ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Акмеология физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    12.05.2008
     
    Предмет акмеологии. Основные понятия. Объект и методы. Профессионально-педагогическая деятель-ность специалиста по физической культуре и спорту, структура профессионально-педагогического мастерства. Современные теории обучения и воспитания и их использование в практической деятельности. Коммуникативная компетентность специалиста. Особенности профессионального обращения. Педагогическая техника и технология педагогического общения. Технология воспитывающей деятельности. Педагогическая диагностика.
     
    Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа "Акмеология физической культуры и спорта" утверждена заседанием кафедры теоретических основ физического воспитания 14.11.2007 №3.
    Автор-составтель: канд.пед.наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Наталья Владимировна Фомичева
    Содержание курса «Акмеология физической культуры и спорта» направлена на то, чтобы комплексно показать развитие человека в периоды его становления и зрелости, определить пути и способы достижения им вершин в своей личной и профессиональной деятельности.
    «Акмеология - наука, возникающая на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук и изучающая феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени становления его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии» (Б.Г. Ананьев).
    Актуальность изучения курса обусловлена, прежде всего, тем, что социальный и экономический прогресс цивилизованного общества ставит человека перед необходимостью постоянно стремиться к совершенствованию профессионального мастерства, а это требует знаний и приобретения новых умений.
    Человек поставлен перед необходимостью не только овладеть все возрастающей информацией, но и отбирать, сохранять ее и уметь использовать в своей профессиональной деятельности, в сложившихся условиях жизни. Он должен быть готовым к индивидуальному пути развития: творческому самоопределению в пору выбора профессии, овладению основами профессиональной деятельности, овладению педагогическим мастерством и, наконец, достижению пика своей профессионально-творческой зрелости. При этом его творчески потенциал достигает наивысшего для каждого человека уровня его возможностей.
    Будущим специалистам по физической культуре и спорту желательно показать возможную перспективу их профессионального развития в сфере их деятельности: педагогической и тренерской во всех типах и видах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта; управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; при решении рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, лечебных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
    Курс является интегрированным, т.к. охватывает такие разделы науки как педагогика, психология, социология, валеология и др.
    Курс предназначен для студентов старших курсов, имеющих психолого-педагогическую, правовую подготовку. Рассчитан на 48 часов, в том числе - 24 ч. лекции и 24 ч. практические занятия. Предполагает самостоятельную работу с психолого-педагогической, методической, социологической литературой, периодическими изданиями, справочниками и т.п. Практические и семинарские занятия можно проводить с использованием педагогических технологий обучения или их элементов (парацентрическая технология обучения, технология естественного общения, блочно-модульная технология и др.), а также включать индивидуальные и групповые формы работы; курсовые и дипломные работы; консультации.
     
    1. Цель курса
    Формирование в процессе профессиональной подготовки педагогически направленной личности и педагогического мышления, творческой индивидуальной и коллективной мыследеятельности, ориентации на самосовершенствование, на достижение в будущем вершин профессионализма, на созидательную деятельность как способ развития и самореализации творческого потенциала личности.
    2. Задачи курса
    1. Формирование системы знаний: о развитии индивидуальных, личностных и субъектодеятельностных характеристик человека в их взаимосвязи; о достижении вершин профессионализма в процессе творческой деятельности; о профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту; о современных психолого-педагогических теориях и их использовании в разработке технологий обучения, воспитания, общения; о коммуникативной компетентности специалиста; о педагогической диагностике.
    2. Формирование умений самопознания себя как личности, умений коллективной творческой мыследеятельности, умений анализировать причины достижений и неудач и намечать направления самосовершенствования.
    3. Ознакомление с акмеологической направленностью подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
    4. Предъявление знаний о мастерстве педагога как высшем уровне профессионализма и формирозание умений выявлять этот уровень по функциональному и результативно-личностному аспектам деятельности.
    5. Ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и учебно-тренировочного процесса и ориентация на созидание в будущей профессиональной деятельности.
    3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
    При профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту значимость курса состоит в интегрирующей роли: акмеология взаимосвязана с психологией, педагогикой, технологией обучения, психолого-педагогическими аспектами преподавательской деятельности в высшей школе, социологией.
    Для каждого студента изучение акмеологии позволяет лучше познать себя, свои достоинства и недостатки и наметить направления самосовершенствования и профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность. В настоящее время как основной показатель качества образовательного учреждения может быть принят уровень развития у выпускников готовности к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне. И акмеология в этом перспективном направлении при определенных условиях играет ведущую роль.
    4. Требования к уровню усвоения содержания курса
    Уровень усвоения содержания курса «Акмеология физической культуры и спорта» зависит от того, к какой структурной группе относится та или иная часть содержания.
    В группе «Знания о мире и способах деятельности» могут быть следующие уровни усвоения:
    1-й уровень - восприятие, осмысление, запоминание;
    2-й уровень - применение знаний в знакомой ситуации;
    3-й уровень - применение знаний в новой ситуации.
    В группе «Опыт осуществления способов деятельности» могут быть такие уровни усвоения:
    1-й уровень - эмпирическое осуществление способов деятельности;
    2-й уровень - осуществление способов деятельности по образцу;
    3-й уровень - осуществление способов деятельности в незнакомой ситуации.
    В группе «Опыт творческой деятельности» могут быть следующие уровни усвоения:
    1-й уровень - выявление и формулировка проблемы;
    2-й уровень - частично-поисковая деятельность;
    3-й уровень - исследовательская деятельность.
    В итоге изучения курса студенты должны ЗНАТЬ:
    - основные понятия и положения по всем темам;
    - структурные взаимосвязи элементов содержания внутри каждой темы, раздела и между разделами (системность знаний);
    УМЕТЬ:
    - применять знания на практике;
    - осуществлять самоанализ и самопознание себя как личности и опреде¬лять направления самосовершенствования;
    - разрабатывать тесты различной направленности;
    - осуществлять коллективную мы еле деятельность;
    - определять уровень обучающей деятельности педагога по функцио¬нальному аспекту;
    - проводить анализ учебного занятия и определять эффективность технологии обучения;
     
    ""
     
    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
    1. Разделы курса
    Раздел 1. Общие основы акмеологии.
    Раздел 2. Акмеологическая направленность подготовки специалистов по физи¬ческой культуре и спорту.
    Раздел 3. Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога.
    2. Темы и их краткое содержание

    Темы лекционных занятий
    РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ
    Тема 1. Акмеология как наука и учебная дисциплина
    Становление акмеологии как науки.
    Определение понятия "акмеология", объект, предмет и задачи акмеологии. Центральная направленность предмета акмеологии - человек и его деятельность в пору самореализации его творческого потенциала. Задачи акмеологии.
    Основные понятия: зрелость, развитие, профессионализм, компетентность, деятельность, творчество, индивидуальность, личность, способности, талант, гениальность, саморегуляция, инновация, интеграция.
    Сходство и различие в становлении человека как индивида, как личности, как индивидуальности при движении к вершине развития.
    Достижение человеком в развитии вершин его личностных, субъектно-деятельностных, творческих характеристик.
    Возможность достижения микроакме на разных возрастных ступенях жизни человека.
    Воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) на развитие человека и его творческого потенциала.
    Творческий потенциал человека и его самореализация.
    Тема 2. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека
    Слагаемые достижения творческого результата.
    Профессионализм личности педагога и его составляющие. Профессиональная направленность личности.
    Структура способностей. Различные подходы к выделению педагогических способностей.
    Качества личности как обобщенные свойства личности. Профессионально важные качества личности педагога.
    Профессиональная компетентность. Виды профессиональной компетентности. Профессионально-педагогическая компетентность и ее виды. Профессионализм педагогической деятельности.
    Творчество. Профессиональное творчество. Педагогическое творчество и его составляющие. Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога и возможности управления творческим самочувствием, коммуника¬тивной деятельностью, педагогической импровизацией.
    Тема 3. Самосовершенствование человека как одна из основ достижения вершин творческого потенциала
    Цели самосовершенствования: стремление к гармонии наших черт; достижение согласия с самим собой; достижение гармонии с окружением; устранение плохих привычек; контроль своих потребностей; развитие способностей; овладение саногенным мышлением; восхождение к индивидуальности.
    Этапы самовоспитания.
    Первый этап - изучение и познание себя как личности. Основные методы первого этапа самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Применение тестов как системы заданий, позволяющих определить уровни развития определенного психологического качества (свойства) личности.
    Второй этап - разработка программы самовоспитания. Направления профессионального самовоспитания: совершенствование общих личностных качеств и свойств; совершенствование специальных и профессиональных качеств; развитие индивидуальных черт; укрепление здоровья. Определение общей цели и задач самовоспитания по каждому направлению самовоспитания.
    Третий этап - реализация разработанной программы самовоспитания. Основные методы, используемые на этом этапе: самообязательство, самовнушение, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоотчет. Применение различных методов самовоспитания в комплексе.
    Возможности профессионального самосовершенствования педагогов, тренеров, спортсменов.
    Тема 4. Педагогический опыт как результат и опора самореализации творческого потенциала педагога
    Образовательная система как сфера развития и реализации творческого потенциала человека.
    Определение понятия "педагогический опыт". Педагогический опыт как одна из основ мастерства педагога.
    Содержание профессионально-педагогического образования педагога-мастера: система профессионально-педагогических знаний; система профессионально-педагогических умений и навыков; опыт творческой педагогической деятельности; сформированность личностных профессионально важных качеств педагога.
    Педагогический опыт как единство опыта осуществления профессионально-педагогической деятельности, опыта творческой деятельности, опыта проявления личностных качеств.
    Тема 5. Вершины творчества выдающихся людей в различных сферах деятельности и прогресс человечества
    Индивидуальность творческой личности и интегративный подход к ее характеристике. Относительность совпадения "акме" различных сторон развития человека: физической, духовно-нравственной, профессиональной.
    Самоорганизация деятельности как фактор самореализации творческого потенциала.
    Примеры высокой жизнеорганизации творческих людей. Индивидуальная временная трансспектива.
    Особенности творчества выдающихся людей. Вершины достижений выдающихся людей прошлого и настоящего в различных сферах деятельности. Роль личностных качеств в достижении вершин творческого потенциала.
    Объективные и субъективные факторы достижения вершин профессионализма.
    Условия успешной творческой деятельности научных коллективов. Со¬вокупность выдающихся достижений творческих коллективов и отдельных личностей как основа прогресса человечества.

    РАЗДЕЛ II. АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
    Тема 6. Современные образовательные технологии - продукт созидательной деятельности педагога
    Научные достижения педагогики и психологии как теоретические основы педагогических технологий. Обобщенный концептуальный подход к процессу обучения. Современные образовательные технологии - способ развития творческого потенциала специалистов по физической культуре и спорту (ФКиС).
    Тема 7. Содержание профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту как средство развития личности
    Общая структура содержания подготовки специалистов по ФКиС. Традиционный подход:
    а) теоретические знания (общие и специальные);
    б) педагогические умения и навыки (общепедагогические и специально-педагогические);
    в) психомоторные свойства личности, имеющие профессиональное значение.
    Нетрадиционный подход: четыре блока содержания образования и возможные уровни усвоения каждого из них.
    Содержание образования как средство развития личности.
    Тема 8. Профессионально-педагогическая деятельность специалистов по физической культуре и спорту
    Структура деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Структура деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса. Объект обучающей деятельности педагога как целостное педагогическое явление. Доминирующий вид обучающей деятельности педагога. Учебный процесс как система организации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Уровни осуществления профессионально-педагогической деятельности.
    Тема 9. Акмеологическая направленность содержательных и процессуальных составляющих процесса обучения при подготовке специалистов по физической культуре и спорту и повышении их квалификации
    Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала. Влияние на образованность, на воспитанность, на развитие содержательных и процессуальных компонентов процесса обучения. Влияние сформированности одного блока характеристик человека на формирование других блоков. Ценностные ориентации и отношения, способности, запас знаний, умений, навыков как факторы успешности субъекта деятельности. Дидактические игры как форма акмеологических технологий подготовки и повышения профессионализма педагога.
    Тема 10. Технология организации и осуществления педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Коммуникативная компетентность
    Педагогическое общение. Педагогическое общение в структуре деятельности педагога. Технология проектирования педагогического общения. Коммуникативные задачи и этапы их решения. Технология реализации педагогического общения. Установление педагогически целесообразных взаимоотношений. Коммуникативная компетентность.

    РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
    Тема 11. Основы и сущность педагогического мастерства
    Определение понятия "педагогическое мастерство", Основы педагогического мастерства (ПМ): знания, педагогический опыт, личность педагога. Обобщенные умения, отражающие сущность мастерства педагога. Уровни проявления профессиональных умений. Компоненты педагогического мастерства: фундамент ПМ, педагогическая технология, педагогическая техника, педагогическое творчество. Педагогическая компетентность, ее виды.
    Тема 12. Определение уровня профессионализма педагога по функциональному аспекту его деятельности
    Профессионализм и его уровни. Критерии определения уровня профессионализма.
    Определение уровня обучающей деятельности педагога (ОДП). Система "ЛИДЕР" как способ определения профессионализма педагога.
    Критерии определения уровня профессионализма педагога по функциональному аспекту:
    1. Владение содержанием и дидактическая его организация;
    2. Организация собственной деятельности педагога;
    3. Организация учебной деятельности обучаемых;
    4. Педагогическое стимулирование и мотивация личности учащегося в процессе обучения;
    5. Структурно-композиционное построение учебного занятия.
    Тема 13. Определение уровня профессионализма педагога по результативно-личностному аспекту его деятельности
    Критерии определения уровня профессионализма педагога по результативно-личностному аспекту:
    1. Успешность обучения.
    2. Комплексное решение задач образования, воспитания, развития учащихся.
    3. Степень перевода обучаемых с уровня "объект обучения и воспитания" на уровень "субъект обучения и воспитания".
    4. Совершенствование своей профессиональной деятельности педагогом.
    5. Профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога.
    Первичные признаки критериев оценки ОДП. Шкала оценки по критериям.
    Обобщенный функциональный показатель и определение уровня ОДП по нему. Шкала уровней ОДП по обобщенному функциональному показателю. Обобщенный результативно-личностный показатель.
    Определение уровня профессионализма педагога по комплексному показателю. Шкала уровней профессионализма педагога по комплексному показателю.
    Анализ (самоанализ) результатов, полученных по системе "ЛИДЕР".
    Тема 14. Определение эффективности отдельных учебных занятий и технологий обучения. Педагогическая диагностика
    Определение уровня эффективности учебных занятий и технологий обучения. Педагогическая диагностика.
    Суперпрофессионализм как высший уровень профессионализма педагога.
    Профессионализм спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту, показатели и критерии определения его уровня.
    Мониторинг как стимулирующий фактор роста профессионализма педагогов и повышения качества подготовки специалистов по ФКиС.
     
    ТЕМА 1
    Вопросы для обсуждения
    1. Сравните несколько определений акмеологии. Какое из приведен¬ных определений вы можете выбрать для себя?
    2. Каковы основные направления развития акмеологии как области научных знаний на современном этапе?
    3. Охарактеризуйте предмет акмеологии.
    4. Раскройте содержание понятия «творческий потенциал».
    5. Назовите основные элементы проявления творческого потенциала, которые можно использовать в акмеологическом исследовании.
    6. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к изучению феномена «акме».
    7. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к профессиональной деятельности.
    8. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к деятельности коллективов.

    ТЕМА 2
    Вопросы для обсуждения
    1. Назовите основные составляющие профессионализма и дайте их краткую характеристику.
    2. В чем проявляется профессионализм личности и деятельности педагога?
    3. Как вы понимаете профессиональную направленность личности педагога?
    4. Какие способности относятся к педагогическим?
    5. Перечислите профессионально важные качества личности педагога.
    6. Что такое профессиональная компетентность и в чем она проявляется?
    7. Дайте краткую характеристику различных видов профессионально-педагогической компетентности.
    9. Какова структура обучающей деятельности?
    10. Перечислите основные составляющие педагогического творчества и дайте их краткую характеристику.

    ТЕМА 3
    Вопросы для обсуждения
    1. Охарактеризуйте следующие цели самосовершенствования: стремление к гармонии наших черт характера, достижение согласия с самим собой, достижение гармонии с окружением.
    2. Охарактеризуйте следующие цели самосовершенствования: устранение вредных привычек, контроль своих потребностей, развитие спо¬собностей.
    3. Охарактеризуйте такие цели самосовершенствования, как овладение саногенным мышлением и восхождение к индивидуальности.
    4. Расскажите о самооценке и ее тестировании.
    5. Что представляет собой программа самовоспитания?
    6. Охарактеризуйте самообязательство, самовнушение и самоприказ как методы самовоспитания.
    7. Дайте краткую характеристику таких методов самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, самоотчет.
    8. Проследите взаимосвязь различных методов самовоспитания.
    9. Перечислите группы способов саморегуляции психических состояний?
    ТЕМА 4
    Вопросы для обсуждения
    1. Охарактеризуйте содержание профессионально-педагогического образования
    2. Что такое профессионально-педагогические умения и навыки?
    3. Что такое традиционный педагогический опыт и каковы его харак¬терные особенности?
    4. Что такое передовой педагогический опыт и каковы его характерные особенности?
    5. Что такое новаторский опыт и каковы его характерные особенности?
    6. Охарактеризуйте основные этапы изучения и формирования передового педагогического опыта.
    7. Расскажите о методах анализа педагогического опыта.
    8. Перечислите критерии оценки перспективности педагогического опыта и раскройте их смысловое содержание.
    ТЕМА 5
    Вопросы для обсуждения
    1. Какие условия влияют на проявление творческого потенциала?
    2. Раскройте смысл понятий «микроакме» и «макроакме»?
    3. Расскажите о разноплановых акмецелевых программах Н. И. Пирогова. Каким жизненным кредо они были объединены?
    4. Назовите основные направления реализации творческого потенциала П. Ф.Лесгафта.
    5. Разработка каких теорий П. Ф. Лесгафтом послужило основой для научного обоснования физического образования?
    6. Охарактеризуйте основные вершины творчества В.М.Бехтерева.
    ТЕМА 6
    Вопросы для обсуждения
    1. В чем заключается различие между знаниево-ориентированным и личностно-ориентированным подходами к содержанию образования?
    2. Что такое детерминанты содержания образования? Назовите наиболее значимые детерминанты образования.
    3. Расскажите о структуре содержания образования (по М. Н. Скаткину, И.Я.Лернеру).
    4. Охарактеризуйте уровни усвоения каждого блока содержания образования.
    5. Расскажите о педагогических умениях и навыках, необходимых в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
    ТЕМА 7
    Вопросы для обсуждения
    1. В чем заключается общий подход к структуре профессиональной деятельности?
    2. Расскажите о конкретизации этого подхода для педагогической деятельности.
    3. Какова структура обучающей деятельности педагога?
    4. Что составляет объект обучающей деятельности педагога?
    5. Расскажите об особенностях деятельности учителя физической культуры
    6. Перечислите формы организации занятий в процессе физического воспитания в школе.
    ТЕМА 8
    Вопросы для обсуждения
    1. Перечислите структурные компоненты ПС.
    2. Какие подходы к рассмотрению функциональных компонентов ПС
    вам известны?
    3. Проанализируйте уровни связей-взаимодействий между компонентами ПС.
    4. Охарактеризуйте основные свойства функциональной системы
    5. Как вы понимаете выражение: «Дидактические игры как форма акмеологических технологий»?
    6. Расскажите о классификации ДИ.
    7. Чем определяется сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности в ДИ?
    8. Перечислите условия эффективного проведения ДИ, относящиеся к деятельности педагога.
    ТЕМА 9
    Вопросы для обсуждения
    I. Перечислите уровни практической реализации педагогических технологий.
    3. Что собой представляет совокупный субъект деятельности в образовательном процессе?
    4. Какие основные концепции и теории могут быть использованы в качестве исходных теоретических подходов при разработке и реализации технологий обучения?

    ТЕМА 10
    Вопросы для обсуждения
    1. Назовите виды общения и дайте им характеристику.
    2. Перечислите средства общения и дайте их краткую характеристику
    4. Каковы основные функции общения?
    5. Из каких компонентов состоит психограмма личности как субъекта общения?
    6. Дайте характеристику коммуникативных умений личности.
    7. Назовите основные функции и виды межличностного общения в спорте.
    ТЕМА 11
    Вопросы для обсуждения
    1. Перечислите составляющие фундамента педагогического мастерства
    2. Какие знания необходимы педагогу для успешной профессиональной деятельности?
    3. Какими умениями и навыками должен владеть педагог?
    4. Назовите основные личностные качества педагога.
    5. Назовите основные компоненты педагогического мастерства.
    6. Дайте характеристику педагогического такта, педагогической техники.
    7. Расскажите о культуре речи педагога.
    ТЕМА 12
    Вопросы для обсуждения
    1. Охарактеризуйте общий подход к классификации уровней профессионализма.
    2. Какие группы критериев позволяют определить уровень профессионализма?
    3. Дайте краткую характеристику системы «ЛИДЕР».
    4. Перечислите критерии оценки обучающей деятельности педагога по функциональному аспекту.
    5. Перечислите критерии оценки обучающей деятельности педагога по результативно-личностному аспекту.
    6. Проанализируйте какой-либо критерий, используя его первичные признаки.
    7. Проследите взаимосвязи уровней профессионализма и уровней обучающей деятельности педагога.
    ТЕМА 13
    Вопросы для обсуждения
    1 Что является обобщенным критерием качества образования?
    2. Какие исходные теоретические подходы могут повлиять на эффективность технологии обучения?
    3. Обоснуйте целесообразность дедуктивного метода организации процесса обучения.
    4. Каким образом можно определить эффективность технологии обучения?
    5. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование опыта творческой деятельности студентов?
    6. Что необходимо сделать для того, чтобы формирование опыта творческой деятельности студентов было более успешным?
    7. Определите значимость учебной дисциплины в профес¬сиональной подготовке студентов.
    ТЕМА 14
    Вопросы для обсуждения
    1. Что такое педагогическое диагностирование?
    2. В чем заключается методика диагностики продуктивности подготовки специалистов в сфере образования?
    3. Какие уровни педагогического творчества могут быть выделены. Дайте их краткую характеристику.
    4 . В чем состоит отличие высшего уровня от других уровней.
    5. Для чего нужна психодиагностика в сфере физической культуры и спорта?
    6. Расскажите о состоянии тревожности перед соревнованиями и методике его самооценки.
     
     
    Рекомендуемая литература (основная)
    1. Акмеология; Учебник/Под общ. ред. А.А. Деркача. -М.: РАГС, 2002.
    2. Бодалев А.А. Акмеология как научная дисциплина. -М., 1993,
    3. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершины профессионализма / Деркач А.А., Кузьмина Н.В. - М., 1993.
    4. Деркач А.А. Акмеология управления. - М.: РАГС, 2001.
    5. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения ка¬чества подготовки специалистов образования. - М.: ИЦПКПС, 2001.
    6. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002.
    7. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева.-М.: РАГС, 1995.
    8. Хозяинов Г.И. Определение уровня обучающей деятельности педагога по системе «ЛИДЕР». - М.: РИО РГАФК, 1996.
    9. Хозяинов Г,И, Основы акмеологии. -М.: XXI век : ПКЦ, 2000.
    Рекомендуемая литература (дополнительная)
    1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей / Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.С. Гуртового. -М.-Шуя, 1998.
    2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
    3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и ус¬ловия достижения.-М., 1998.
    4. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. - Минск, 1998.
    5. Зимняя И. А. Педагошческая психология, - М.: Логос, 2002,
    6. Ильин В.В. Философия и акмеология / Ильин В.В., Пожарский С.Д. - СПб.: Политехника, 2003.
    7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность,-М.: Политиздат, 1975.
    8. Махмутов М.И. Проблемное обучение.-М.: Педагогика, 2001.
    9. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / Сластснин В.А., Подымова Л.С. - М: Магистр, 1997.
    10. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. - М.: Высшая школа, 1988.
    Перечень обучающих, контролирующих дидактических, материалов:
    1. Комплект наглядных материалов по вопросам развивающего обучения.
    2. Комплект наглядных материалов по вопросам педагогического мастерства.
     
    ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Вопросы:
    1. Охарактеризуйте предмет акмеологии.
    2. Назовите основные элементы проявления творческого потенциала человека, которые можно использовать в сравнительном акмеологическом исследовании.
    3. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к профессиональной деятельности.
    4. Назовите основные составляющие профессионализма человека и кратко охарактеризуйте их.
    5. Какие качества личности педагога считаются профессионально важными?
    6. Дайте краткую характеристику различных видов профессионально-педагогической компетентности.
    7. Структура обучающей деятельности педагога.
    8. Объект обучающей деятельности педагога как целостное педагогическое явление.
    9. Охарактеризуйте цели самосовершенствования человека.
    10. Самопознание себя как личности и применение тестов с этой целью. П. Дайте краткую характеристику следующим методам самовоспитания:
    самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самоотчет.
    12. Какие определения понятия «педагогический опыт» вам известны?
    13. Виды педагогического опыта и их характерные особенности.
    14. Педагогический опыт как фактор самореализации творческого потенциала педагога.
    15. Структура профессионально-педагогического мастерства.
    16. Какие группы критериев могут позволить определить уровень профессионализма педагога?
    17. Каким образом можно определить эффективность технологии обучения?
    18. Перечислите условия эффективного проведения дидактических игр.
    19. Назовите условия, способствующие эффективной коллективной мыследеятельности в дидактических играх.
    20. Какие особенности личности способствуют достижению вершины самореализации в деятельности с достижением выдающихся результатов, оказывающих влияние на прогресс человечества. Приведите пример (примеры) таких выдающихся личностей из прошлого и настоящего времени.
    11 Задания:
    21. Осуществите самопрезентацию по заданию педагога с целью выявления отдельных сторон «Я-концепции».
    22. Перечислите, какие задачи самосовершенствования решаются (решались) вами более успешно и какие требуют большего внимания по вашему мнению.
    23. В процессе коллективной мыследеятельности (КМД) в микрогруппе разработайте один из видов тестов с целью использования его в ДЮСШ, СПК, УОР, ИФК.
    24. Используя предыдущий вариант работы (КМД) разработайте модель учебного (учебно-тренировочного) занятия с применением игрового моделирования профессиональной деятельности педагога.
    25. Осуществите определение:
    а) уровня обучающей деятельности педагога;
    б) коэффициента эффективности учебного занятия или технологии обучения.

    4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

    1. Становление акмеологии как науки: ее объект, предмет, задачи и методы исследования
    2. Профессионализм личности и деятельности педагога.
    3. Профессиональная направленность и способности - факторы движения к вершинам мастерства.
    4. Задачи и этапы самосовершенствования человека.
    5. Возможности профессионального самосовершенствования тренеров и спортсменов.
    6. Педагогический опыт как одна из основ педагогического мастерства.
    7. Объективные и субъективные факторы достижения вершин профессионализма.
    8. Содержание профессиональной подготовки специалистов по ФКиС как средство развития личности.
    9. Педагогическая технология и мастерство преподавателя.
    10. Личностно-ориентированное обучение на основе «Педагогики сотрудничества».
    11. Объект обучающей деятельности педагога как целостное педагогическое явление.
    12. Акмеологическая направленность содержательных и процессуальных составляющих педагогического процесса при подготовке специалистов по ФКиС.
    13. Виды педагогической компетентности и ее проявление в деятельности тренера.
    14. Технология организации и осуществления педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
    15. Мастерство педагога-тренера в формировании спортивного коллектива как творческий процесс.
    16. Определение уровня обучающей деятельности педагога по системе «ЛИДЕР».
    17. Определение эффективности педагогической технологии.
    18. Акмеологический автопортрет.
    19. Акмеологический портрет тренера.
    20. Творческие вершины выдающихся людей и прогресс человечества.

    5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
    1. Акмеология как наука и учебная дисциплина.
    2. Основные элементы творческого потенциала человека и условия, влияющие на его проявление.
    3. Профессионализм личности и деятельности педагога.
    4. Качества личности педагога, которые являются профессионально значимыми.
    5. Задачи и этапы самосовершенствования человека.
    6. Структура педагогической деятельности.
    7. Объект обучающей деятельности педагога как целостное педагогическое явление.
    8. Объективные и субъективные факторы достижения вершин профессионализма.
    9. Методы самовоспитания и их направленность ни формирование личности,
    10. Содержание профессиональной подготовки специалистов по ФКиС как средство развития личности.
    11. Виды педагогического опыта и их характерные особенности. Педагогический опыт как фактор самореализации творческого потенциала педагога.
    12. Акмеологическая направленность содержательных и процессуальных составляющих педагогического процесса при подготовке специалистов по ФКиС.
    13. Личностно ориентированное обучение на основе «Педагогики сотрудничества».
    14. Технология организации и осуществления педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности,
    15. Основы и сущность педагогического мастерства.
    16. Виды педагогической компетентности.
    17. Технология организации и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
    18. Мастерство педагога-тренера в формировании спортивного коллектива как творческий процесс.
    19. Определение уровня обучающей деятельности педагога.
    20. Определение эффективности технологии обучения.





    IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    Курс «Акмеология физической культуры и спорта» общим объемом 90 часов завершается дифференцированным зачетом, который охватывает: выявление уровня усвоения знаний; определение уровня сформированности умений, навыков; выполнение индивидуально и в коллективной деятельности творческих заданий.
    Обязательным условием получения зачета является написание реферата по одной из акмеологических проблем.
     
    Основные понятия акмеологии
    Акме.(гр. àkme - высшая степень чего-то, вершина, цветущая сила) - первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенство».
    «Акме» человека - феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности.
    Акмеология (гр. акме... + logos - слово, речь, учение) - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Гагин Ю.А., 1998).
    Акмеология педагогическая - отрасль акмеологии, изучающая акмеологические проблемы просвещения, образования и здоровья учащихся и педагогов.
    Воспитание - сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии (И.А.Колесникова); направленное действие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые качества и свойства (И.С. Кон); средство социального наследования и приобщения человека к совокупности общественных отношений (В.В, Краевский); процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гинецинский).
    Восхождение к индивидуальности - естественно и исторически обусловленный процесс движения человека к своему совершенству, связанный с преодолением объективных и субъективных трудностей и осуществляемый на основе механизма становления и реализации.
    Двигательное действие как метасистема - системное представление о двигательном действии, объединяющее частные представления о нем как об объекте познания, предмете преподавания, материале для овладения и акте исполнения.
    Деятельность. 1. Присущая природе конкретного человека система взаимодействие его с миром, носящая активный характер и направленная на преобразование как внешней среды, так и самого человека (индивидная деятельность). 2. Способ существования действительности как «второй» природы, как опредмеченных сущностных сил человека - общественного исторического субъекта деятельности (социальная деятельность)
    Достижение - положительный результат каких-либо усилий.
    Жизненная зрелость - полная готовность человека к решению определнных жизненных задач, соответствующих возрасту, социальному и профессиональному положению и намерениям этого человека; результат воспитания, обучения и развития человека, наблюдаемый в широком возрастном диапазоне, что зависит как от социальной ситуации развития. Так и от свойств данного человека.
    Жизненная перспектива человека - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают человеку возможность для оптимального жизненного продвижения (К.А, Абульханова-Славская).
    Жизненная позиция - это выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни.
    Жизненный путь - индивидуальная исторя человека (Ш. Бюлер); эволюция личности как последовательность возрастных этапов ее биографии (П. Жане).
    Здоровье (акмеологическая концепция) - социоприродная сущностная сила человека, являющаяся мерой такого взаимодействия количественной (потенциал здорового человека: возможности нервной системы, аппарата движения, энергетической системы, интеллектуальной и эмоциональной сферы и др.) и качественной (свойства здорового человека: двигательные, физиологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые и др.) своих сторон, в силу которого вначале мелкие количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру здоровья и вызывают коренные качественные изменения (в ту или иную сторону), протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы человека и условий его жизни в разнообразных формах (прилив или упадок сил, повышение или снижение работспособности, депрессия или подъем творческой активности и др.) (Ю.А. Гагин).
    Здоровый образ жизни - междисциплинарная категория, охватывающая совокупность разумных способов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая, во-первых, берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее, и, во-вторых, определяется общностью валеологических, акмеологических, профессиональных, семейно-брачных и других целевых жизненно важных установок человека.
    Индивид (лат. individuuv - неделимое) - конкретный человек как отдельный представитель человеческой общности, единичное природное и социальное существо, обладающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной психофизиологической организацией. Индивид - первая ступень восхождения человека к индивидуальности.
    Индивидуальность - вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности.
    Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая индивидуально-специфическая система активных и адаптивных психологических средств выполнения той или иной деятельности и включения в реальную действительность.
    Интегральность свойств индивидуальности - характеристика системы свойств человека как индивидуальности, имеющая две описательные и оценочные области: 1) интегральность как первообразность свойств индивида, представленных в индивидуальности как производной индивидности; 2) интегральность как системность и целостность свойств различных иерархических уровней, входящих в индивидуальность на основе механизма снятия и развивающихся в ней посредством становления и реализации.
    Культура человека - обобщенный созидательный потенциал человека, включающий его сущностные силы и деятельность и могущий быть объетивированным в материальных и духовных ценностях, создаваемых человеком на основе творчества.
    Личность - человек как субъект социальных отношений, социальная сущность человека как ансамбль общественных отношений (К. Маркс) и как системное видовое свойство человека, формирующееся в совместной с другими людьми деятельности и в общении.
    Метод воспитания - система действий воспитателя, направленных на сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества и соответствующих логике воспитательного процесса; способ самореализации педагога во взаимодействии с учащимися.
    Методы акмеологии - совокупность а) адаптированных к акмеологическим задачам общенаучных методов и методов смежных наук (психологии, педагогики, социологии), а также б) специальных методов и подходов, отвечающих специфике акмеологической проблематики.
    Модели «акме» - разнообразные трактовки представления о сущности «акме», которые являются отличительными признаками тех или иных акмеологических школ.
    Образовательная среда - совокупность условий, предоставляющих возможность для субъектов осуществлять образовательную деятельность.
    Педагогическое мастерство - целостный феномен, характеризующий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не может быть описан через простую сумму составляющих, но является интегральным показателем научности и нормативности действий и искусства поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуальности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего плана мастерства.
    Педагогическое совершенство - понятие, применяемое для наиболее общей характеристики всех качественных сторон деятельности педагога и его свойств как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Педагогическое совершенство включает характеристики профессионализма (достоинства и достижения), педагогического мастерства и свойств индивидуальности (Ю.А. Гагин).
    Потенциал ( лат. potentia - сила, мощь) - совокупность средств, скрытых возможностей, сил, могущих проявиться при определенных условиях.
    Предмет акмеологии (по А.А. Бодалеву) - «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии».
    Предмет акмеологии (по Н.В. Кузьминой) - «поиски следующих закономерностей: саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала и процесс созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); факторы, объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование; самоорганизация и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореализации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности».
    Признаки «акме» (по А. Маслоу) - совокупность особых психических состояний, в которых человек непосредственно воспринимает Вселенную как живое целое, а как неотъемлемую его частицу.
    Природа человека - наиболее общее понятие, применяющееся для раскрытия сущности человека не только в науке, но и в искусстве, а также в индивидуальном сознании.
    Профессия - исторически возникшие формы деятельности, которые необходимы обществу и для выполнения которых человек должен иметь профессионально важные качества, обладать необходимыми знаниями и навыками.
    Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.
    Реализация - действительное использование ресурса или потенциала чего-либо; выражает всеобщую форму саморазвития и самоопределения предмета (вещества, поля, потенциала и т.п.).
    Самоактуализация (от лат. aktualis - деятельный) - понятие, означающее изменение человеком своего бытия посредством собственной активности; стремление человека к наиболее полному становлению и реализации своих индивидных и личностных возможностей.
    Социализация личности ( от лат socialis - общественный) - процесс и результат воспроизводства индивидом социального опыта (ценностей, смыслов, норм, установок, образцов поведения), присущих обществу, социальной общности, группе.
    Спортивная акмеология - одно из направлений современной акмеологии, в котором наиболее ярко (как в историческом, так и в методологическом плане) представлены современные тенденции развития акмеологической науки и практики.
    Спортивное мастерство - высокий качественный уровень двигательной или педагогической деятельности в спорте, характеризующийся определенной мерой соответствия нормативности (некоторой заданности) и своеобразием, неповторимостью способов деятельности.
    Спортивное (двигательное) мастерство - высший качественный уровень двигательных действий в спорте, характеризующийся, прежде всего, индивидуальным стилем двигательных действий, обеспечивающим решение двигательных задач и достижение все более высоких спортивных целей.
    Спортивное (педагогическое) мастерство - высокий качественный уровень педагогической в спорте, характеризующийся, прежде всего, искусством профессионального общения субъектов тренировочного процесса (спортсмена, тренера, психолога, исследователя и др.).
    Становление - категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений.
    Стратегия жизни (от лат. strategia - вести войско) - искусство проектирования жизненного пути человека, основанного на правильных, принятых им в качестве императива и далеко идущих, прогнозах.
    Субъект ( от лат. subjektum - человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности ( Б.Ф. Ломов).
    Субъектный опыт - опыт прошлого и переживаемого здесь и теперь поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, правилах организаций собственных действий, значимых для него ценностях, иерархии предпочтений и потребностей.
    Сущностные силы человека - общенаучная категория, отражающая целостную природу человека как качественного состояния высшего уровня его становления, достигшего зрелости, завершенности.
    Творчество - специфическая человеческая деятельность, сочетающая в себе как имманентные свойства человека, так и признаки ее как способа существования действительности и состоящая в приумножении материальных и духовных ценностей, наделенных новыми, авторскими смыслами.
    Уникальность (от лат. unikum - единственное в своем роде, необыкновенное) - характеристика предмета, человека с точки зрения его неповторимости, единственности в своем роде, исключительности.
    Уровень «акме» - параметр совершенства человека и его деятельности, который характеризует, образно говоря калибр «акме».
    Факторы достижения «акме» - наиболее существенные обстоятельства достижения людьми «акме».
    Ценности - заключенные в объектах и явлениях общественной жизни и природы, выступающие благодаря этому как эталон должного.
    Человек - существо, находящееся на высшей ступени развития жизни, субъект исторического процесса.
    Широта «акме» - параметр совершенства человека и его деятельности, который характеризует многосторонность его таланта и многогранность его применения.
    Я-концепция - осознаваемая система представлений индивида о самом себе как основа взаимодействия его с другими людьми и отношения к самому себе.
     
    Контрольная работа для студентов заочного обучения
    ""
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ