ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Основы специальной подготовки в единоборствах
Физическая культура
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    29.06.2010
     
     
     
     
    №   Модуль и тема программного материала   Формы занятий/  
    кол-во часов  
      Л   М-П   У-Т   К   С/Р  
    1   2   3   4   5   6   7  
    III.   Специальная физическая подготовка в единоборствах всего часов:   5   5   7   2   47  
    1.   Воспитание и методика воспитания специальной скоростно-силовой подготовки   1   1   1  
    1   10  
    2.   Воспитание и методика воспитания специальной быстроты в греко-римской и вольной борьбе   1   1  
    1   10  
    3.   Воспитание и методика воспитания специальной выносливости в греко-римской и вольной борьбе   1   1    
    1   9  
    4.   Воспитание и методика воспитания специальной ловкости в борьбе в греко-римской и вольной борьбе   1   1  
    1   9  
    5.   Воспитание и методика воспитания специальной гибкости в греко-римской и вольной борьбе   1   1     9  
    IV.   Спортивно-техническая подготовка в единоборствах всего часов:   7   7   50   4   47  
    1.   Обучение, методика обучения ТД в стойке в греко-римской и вольной борьбе   4   4   25   2   24  
    2.   Обучение, методика обучения ТД в партере в греко-римской и вольной борьбе   3   3   25   2   23  
    V.   Спортивно-тактическая подготовка в единоборствах всего часов:   7   7   32   4   47  
    1.   Обучение и методика обучения тактике проведения атакующих и защитных ТД   3   3   11   2   16  
    2.   Обучение и методика обучения тактике ведения поединка в спортивных и ударных видах единоборств   2   2   11   1   16  
    3.   Обучение и методика обучения тактике участия в соревнованиях в спортивных и ударных видах борьбы   2   2   10   1   15  
    Итого:   19   19   85   10   141  
    Форма контроля   зачет  
     
    III. Модуль «Специальная физическая подготовка в единоборствах»
    Специальная физическая подготовка в греко-римской и вольной борьбе
    Теоретические занятия
    Тема 1. Воспитание и методика воспитания специальной скоростно-силовой подготовки в греко-римской и вольной борьбе.
    Современные методики и технологии воспитания специальной скоростно-силовой подготовки в греко-римской и вольной борьбе. Средства и методы воспитания специальной скоростно-силовой подготовки, основные принципы определения и увеличения нагрузки, интенсивности на этапах многолетней подготовки. Основные различия методики воспитания специальной скоростно-силовой подготовки в греко-римской и вольной борьбе. Диагностика специальной скоростно-силовой подготовки в многолетней подготовке борцов. Методика воспитания специальной скоростно-силовой подготовки на этапах многолетней подготовки. Организация и методика проведения учебно-тренировочного занятия направленного на воспитание специальной скоростно-силовой подготовки.
    Тема 2. Воспитание и методика воспитания специальной быстроты в греко-римской и вольной борьбе.
    Основные методики и технологии воспитания специальной быстроты движений и скоростных способностей. Средства и методы воспитания специальной быстроты, принципы определения и увеличения нагрузки и интенсивности на этапах многолетней подготовки. Основные различия методики воспитания специальной быстроты движений в греко-римской и вольной борьбе. Диагностика специальной быстроты, специальных скоростных способностей на этапах многолетней подготовки борцов. Методика воспитания специальной быстроты движений, скоростных способностей на этапах многолетней подготовки. Организация и методика проведения учебно-тренировочного занятия направленного на воспитание специальной быстроты движений.
    Тема 3. Воспитание и методика воспитания специальной выносливости в греко-римской и вольной борьбе.
    Методика и особенности воспитания специфических типов выносливости. Средства и методы воспитания специальной выносливости, принципы определения и увеличения нагрузки и интенсивности на этапах многолетней подготовки. Диагностика специальной выносливости в многолетней подготовке борцов. Методика воспитания специальной выносливости на этапах многолетней подготовки в греко-римской и вольной борьбе. Организация и методика проведения учебно-тренировочного занятия направленного на воспитание специальной выносливости греко-римской и вольной борьбе.
    Тема 4. Воспитание и методика воспитания специальной ловкости в греко-римской и вольной борьбе.
    Инновационные методики и технологии воспитания специальной ловкости. Средства и методы воспитания специальной ловкости, принципы определения и увеличения нагрузки и интенсивности на этапах многолетней подготовки. Диагностика специальной ловкости в многолетней подготовке борцов. Методика воспитания специальной ловкости на этапах многолетней подготовки. Организация и методика проведения учебно-тренировочного занятия направленного на воспитание специальной ловкости в греко-римской и вольной борьбе.
    Тема 5. Воспитание и методика воспитания специальной гибкости в греко-римской и вольной борьбе.
    Методики и технологии воспитания специальной гибкости в греко-римской и вольной борьбе. Средства и методы воспитания специальной гибкости, принципы определения и увеличения нагрузки и интенсивности, диагностика специальной гибкости в многолетней подготовке спортсменов. Методика воспитания специальной гибкости на этапах многолетней подготовки борцов. Организация и методика проведения учебно-тренировочного занятия направленного на воспитание специальной гибкости в греко-римской и вольной борьбе.
    IV. Модуль «Спортивно-техническая подготовка в единоборствах»
    Теоретические занятия
    ТЕМА 1. Основы обучения технике борьбы в греко-римской и вольной борьбе.
    Цели, задачи, основные требования спортивно-технической подготовки в греко-римской и вольной борьбе. Общие основы методики обучения технической подготовки. Формирование двигательных навыков, основные принципы, средства и методы построения учебного процесса. Основные положения в технике греко-римской и вольной борьбе. Техническая подготовка на этапах многолетней подготовки борцов. Современные и инновационные технологии при обучении техническим действиям в стойке и борьбе лежа.
    ТЕМА 2. Обучение, теория и методика обучения техническим действиям в стойке в греко-римской и вольной борьбе.
    Цели и задачи обучения борьбы в стойке. Классификация и систематика техники атакующих приёмов в стойке в греко-римской и вольной борьбе. Группы технических действий в стойке. Стойки, дистанции, захваты и подготовка к захватам, передвижения и обманные движения. Способы подготовки к броскам, исходные положения для проведения бросков, подходы к броскам. Броски туловищем, выведения из равновесия, сбивы. Понятие «коронный прием» и его значение в подготовке спортсменов. Средства и методы обучения и технике приемов в стойке. Методика обучения двигательным действиям в стойке. Методика организации и проведения учебно-тренировочных занятий направленных на обучение техническим действиям в стойке в греко-римской и вольной борьбе. Терминология.
    ТЕМА 3. Обучение, теория и методика обучения техническим действиям в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    Классификация и систематика техники приёмов в партере в греко-римской и вольной борьбе. Цели и задачи обучения борьбы в партере, группы техники борьбы лежа: исходные положения и вспомогательные действия; основные приемы; защиты и переходы к атакующим действиям. Передвижения, в положении лежа, умение падать и приземляться для проведения удержаний (туше), действия руками, накаты. Создание благоприятных положений для проведения приемов в партере. Подготовка приемов борьбы в партере. Средства и методы обучения технике выполнения приемов в положении лежа. Методика обучения двигательным действиям в партере. Методика организации и проведения учебно-тренировочных занятий направленных на обучение техническим действиям в партере. Терминология.
    ТЕМА 4. Обучение, теория и методика обучения технике проведения контрприемов и комбинаций греко-римской и вольной борьбе.
    Цели и задачи обучения технико-тактическим действиям при проведении контрприемов и комбинаций в стойке и партере. Средства и методы обучения контрприемам и комбинациям. Индивидуализация технической подготовки борцов. Взаимосвязь борьбы в стойке и партере. Принципы построения комбинаций. Методика обучения контрприем и комбинациям в стойке и партере. Методика организации и проведения учебно-тренировочных занятий направленных на обучение контрприем и комбинациям в стойке и партере.
    V. Модуль «Спортивно-тактическая подготовка в единоборствах»
    Теоретические занятия
    ТЕМА 1. Обучение и методика обучения тактике проведения атакующих и защитных технических действий в спортивных и ударных видах единоборств.
    Сущность тактики проведения технических действий в спортивных и ударных видах единоборств. Значение и роль тактической подготовки борцов. Основные задачи тактики нападения и защиты. Средства и методы обучения тактики нападения и защиты. Тактические действия для подготовки проведения технических действий в стойке и партере: сковывание, подавление, маневрирование, маскировка, вызов, обманные действия и др. Создание благоприятной ситуации для проведения приемов в стойке и партере. Составление тактического плана для проведения технического действия в стойке и партере. Тактическая подготовка на этапах многолетней подготовки в единоборствах. Методика обучения технико-тактическим действиям при проведении атакующих и защитных действий в стойке и партере.
    ТЕМА 2. Обучение и методика обучения тактике ведения поединка в спортивных и ударных видах единоборств.
    Особенности тактики ведения поединка и методика обучения. Основные задачи, решаемые при обучении тактике ведения поединка. Обучение и методика обучения тактическим упражнениям, модулирующим ситуации спортивной борьбы. Цели и задачи составления тактического плана определенных схваток. Методика составления и реализация тактического плана схватки: оценка подготовленности противника, оценка условий схватки. Выбор стиля и темпа ведения схватки. Символы для регистрации технико-тактических действий в спортивных и ударных видах единоборств.
    ТЕМА 3. Обучение и методика обучения тактике участия в соревнованиях в спортивных и ударных видах борьбы.
    Обучение и методика обучения тактическим умениям и навыкам, необходимым в соревновательной деятельности. Цели и задачи составления тактического плана ведения схваток с учетом подготовленности соперника и своих возможностей. Выбор стиля и темпа ведения схватки. Проведение приемов в зависимости от создающегося в ходе схватки положения. Составление тактического плана соревнований: разведка и сбор информации; оценка обстановки и прогнозирования будущих ситуаций; выбор основного и запасного варианта действий борцов в соревнованиях, уточнение тактического плана в связи с возможным изменением ситуаций соревнований и его реализация. Корректирование плана по результатам проведенных схваток. Правила соревнований.
     
    III. Модуль «Специальная физическая подготовка в единоборствах»
    Методико-практические занятия
    ТЕМА 1. Воспитание, теория и методика воспитания специальной скоростно-силовой подготовки в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс воспитания специальной скоростно-силовой подготовки и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки;
    - разработать методику воспитания специальных скоростно-силовых способностей адаптированных для греко-римской и вольной борьбе и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня развития специальных скоростно-силовых способностей сопоставить с табличными данными и начальными данными развития специальных скоростно-силовых способностей и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня их развития;
    - на основе результатов диагностики специальных скоростно-силовых занимающихся подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики воспитания данных качеств;
    Тема 2. Воспитание, теория и методика воспитания специальной быстроты в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс, направленный на воспитание специальной быстроты, скоростных способностей и применить на учебно-тренировочном процессе;
    - разработать методику воспитания специальной быстроты и скоростных способностей и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня развития специальной быстроты, скоростных способностей сопоставить с табличными данными и начальными данными развития данных способностей занимающихся, по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня развития специальной быстроты, скоростных способностей;
    - на основе результатов диагностики специальной быстроты, скоростных способностей подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики воспитания данных способностей;
    Тема 3. Воспитание, теория и методика воспитания специальной выносливости в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс, направленный на воспитание специальной выносливости и применить на учебно-тренировочном процессе;
    - разработать методику воспитания специальной выносливости и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня развития специальной выносливости сопоставить с табличными данными и начальными данными развития специальной выносливости, по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня развития специальной выносливости;
    - на основе результатов диагностики развития специальной выносливости подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики воспитания специальной выносливости;
    Тема 4. Воспитание, теория и методика воспитания специальной ловкости в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс, направленный на воспитание специальной ловкости и применить на учебно-тренировочном процессе;
    - разработать методику воспитания специальной ловкости и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня развития специальной ловкости сопоставить с табличными данными и начальными данными развития специальной ловкости, по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня развития ловкости;
    - на основе результатов диагностики развития специальной ловкости подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики воспитания специальной ловкости;
    Тема 5. Воспитание, теория и методика воспитания специальной гибкости в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс, направленный на воспитание специальной гибкости и применить на учебно-тренировочном процессе;
    - разработать методику воспитания специальной гибкости и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня развития специальной гибкости сопоставить с табличными данными и начальными данными развития специальной гибкости, по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня развития гибкости;
    - на основе результатов диагностики развития специальной гибкости подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики воспитания специальной гибкости;
    IV. Модуль «Спортивно-техническая подготовка в единоборствах»
    Методико-практические занятия
    ТЕМА 1. Обучение, теория и методика обучения техническим действиям в стойке в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс подводящих упражнений направленный на обучение техническим действиям в стойке (зачетные технические действия) и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки;
    - разработать методику обучения техническим действиям в стойке для греко-римской и вольной борьбы и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня технической подготовки, сопоставить с табличными данными и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня технического мастерства;
    - на основе результатов диагностики технической подготовки занимающихся подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики обучения;
    Тема 2. Обучение, теория и методика обучения техническим действиям в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    Задание: - составить комплекс подводящих упражнений направленный на обучение техническим действиям в партере (зачетные технические действия) и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки;
    - разработать методику обучения техническим действиям в партере для греко-римской и вольной борьбы и применить с группой на учебно-тренировочном занятии;
    - провести контрольные тесты для определения уровня технической подготовки, сопоставить с табличными данными и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня технического мастерства;
    - на основе результатов диагностики технической подготовки в партере подготовить и защитить доклад/презентацию по эффективности разработанной методики обучения;
    V. Модуль «Спортивно-тактическая подготовка в единоборствах»
    Методико-практические занятия
    ТЕМА 1. Обучение и методика обучения тактике проведения атакующих технических действий в стойке в единоборствах.
    Задание: - составить тактический план для проведения технического действия в стойке и применить его на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - разработать методику тактики нападения в стойке и провести с группой;
    - составить комплексы упражнений с заданиями по тактике в стойке и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - провести контрольные тесты для определения уровня технико-тактической подготовки в стойке, оценить, пользуясь критериями оценки ТТД и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня технико-тактической подготовки по каждому стилю борьбы;
    - подготовить и защитить доклад/презентацию по обучению и методике обучения тактике проведения атакующих технических действий в стойке по каждому стилю борьбы;
    ТЕМА 2. Обучение и методика обучения тактике проведения атакующих технических действий в партере в спортивных и ударных видах единоборств.
    Задание: - составить тактический план для проведения технического действия в партере и применить его на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - разработать методику тактики нападения в партере и провести с группой;
    - составить комплексы упражнений с заданиями по тактике в партере и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - провести контрольные тесты для определения уровня технико-тактической подготовки в партере, оценить, пользуясь критериями оценки ТТД и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня технико-тактической подготовки в партере по каждому стилю борьбы;
    - подготовить и защитить доклад/презентацию по обучению и методике обучения тактике проведения атакующих технических действий в партере;
    ТЕМА 3. Обучение и методика обучения тактике защиты в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    Задание: - подобрать рациональные способы защиты от технического действия в стойке и применить его на учебно-тренировочном занятии;
    - составить комплекс упражнений с заданиями по тактике защитных технических действий в стойке и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - разработать методику тактики защитных технических действий в стойке и провести с группой;
    - провести контрольные тесты для определения уровня технико-тактической подготовки в стойке, оценить, пользуясь критериями оценки ТТД и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня технико-тактической подготовки в стойке по каждому стилю борьбы;
    - подготовить и защитить доклад/презентацию по обучению и методике обучения тактике проведения защитных технических действий в стойке;
    ТЕМА 4. Обучение и методика обучения тактике защиты в партере в спортивных и ударных видах единоборств.
    Задание: - подобрать рациональные способы защиты от технического действия в партере и применить его на учебно-тренировочном занятии;
    - составить комплекс упражнений с заданиями по тактике защитных технических действий в партере и провести с группой на учебно-тренировочном занятии отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - разработать методику тактики защитных технических действий в партере и провести с группой;
    - провести контрольные тесты для определения уровня технико-тактической подготовки в партере, оценить, пользуясь критериями оценки ТТД и по результатам тестирования дать рекомендации по коррекции уровня технико-тактической подготовки в партере по каждому стилю борьбы;
    - подготовить и защитить доклад/презентацию по обучению и методике обучения тактике проведения защитных технических действий в партере;
    ТЕМА 5. Обучение и методика обучения тактике ведения поединка в спортивных и ударных видах единоборств.
    Задание: - составить тактический план борьбы с конкретным противником и применить его в учебно-тренировочной схватке отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - разработать методику тактики ведения поединка и применить в учебной схватке на занятии;
    - составить план учебно-тренировочной схватки и подобрать возможные изменения тактических действий в соответствии с меняющимися условиями поединка по каждому стилю борьбы;
    - подготовить и защитить доклад/презентацию по обучению и методике обучения тактике ведения поединка;
    ТЕМА 6. Обучение и методика обучения тактике участия в соревнованиях в спортивных и ударных видах борьбы.
    Задание: - составить тактический план по подготовке к соревнованиям (разведка, оценка обстановки и т.д.) отчет в форме учебной карточки по каждому стилю борьбы;
    - составить план тактических установок спортсменам на предстоящую деятельность и апробировать с группой в ходе учебно-соревновательных схваток;
    - подготовить и защитить доклад/презентацию по обучению и методике обучения тактике участия в соревнованиях.
     
    III. Модуль «Специальная физическая подготовка в единоборствах»
    Практические занятия
    Учебно-тренировочные занятия направленные на воспитание специальной физической подготовки в греко-римской и вольной борьбе включают применение и закрепление полученных теоретических знаний и методических умений. Основной практических занятий является освоение уровня специализированных тренировочных нагрузок, воспитание специальных физических качеств: скоростно-силовых, специальной быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на воспитание специальной физической подготовки и контрольных тестирований в греко-римской и вольной борьбе.
    IV. Модуль «Спортивно-техническая подготовка в единоборствах»
    Практические занятия
    Учебно-тренировочные занятия направленные на обучение технических действий в стойке и партере в греко-римской и вольной борьбе включают применение и закрепление полученных теоретических знаний и методических умений. Основной практических занятий является повышение уровня двигательных навыков, освоение основных технических приемов в стойке и партере, повышение разносторонности и эффективности коронных приемов. Организация, методика проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на обучение технических действий и контрольных тестирований в греко-римской и вольной борьбе.
    Технические действия
    1. выполнение приемов в партере в греко-римской и вольной борьбе:
    а) перевороты:
    - перевороты скручиванием захватом предплечья изнутри;
    - перевороты скручиванием захватом скрещенных голеней;
    - перевороты забеганием захватом шеи из-под плеча;
    - перевороты перекатом с захватом шеи с бедром;
    - перевороты накатом захватом туловища сверху с зацепом ноги стопой;
    - уходы из этих положений;
    б) переводы в партер:
    - переводы рывком захватом одноименной руки с подсечкой дальней ноги;
    - переводы нырком захватом разноименной руки и туловища сбоку с подножкой;
    - переводы нырком захватом туловища с подножкой;
    - переводы вращением захватом руки сверху;
    - перевод выседом захватом одноименной ноги изнутри через руку;
    в) сваливания:
    - сваливание сбиванием захватом ног;
    - сваливание сбиванием захватом руки и одноименной ноги снаружи;
    - сваливание скручиванием захватом шеи сверху и разноименной руки снизу;
    - сваливание скручиванием захватом рук с обвивом изнутри;
    - уходы из этого положения;
    г) броски:
    - бросок наклоном захватом шеи и разноименного бедра сбоку;
    - бросок наклоном захватом ног;
    - бросок поворотом «мельница» с захватом руки и одноименной ноги изнутри;
    - бросок поворотом «мельница» захватом руки двумя руками;
    - бросок подворотом захватом руки и шеи;
    - бросок подворотом захватом руки и шеи с передней подножкой;
    V. Модуль «Спортивно-тактическая подготовка в единоборствах»
    Практические занятия
    Учебно-тренировочные занятия направленные на обучение тактике ведения атакующих и защитных технических действий в стойке и партере, тактике ведения поединка, тактике участия в соревнованиях в спортивных и ударных видах единоборств построены на применении и закреплении полученных теоретических знаний и методических умений. Основной практических занятий является расширение тактического арсенала наступательных и оборонительных действий, освоение новых технико-тактических комбинаций, основанных на сочетании коронных приемов. Организация, методика проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на обучение тактике ведения атакующих и защитных технических действий в стойке и партере, тактике ведения поединка, тактике участия в соревнованиях.
    Технико-тактические действия
    1. Правильное выполнение
    а) технико-тактических действий, комбинаций в стойке в борьбе дзюдо и самбо:
    - бросок через бедро-подхват;
    - боковая подсечка-передняя подножка;
    - боковая подсечка-бросок через спину;
    - передняя подсечка - задняя подножка;
    - зацеп изнутри голенью – передняя подножка;
    б) техники контрприемов:
    - боковой переворот против броска через спину
    - подхват изнутри против бокового переворота;
    - бросок захватом за подколенный сгиб против передней подсечки;
    - бросок через грудь прогибом против броска через спину
    - боковой переворот против подхвата изнутри.
    в) технико-тактических действий, комбинаций в партере:
    - переходы с положения удержания на болевые приемы;
    - переворот на рычаг локтя захватом головы и руки ногами;
    - переход с положения удержания на болевой прием руки;
    - переходы с положения удержания на удушающие приемы;
    - переходы с болевых приемов на удержание;
    - переходы с удушающих приемов на удержание.
    г) учебно-тренировочные схватки.
    2. Правильное выполнение
    а) технико-тактических действий, комбинаций в стойке в греко-римской и вольной борьбе:
    - перевод рывком захватом ноги - переворот переходом захватом задней голени снизу - изнутри и одноименной руки;
    - перевод нырком захватом туловища – переворот накатом захватом туловища;
    - перевод рывком захватом одноименной руки – бросок поворотом захватом одноименных руки и ноги «мельница»;
    - бросок наклоном захватом шеи – бросок подворотом захватом руки и шеи;
    - перевод рывком захватом плеча и шеи сверху – бросок поворотом захватом шеи;
    б) техника контрприемов:
    - перевод рывком захватом туловища против броска прогибом захватом руки двумя руками;
    - бросок прогибом захватом туловища сбоку посадом против броска прогибом захватом руки двумя руками;
    - бросок через спину захватом запястья против броска прогибом захватом шеи и туловища сбоку;
    в) технико-тактических действий, комбинаций в партере:
    - переворот скручиванием – переворот перекатом обратным захватом ближнего бедра;
    - переворот скручиванием захватом рук сбоку - переворот перекатом захватом шеи с дальним бедром.
    г) учебно-тренировочные схватки.
     
     
    Зачетные требования
    Методические знания

    1. средства и методы обучения техническим действиям в стойке в греко-римской и вольной борьбе;
    2. средства и методы обучения техническим действиям в положении лежа в греко-римской и вольной борьбе;
    3. отличия техники борьбы в стойке в греко-римской и вольной борьбе;
    4. отличия техники борьбы в партере в греко-римской и вольной борьбе;
    5. типичные ошибки в технике при выполнении технических действий в стойке в греко-римской и вольной борьбе;
    6. типичные ошибки в технике при выполнении технических действий в партере в греко-римской и вольной борьбе;
    7. этапы обучения двигательным действиям в стойке;
    8. этапы обучения двигательным действиям в партере;
    9. типичные ошибки при выполнении атакующих технических действий в стойке и партере при решении тактических задач в спортивных и ударных видах единоборств;
    10. типичные ошибки при выполнении защитных технических действий в стойке и партере при решении тактических задач в спортивных и ударных видах единоборств;
    11. составление тактического плана ведения поединка;
    12. составление тактического плана участия в соревнованиях;
    13. терминология, жестикуляция в греко-римской и вольной борьбе.
    14. особенности обучения и методики обучения техническим, действиям на этапах многолетней подготовки борцов;
    15. особенности обучения и методики обучения тактическим действиям на этапах многолетней подготовки борцов;
    16. роль тактической подготовки в единоборствах;
    17. основные задачи тактики нападения и защиты;
    18. средства и методы обучения тактики нападения и защиты;
    19. основные задачи, решаемые при обучении тактике ведения поединка;
    20. обучение и методика обучения тактическим упражнениям в спортивных и ударных видах единоборств.
     
    Теоретический материал для самостоятельной работы студентов
    III. Модуль «Специальная физическая подготовка в единоборствах»
    Темы контрольных работ
    Тема 1: Средства воспитания специальной физической подготовки в греко-римской и вольной борьбе.
    • вписать в каждый столбец по 10 упражнений, целенаправленно
    воздействующих на развитие того или иного физического качества;
    Средства воспитания физических качеств
    скоростно-силовые специальная быстрота специальная выносливость специальная ловкость специальная гибкость
    Форма отчетности: - письменная контрольная работа;
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 2: Методы воспитания специальной физической подготовки и их краткая характеристика.
    • в первый столбец вписать физическое качество, во второй – методы
    их воспитания, в третий – дать краткую характеристику каждому методу;
    Физические качества Методы воспитания Характеристика методов
    Форма отчетности: - письменная контрольная работа;
    Время выполнения: 6 часов.
    Тема 3: Специальная физическая подготовка и формы тестирования для определения уровня их развития.
    • в первый столбец вписать физическое качество, во второй – не менее
    5 контрольных упражнений для оценки уровня развития того или иного физического качества;
    Физическое качество Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств
    Форма отчетности: - письменная контрольная работа;
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 4: Методика воспитания физических качеств в греко-римской и вольной борьбе.
    • особенности методики воспитания специальных физических кондиций
    в греко-римской и вольной борьбе.
    • основные различия в построении методики воспитания специальных
    физических кондиций в греко-римской и вольной борьбе.
    Форма отчетности: - письменная контрольная работа;
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 5: Теория и методика организации учебно-тренировочных занятий направленных на воспитание специальной физической подготовки в греко-римской и вольной борьбе.
    • формы организации и проведения учебно-тренировочных занятий
    направленных на воспитание специальных физических кондиций;
    • состав упражнений, используемых в качестве тренировочных средств;
    • методика организации и проведения занятий, направленных
    на воспитание специальных физических кондиций.
    Форма отчетности: - письменная контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленного на воспитание того или иного физического качества;
    - дать оценку выполнения упражнений каждого занимающегося.
    Время выполнения: 5 часов.
    Темы рефератов
    Тема 6: Особенности развития специальной физической подготовки в греко-римской борьбе.
    • цели и задачи, средства и методы специальной подготовки борцов;
    • значение СФП в воспитании координации движений, быстроты
    реакции, ориентировки в пространстве у борцов греко-римского стиля;
    • специальная физическая подготовка и её роль в воспитании
    специальных физических качеств.
    Форма отчетности: - реферат;
    - разработать комплекс упражнений для развития специальной выносливости, отчет в форме учебной карточки.
    Цель:
    № Содержание упражнений,
    задачи Дозировка Организационно-методические приемы
    Время выполнения: 7 часов.
    Тема 7: Особенности развития специальной физической подготовки в вольной борьбе.
    • цели и задачи, средства и методы специальной физической
    подготовки борцов вольного стиля;
    • проблемы воспитания специальных физических качеств у борцов;
    Форма отчетности: - письменная контрольная работа;
    - разработать комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей, отчет в форме учебной карточки.
    Время выполнения: 7 часов.
    Тема 8: Теория и методика воспитания специальной физической подготовки в греко-римской и вольной борьбе.
    • особенности методики воспитания специальной физической
    подготовки в греко-римской и вольной борьбе;
    • проблемы подбора средств и методов, направленных на воспитание
    специальной физической подготовки спортсменов;
    • основные различия в построении методик воспитания специальной
    физической подготовки в греко-римской и вольной борьбе;
    • основы организации учебно-тренировочного занятия направленного
    на воспитание специальной физической подготовки борцов.
    Форма отчетности: - реферат;
    Время выполнения: 7 часов.
    IV. Модуль «Спортивно-техническая подготовка в единоборствах»
    Спортивно-техническая подготовка в греко-римской и вольной борьбе
    Темы контрольных работ
    Тема 1: Научный подход к классифицированию тренировочных занятий
    и классификация техники борьбы в стойке, основные отличия в выполнении технических действий в греко-римской и вольной борьбе.
    • классификация захватов, стоек, переводов, сваливаний, бросков в стойке;
    • основные особенности выполнения и отличия технических действий в стойке греко-римской и вольной борьбы (захваты, стойки, передвижения, выполнение приемов т.д.);
    • классификация тренировочных занятий.
    Форма отчетности: - составить схемы классификаций;
    - подготовить письменно контрольную работу.
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 2: Классификация техники борьбы в партере, основные отличия
    в выполнении технических действий в греко-римской и вольной борьбе.
    • классификация приёмов в партере – перевороты, накаты и др.;
    • основные особенности выполнения и отличие технических действий
    в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    • классификация тренировочного занятия комплексного воздействия.
    Форма отчетности: - составить схемы классификаций;
    - подготовить письменно контрольную работу.
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 3: Обучение технике борьбы в стойке в греко-римской и вольной борьбе.
    • средства и методы обучения техническим действиям в стойке греко-римской борьбе;
    • средства и методы обучения техническим действиям в стойке в вольной борьбе;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий в стойке в греко-римской и вольной борьбе;
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия для обучения техническим действиям в стойке.
    - составить комплекс упражнений направленный на обучение технических действий в стойке;
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 4: Обучение технике борьбы в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    • средства и методы обучения техническим действиям в партере в греко-римской борьбе;
    • средства и методы обучения техническим действиям в партере в вольной борьбе;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленный на обучение техническим действиям в положении лежа.
    - составить комплекс подводящих упражнений направленный на обучение технических действий в партере.
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 5: Обучение технике проведения контрприемов и комбинаций в греко-римской и вольной борьбе.
    • средства и методы обучения технике проведения контрприемов и
    комбинаций в стойке и положении лежа;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий
    при проведении контрприемов и комбинаций в стойке и положении лежа.
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленный обучение проведения контрприемов и комбинаций.
    - составить комплекс упражнений направленный на обучение проведения контрприемов и комбинаций в греко-римской и вольной борьбе.
    Время выполнения: 5 часов.
    Темы рефератов
    Тема 6: Методика обучения техническим действиям в стойке в греко-римской и вольной борьбе.
    • цели, задачи, особенности методики обучения техническим действиям в стойке;
    • основные различия построения методики обучения техническим
    действиям в стойке в греко-римской и вольной борьбе.
    Форма отчетности: - реферат;
    - составить методику обучения технико-тактическим действиям в стойке.
    Время выполнения: 8 часов.
    Тема 7: Методика обучения техническим действиям в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    • цели, задачи, особенности методики обучения техническим
    действиям в положении лежа;
    • основные различия построения методики обучения техническим
    действиям в партере в греко-римской и вольной борьбе.
    Форма отчетности: - реферат;
    - составить методику совершенствования технико-тактическим действиям в партере.
    Время выполнения: 7 часов.
    Тема 8: Методика обучения проведения контрприемов и комбинаций в стойке и партере в греко-римской и вольной борьбе.
    • цели, задачи, особенности методики обучения контрприемов и
    комбинаций в стойке и партере;
    • основные различия построения методики обучения контрприемов и
    комбинаций в стойке и партере;
    Форма отчетности: - реферат;
    - составить методику обучения контрприемов и комбинаций в стойке в греко-римской и вольной борьбе;
    - составить методику обучения контрприемов и комбинаций в партере.
    Время выполнения: 7 часов.
    V. Модуль «Спортивно-тактическая подготовка в единоборствах»
    Темы контрольных работ
    Тема 1: Обучение тактике нападения в партере в спортивных видах единоборств.
    • средства и методы обучения тактике нападения в положении лежа
    в греко-римской и вольной борьбе;
    • средства и методы обучения тактике нападения в положении лежа
    в борьбе дзюдо и самбо;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий
    в процессе обучения тактике нападения в положении лежа.
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленный обучение тактике нападения в партере в том или ином виде единоборств;
    - составить схему типичных ошибок встречающихся в тактике нападения в положении лежа греко-римской и вольной борьбе;
    - составить схему типичных ошибок встречающихся в тактике нападения в положении лежа в борьбе дзюдо и самбо.
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 2: Обучение тактике нападения в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    • средства и методы обучения тактике нападения в стойке
    в греко-римской и вольной борьбе;
    • средства и методы обучения тактике нападения в стойке в
    борьбе дзюдо и самбо;
    • средства и методы обучения тактике нападения в ударных видах
    единоборств;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий
    в процессе обучения тактике нападения в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленный обучение тактике нападения в стойке в том или ином виде единоборств.
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 3: Обучение тактике защиты в партере в дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбе.
    • средства и методы обучения тактике защиты в положении лежа в
    борьбе дзюдо, самбо;
    • средства и методы обучения тактике защиты в положении лежа в
    греко-римской и вольной борьбе;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий
    в процессе обучения тактике защиты в положении лежа.
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленный обучение тактике защиты в партере.
    - составить схему типичных ошибок встречающихся в тактике защиты в дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбе.
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 4: Обучение тактике защиты в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    • средства и методы обучения тактике защиты в стойке в борьбе
    дзюдо и самбо;
    • средства и методы обучения тактике защиты в стойке в греко-римской
    и вольной борьбе;
    • средства и методы обучения тактике защиты в ударных видах единоборств;
    • типичные ошибки, средства и методы коррекции технических действий
    в процессе обучения тактике защиты в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - разработать план-конспект учебно-тренировочного занятия направленный на обучение тактики защиты в стойке в том или ином виде единоборств.
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 4: Обучение тактике ведения поединка в спортивных и ударных видах единоборств.
    • обучение составления тактического плана при подготовке к схваткам
    с борцами различного уровня спортивной подготовки;
    • обучение и реализация тактики ведения поединка;
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - письменно разработать тактический план при подготовке к схваткам с борцами различного уровня спортивной подготовки.
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 5: Обучение тактике соревнований различного масштаба в спортивных и ударных видах единоборств.
    • обучение составления тактического плана при подготовке к
    соревнованиям различного масштаба;
    • обучение построению модели ситуаций, встречающихся в
    соревнованиях различного масштаба;
    • обучение и подготовка реализация тактики соревнований;
    Форма отчетности: - контрольная работа;
    - письменно разработать тактический план подготовки и участия в соревнованиях в том или ином виде единоборств;
    Время выполнения: 4 часа.
    Темы рефератов
    Тема 6: Методика обучения технико-тактическим атакующим действиям в партере в дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбе.
    • понятие «методика обучения» в единоборствах, цели, задачи;
    • особенности методики обучения тактике нападения в партере;
    • основные различия построения методики обучения тактике нападения в партере в дзюдо, самбо, греко-римской и вольной борьбе;
    Форма отчетности: - реферат;
    - письменно разработать стратегию нападения в партере в греко-римской и вольной борьбе;
    - письменно разработать стратегию нападения в партере в борьбе
    дзюдо и самбо.
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 7: Методика обучения технико-тактическим атакующим действиям в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    • понятие «методика обучения» в единоборствах, цели, задачи;
    • особенности методики обучения тактике нападения в стойке;
    • основные различия построения методики обучения тактике нападения
    в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    Форма отчетности: - реферат;
    - письменно разработать стратегию нападения в стойке в греко-римской
    и вольной борьбе;
    - письменно разработать стратегию нападения в стойке в борьбе
    дзюдо и самбо;
    - письменно разработать стратегию нападения в стойке в ударных видах единоборств.
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 8: Методика обучения тактике защиты в процессе выполнения технико-тактических действий в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    • понятие, цели, задачи тактики защиты в стойке;
    • понятие «контрприем», особенности подбора подводящих
    упражнений для проведения защитных технико-тактических действий;
    • особенности методики тактики защиты в стойке;
    • основные различия в построении методики обучения тактики защиты
    в стойке в спортивных и ударных видах единоборств.
    Форма отчетности: - реферат;
    - письменно разработать стратегию защиты в стойке в греко-римской и
    вольной борьбе;
    - письменно разработать стратегию защиты в стойке в борьбе дзюдо и самбо;
    - письменно разработать стратегию защиты в стойке в ударных видах единоборств.
    Время выполнения: 5 часов.
    Тема 9: Методика обучения тактике защиты в процессе выполнения технико-тактических действий в партере в спортивных видах единоборств.
    • понятие, цели, задачи тактики защиты в партере;
    • особенности подбора подводящих упражнений для проведения
    защитных технико-тактических действий в партере;
    • особенности методики тактики защиты в партере;
    • основные различия в построении методики обучения тактики защиты
    в партере в спортивных видах единоборств;
    Форма отчетности: - реферат;
    - письменно разработать стратегию защиты в партере в греко-римской и
    вольной борьбе;
    - письменно разработать стратегию защиты в партере в борьбе дзюдо и самбо;
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 10: Методика обучения тактике ведения поединка в спортивных и ударных видах единоборств.
    • понятие «тактика поединка», составление модели поединка с учетом
    различных ситуаций;
    • методика составления тактического плана при подготовке к схваткам
    с борцами различного уровня спортивной подготовки;
    • основные различия в подборе методики ведения поединка в
    спортивных и ударных видах единоборств;
    Форма отчетности: - реферат;
    - письменно разработать тактический план при подготовке к схваткам с борцами различного уровня спортивной подготовки.
    Время выполнения: 4 часа.
    Тема 11: Методика обучения тактике участия в соревнованиях по единоборствам.
    • основные цели, средства для достижения поставленной цели,
    • основы обучения тактике участия в соревнованиях в единоборствах;
    • методика составления тактического плана в процессе подготовки и
    участия в соревнованиях различного масштаба;
    Форма отчетности: - реферат;
    - письменно разработать тактический план подготовки и участия в соревнованиях различного масштаба;
    Время выполнения: 4 часа.
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ