, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социального управления
     
     
    Цели курса:
    1.Развитие представлений студентов в сфере управления поведением людей в современной организации.
    2.Знакомство студентов с техниками и практиками управления различными субъектами организационного поведения, применяемых с целью повышения эффективности человеческого ресурса организации.
     
    ""
     
    I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

    1. Организационное поведение: определение предмета.
    Этапы изменения представлений о человеке в сфере труда и функций менеджмента.
    Субъекты организационного поведения. Организационное поведение как система: элементы, структура и факторы. Методы и схема исследования организационного поведения. Управление организационным поведением: задачи, влияние на управленческую и организационную эффективность.

    II. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

    2. Роли, нормы, статус: формальный аспект организационных отношений
    Ролевые отношения. Теории ролевого поведения: концепция ролевого эпизода, ролевой набор, дифференциация ролей. Ролевые проблемы: ролевая неопределенность, ролевая перегрузка, ролевой конфликт. Решение ролевых проблем. Нормы. Статус. Характеристики статуса. Символы статуса. Статус и организационное поведение. Изменение статуса.
    Трудовая адаптация: виды адаптации, процесс адаптации. Организационная социализация: источники информации в процессе социализации, трехэтапная модель организационной социализации. Управление адаптацией и организационной социализацией.

    3. Индивидуально-психологические особенности личности как регуляторы поведения индивида в организации
    Различия и результативность. Ключевые черты личности: темперамент, локус контроля; стрессоустойчивость: тип «А»; «большая пятерка». Ценности личности: терминальные и инструментальные ценности, различия в ценностях, ценностные конфликты и их разрешение. Установки и поведение. Способности и навыки. Особенности восприятия (этапы восприятия, ошибки восприятия, каузальная атрибуция, ошибки атрибуции, ожидания относительно собственной эффективности, самоисполняющееся предсказание).

    4. Мотивация и результативность индивидов в организации.
    Мотивация как регулятор индивидуального организационного поведения. Современные теории мотивации. Процессные теории мотивации: теория баланса Адамса – влияние индивидуального восприятия на мотивацию. Способы уменьшения дисбаланса. Теория ожиданий и исходов Врума: понятие ожидания, инструментальности, валентности. Проблема вознаграждения по результатам работы. Теория Э. Деци и ее значение для менеджмента.

    5. Управление индивидуальным поведением. Организационная система управления мотивацией.
    Единая система мотивирования работников в организации: ее элементы (оценивание работы, обратная связь и вознаграждения) и алгоритм создания. Стандарты как основа разработки и функционирования системы мотивации труда. Цель как регулятор индивидуального организационного поведения. Оценка работы, обратная связь и система организационных вознаграждений. Программа управления по целям.

    6. Поведенческий маркетинг. Модификация поведения индивида
    Научение как основа персонального развития в организации. Модель оперантного научения Б. Скиннера. Виды научения: реактивная выработка поведения (привыкание, сенсибилизация, условный рефлекс); оперантное научение (научение методом проб и ошибок, научение посредством наблюдения, научение путем формирования поведения). Роль предшествующих условий в формировании поведения. Последствия поведения для индивида: подкрепление и наказание, их виды и характеристики. Возможные последствия применения разных подкреплений. Схемы подкрепления поведения индивида: длящееся подкрепление, прерывистое, и пр. Их характеристики, достоинства и недостатки. Модификация поведения индивида в организации. Модель МОП. Характеристика этапов МОП.

    III. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ГРУППЫ

    7. Групповая динамика
    Индивид и группа: социальная фасилитация и социальная ингибиция.
    Понятие группы. Формальные и неформальные группы, сравнительная характеристика и функции. Генезис и развитие малых групп. Механизмы групповой динамики: "идиосинкразический кредит", психологический обмен.
    Факторы, влияющие на результативность групп в организации. Ситуационные факторы: территориальность, групповая задача, размер группы, длительность существования, система вознаграждений.
    Структурные характеристики группы: формальная и неформальная структура, их функции; коммуникативная структура и ее связь с продуктивностью и удовлетворенностью.
    Регуляция группового поведения. Групповые нормы: определение понятия, образование, характеристика групповых норм, функции в групповом процессе. Конформность. Факторы конформного поведения: групповые, индивидуально-психологические, некоторые виды деятельности. Разновидности конформного поведения. Способы изменения групповых норм.
    Процесс группового принятия решения. Характеристики групповых задач. Феномены процесса принятия решения группой. Способы организации групповой дискуссии.

    IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ

    8. Организационная культура: изменение и развитие. Организационная приверженность.
    Определение организационной культуры. Феномены организационной культуры. Функции организационной культуры. Организационная культура и доминирующая мотивация. Механизмы и методы развития организационной культуры. Межкультурные проблемы взаимодействия в организациях.
    Понятие организационной приверженности. Структура организационной приверженности. Эффекты организационной приверженности. Факторы организационной приверженности. Формирование и поддержание организационной приверженности.

    9. Характеристика отдельных видов организационного поведения: политическое поведение; инновационное поведение; маркетинговое поведение
    Организационная политика и организационное поведение. Три уровня политического поведения. Коалиции и клики. Предсказание политического поведения работников. Управление организационной политикой.
    Инновации: понятие, типы. Инновационное поведение. Типы реакций на нововведения в организации. Причины сопротивления нововведениям: экономические, организационные, социально-психологические, личностные. Стратегии преодоления сопротивления нововведениям. Транзактная модель процесса изменения П. Натта. Тактики внедрения изменения. Инновационный климат как средство управления инновационным поведением. Организационные структуры в поддержку инновационного поведения.
    Маркетинговое поведение: определение, виды, их характеристика. Клиент-ориентированное маркетинговое поведение: формирование и поддержка.
     
    Тема 1. Исследование индивидуально-психологических особенностей.
    Исследование индивидуально-психологических регуляторов поведения индивида в организации: темперамент; локус контроля; структура ценностей личности; коммуникативные и организаторские способности. Провести само-исследование и проанализировать результаты на уровне группы. Сделать заключение об индивидуальных особенностях в тетради.

    Тема 2. Исследование структуры мотивации.
    Анализ структуры мотивации по А. Маслоу, Ф. Герцбергу, Вруму с использованием результатов домашнего задания.

    Тема 3. Поведенческий маркетинг. Модификация поведения индивида.
    Управление мотивацией индивидов: современные подходы и техники. Проектирование работы: научное управление, расширение работы, ротация работ, обогащение работы, характеристики работы, социально-процессуальный подход к организации труда. Управление мотивацией через участие работников в управлении.
    Исследование мотивационного потенциала рабочего места по методике Олдама и Хакмена. Значение изучения МПРМ; разработка рекомендаций по повышению МПРМ.

    Тема 4. Анализ групповой работы.
    Способы преодоления воспринимаемого дисбаланса между вкладом работника и вознаграждением (позитивного или негативного) в организациях с различными нормами вознаграждений.
    Обучение как основа персонального развития в организации. Цикл обучения: конкретный опыт – рефлексивное отражение – абстрактная концептуализация – активное экспериментирование. Выявить индивидуальные стили обучения членов группы и сформулировать рекомендации по способам обучения для студентов с разными стилями обучения.

    Тема 5. Организационная культура: изменение и развитие.
    Вопросы: Как формируются групповые нормы? Почему люди конформны к групповым нормам? Функции групповых норм.
    Способы изменения групповых норм.
    Деловая игра с анализом результатов.
     
     
    Основная литература:
    1. Шермерорн Дж. Организационное поведение. М: Гардарики. 2004. – 604с.
    2. Шило И.Н. Организационное поведение. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменсткого государственного университета. 2004. – 192с.
    3. Шило И.Н. Практикум по организационному поведению. Тюмень: Изд-во Тюменсткого государственного университета. 2006. – 168с.

    Дополнительная литература:
    4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов.- М.: Высш. шк., 1994.- 224 с.; ил.
    5. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли-мл. Дж.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. - XXVI, 662с.
    6. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001. – 720с.
    7. Ньюстром Дж. В. Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб.: Питер, 2000. – 448с.
     
    ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
    1. Организационное поведение как система. Уровни и структура детерминант организационного поведения. Управление организационным поведением: задачи, влияние на управленческую и организационную эффективность.
    2. Индивидуально-психологические регуляторы поведения индивида в организации: ценности и установки личности; черты личности: локус контроля, «большая пятерка», стрессоустойчивость, способности; особенности восприятия.
    3. Мотивация как регулятор индивидуального организационного поведения.
    4. Индивидуальная цель как регулятор индивидуального организационного поведения. Характеристики цели и ее мотивирующее воздействие на индивида. Требования к формулированию целей для обеспечения их мотивирующего эффекта.
    5. Мотивационный потенциал рабочего места. Значение изучения МПРМ; методика.
    6. Оценивание выполнения работы как способ управления поведением индивида в организации. Определение. Требования к процедуре, обеспечивающие мотивирующее воздействие оценивания. Способы оценивания.
    7. Обратная связь как средство управления поведением индивида в организации. Функциональная и информационная модели ОС. Рекомендации менеджерам по подаче ОС исполнителям.
    8. Вознаграждение работников как способ управления организационным поведением индивидов. Модель системы вознаграждения, характеристика ее элементов.
    9. Последствия восприятия индивидом соотношения между его вкладом и полученным результатом (вознаграждением) как дисбаланса (позитивного или негативного) в организациях с различными нормами вознаграждений.
    10. Проблема вознаграждения по результатам работы. Теория Э. Деци и ее значение для менеджмента.
    11. Единая система мотивирования работников в организации: структура, алгоритм создания. Стандарты как основа разработки и функционирования системы мотивации труда.
    12. Научение как основа персонального развития в организации. Модель оперантного научения Б. Скиннера. Последствия поведения для индивида: подкрепления и наказания, их характеристики.
    13. Схемы подкрепления поведения индивида: длящееся подкрепление, прерывистое, и пр. Их характеристики, достоинства и недостатки.
    14. Формирование поведения – понятие, назначение. Схема формирования поведения индивида в организации.
    15. Модификация поведения индивида в организации. Модель МОП. Характеристика и содержание этапов МОП.
    16. Обучение как основа персонального развития в организации. Цикл обучения. Индивидуальные стили обучения, рекомендации по способам обучения для индивидов с разными стилями обучения.
    17. Детерминанты возникновения малой группы. Развитие групп. Формирование команды.
    18. Механизмы групповой динамики: "идиосинкразический кредит", психологический обмен.
    19. Организационная социализация (адаптация): определение, модель, фазы и механизмы социализации. Функции организационной социализации.
    20. Структурные характеристики группы: формальная и неформальная структура, их функции; коммуникативная структура и ее связь с продуктивностью и удовлетворенностью.
    21. Групповые нормы: определение понятия, образование, характеристика групповых норм, функции в групповом процессе.
    22. Конформность. Факторы конформного поведения: групповые, индивидуально-психологические, некоторые виды деятельности. Разновидности конформного поведения.
    23. Способы изменения групповых норм.
    24. Процесс группового принятия решения. Характеристики групповых задач. Феномены процесса принятия решения группой. Структура и динамика процесса группового принятия решения. Способы организации групповой дискуссии.
    25. Сравнительная характеристика индивидуального и группового принятия решения: преимущества и ограничения. Эффект группового единомыслия.
    26. Организационная культура: определение понятия, функции, модель формирования. Типы оргкультур, их характеристика.
    27. Организационная приверженность: структура; последствия для организации и для индивида. Факторы организационной приверженности. Формирование и поддержание организационной приверженности.
    28. Управление сопротивлением нововведениям. Типы организационных изменений. Типы инновационного поведения в организации. Причины сопротивления. Виды барьеров: организационно-психологические, социально-психологические.
    29. Пути преодоления сопротивления нововведениям. Управление сопротивлением через организационное развитие. Модель запланированных изменений. Внедренческие тактики. Инновационный климат.
    30. Маркетинговое поведение: виды, формирование и поддержание.
     
    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    1. Управление мотивацией трудовой деятельности в организациях разных форм собственности.
    2. Стимулирование труда и мотивирование работников как способы управления организационным поведением.
    3. Системный анализ организационных вознаграждений.
    4. Исследование системы обратной связи в организации.
    5. Наставничество: перспективы и проблемы.
    6. Мотивационный потенциал рабочего места как средство повышения внутренней мотивации.
    7. Программа модификации поведения студентов в процессе обучения.
    8. Социализация выпускника вуза в организации.
    9. Организационная культура как объект управления: виды, функции, задачи управления, операционализация, индикаторы.
    10. Анализ типа организационной культуры.
    11. Организационная культура и организационный порядок.
    12. Кросскультурные исследования организационных культур.
    13. Показатели удовлетворенности трудом в исследовании организационного поведения.
    14. Исследование групповых ценностей.
    15. Исследование групповой сплоченности.
    16. Экология человека и организационная среда.
    17. Экологический подход в исследовании организаций.
    18. Должностные инструкции как средство управления поведением в организации.
    19. Исследование эффективности организационных коммуникаций.
    20. Организационные цели как интегратор группового и индивидуального поведения в организации.
    21. Социально- психологический портрет руководителя.
    22. Исследование стиля лидерства.
    23. Исследование эффективности руководства.
    24. Ориентации руководителя в процессе принятия решения.
    25. Система управления конфликтом в организации.
    26. Показатели продуктивности трудового коллектива, применяемые в исследовании организационного поведения.
    27. Карьера как объект управления.
    28. Исследование групповой приверженности.
    29. Исследование организационной этики.
    30. Методы исследования организационного поведения.
    31. Маркетинговое поведение персонала: диагностика и модификация.
    32. Исследование типов инновационного поведения.
     
    Copyright © 2003-2015 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ