Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Литературоведение: История родной литературы
Филология
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    Автор: ст. преподаватель каф. общего языкознания Г.Х. Муллачанова
    Рабочая программа и методические материалы по истории татарской литературы (1941-2000 гг.) разработаны на основе многолетнего опыта преподавания данного предмета на филологическом факультете Тюменского государственного университета.
    Данное издание представляет собой комплексное пособие, охватывающее все этапы литературы: история татарской литературы с древнейших времен нач. XIX в., 20-30 гг. XIX в., 1941-2000 гг. XX в. Оно состоит из нескольких разделов, в каждом из которых указывается количество часов на изучение темы, дается краткая аннотация, рабочая программа, вопросы к экзамену, список основной литературы.
    Материалы предназначены для студентов, изучающих историю татарской литературы на филологическом факультете.
     
    В годы Великой Отечественной войны татарская литература служила делу борьбы народа против фашистского нашествия. На передний план во время войны выдвинулась поэзия, выражавшая героизм, патриотизм и духовную стойкость общества. Патриотические стихи Ф.Карима, Н.Баяна, А.Файзи, Маннура, Сибгата Хакима (р. 1911), М.Садри (р. 1913), Заки Нури (р. 1921), Шарафа Мударриса (1919-1963), Салиха Баттала (р. 1905), рассказы и очерки К.Наджми, Баширова, Гази, Хатиба Усманова (р. 1908), Хусни, Абдурахмана Абсалямова (р. 1911), Шамова, пьесы Гиззата, Ризы Ишмурата (р. 1903), Исанбета, Амира стали художественной летописью военных лет. Бессмертной славой овеяна «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля. Его поэзия как бы вобрала в себя черты всей татарской гражданской лирики, став в то же время и новым шагом в ее развитии.
    В литературе послевоенного периода мотивы боевого подвига в победоносной войне тесно переплетались с мотивами трудового героизма. Созидательный мирный труд народа, борьба за построение коммунизма становятся центральными темами татарской литературы. Успешно продолжает развиваться обладающая богатой татарская новелистика, в которой, начиная с 50-х гг., наряду с произведениями признанных мастеров
    «малого» жанра Гази, Хусни, Шамова и др., появляются повести и рассказы Амирхана Еники (р. 1909), Газиза Мухаметшина (1932-1972), Рафаила Тухватуллина (р. 1924), Аяза Гилязова (р. 1928) и др. Заметно повысился удельный вес произведений эпического плана: «Весенние ветры» (1948) К.Наджми, «Честь» (1948) Г.Баширова, «Газинур» (1953) Абсалямова, «Незабываемые годы» (кн. 1-3, 1949-1966) Гази, «Чистая душа» (ч.1-2, 1954-1960) Амира и др. Главным героем таких произведений, как романы «Огонь неугасимый» (1958) и «Белые цветы» (1965) Абсалямова, «Мой односельчанин Наби» (1957) Тухватуллина, «Друг мой Мансур» (1955) Атиллы Расиха (р.1916), «Хозяева» (1968) Тарифа Ахунова (р. 1925), является наш современник.
    Большой вклад в развитие детской отечественной татарской литературы внесли Алиш, Рахмат, Губай, Усман Бакиров (1896-1927), Сарвар Адгамова (р. 1901), Джавад Таржеменов (р. 1920), Лябиба Ихсанова (р. 1923) и др.
    В 60-е гг. в татарскую литературу пришли поэты Ильдар Юзеев (р. 1933), Шаукат Галиев (р. 1928), Эдип Маликов (р. 1921), Саджида Сулейманова (р. 1926), Равиль Файзуллин (р. 1943), Ринат Харисов (р. 1941) и др., прозаики Нурихан Фаттах (р. 1928), Газиз Мухаметшин (р. 1932), Эдуард Касимов (р. 1930) и др., драматурги Юнус Аминов (р. 1921), Сает Шукуров (р. 1918), Туфан Миннуллин (р. 1935) и др.
     
    Цель курса - изучение истории развития современной татарской литературы.
    Задачи изучения курса:
    •раскрытие современной эстетики;
    •характеристика поэтики современного романа;
    •изучение индивидуальных творческих моделей;
    Курс предназначен студентам 4 курса отделения татарского языка и литературы филологического факультета. Всего отводится 36 часов, из них 18 лекционных и 18 часов практических занятий. После окончания курса студентами сдается экзамен. Остальные 21 ч. изучаются на 5 курсе на практикуме по татарской литературе 12ч., на оюзорных лекциях 9ч.
     
    № п/п   Наименование тем   Лекции (кол-во часов)   Практ. и семин. зан. (кол.часо в)   Лаборатор. работы (кол-во часов)   Индивид. и самост. работа (кол. часов)   Форма контроля  
    1.   Введение. Кереш.   1      
    2.   Татарская литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)   1   1     Проверка учебных материалов  
    3.   Жизнь и творчество М.Джалиля. Либретты «Золотоволосая» и «Ильдар»   1   1     Проверка учебных материаловКонтроль за знан. текстов  
    4.   Жизнь и творчество Ф.Карима. Поэмы и баллады   1   1     Проверка текстов  
    5.   Татарская литература в послевоенные годы (1945-1960гг)   1     Проверка учебных материаловИндивидное собесед-ние  
    6.   Развитие татарской поэзии в послевоенные годы   1   1     Тексты лекций, кон-спекты  
    7.   Рост татарской прозы в послевоенные годы: расширение тематики,   1     Тексты лекций, кон-спекты  
    8.   Драматургия послевоенных лет   1     Тексты лекций, кон-спекты  
    9.   Творческое наследие А.Файзи.   1   1     Мини-опрос по творчеству А.Файзи  
    10.   Творчество Г.Апса-лямова   1   1     Характе-ристика одного из произвед. по выбору (устно)  
    11.   М.Амир видный прозаик и драматург, журналист и общественный деятель.   1   1     Контроль знания текстов  
    12.   Жизненный путь и общественная работа Т.Гиззата   1   1     Тексты лекций, конспекты  
    13.   Жизненный и творческий путь Н.Исанбета. Драма Н.Исанбета «Жирэн чэч белэн Карачэч Сылу»   1   1     Индивидное собесед-ние  
    14.   Жизненный путь Х.Вахита и его приход к литературе.   1   1     Характе-ристика одного из произвед. по выбору(устно)  
    15.   Поэзия в 60-80е годы.   1     Проверка стихотворных текстов  
    16.   Проза в 60-80е годы.   1     Собесед-ние по текстам  
    17.   Драматургия 50-х годов   1     Собесед-ние по текстам  
    18.   Литература в период перестройки (1985-2000)   1     Тексты лекций., кон-спекты  
    19.   Рост поэзии в 1985-2000е годы   1     Тексты лекций, кон-спекты  
    20.   Новое веяние в прозе сегодняшнего Дня   1     Индивид-ное собесед-ние  
    21.   Расцвет драматургии в период перестройки.   1     Тексты лекций, кон-спекты  
    22.   Х.Туфан поэт-классик татарской поэзии XX века   1   1     Проверка знания текстов  
    23.   Творческое наследие С.Хакима   1   1     Индивид-ное собесед-ние  
    24.   И.Юзеев видный деятель сегодняшней поэзии   1   1     Характеристика одного из произвед. по выбору (устно)  
    25.   Р.Файзуллин -поэт, принесший в татарскую поэзию новинку и современное видение(?)   1   1     Проверка читательс-х дневников  
    26.   Г.Афзал -лирический поэт, знаменитый в области сатиры   1   1    
    27.   Идейное содержание поэмы Ш.Галиева   1   1     Собесед-ние по текстам  
    28.   В творчестве З.Хакима народная песня, восхищение к душевной песне народа, связь в его наследии с историей   1   1     Индивидное собесед-ние  
    29.   Жизненный и творческий путь А.Еники   1   1     Собесед-ние по текстам.  
    30.   Жизненный путь Г.Баширова и его приход к литературе.   1   1     Проверка учебных материалов  
    31.   Жизненный путь Г.Ахунова, его приход к литературе   1   1     Проверка учебных материалов  
    32.   Жизненный путь видного прозаика татарской литературы, основателя жанра исторического романа - Н.Фаттаха   1   1     Проверка учебных материалов  
    33.   А.Гилязов - видный прозаик и драматург   1   1     Собесед-ние по текстам  
    34.   Жизненный путь и первые шаги в творчество писателя литератора, критика М.Магдиева   1   1     Характеристика одного из романов по выбору (устно)  
    35.   Т.Миннуллин видный драматург, прозаик, общественный деятель, один из ведущих сегод-нешнего литературного процесса   2   1     Оценка одного из произведений главного героя комедии (письм-но)  
    Всего часов   36   21  
     
    ТЕМА 1. Введение
    Вторая половина XX в. оставила существенный след в истории формирования татарской литературы. Это связано с Великой Отечественной войной и делением литературы на этапы в послевоенные годы. Эпоха ХХв. стремится дать объективную оценку каждому литературному понятию и творчеству известных личностей, главная тема этой литературы - искания в области скрытой правды. В нач. XX в. сформировавшаяся нация и творческий путь личности уже во второй половине поднимаются на более высокий уровень. Но несмотря на это татарская литература ХХв. остается верной традициям древней литературы. При делении татарской литературы на отдельные этапы мы опираемся на общественно-исторические события того времени, татарская литература 1940-2000гг. подразделяется на два больших этапа. Они же в свою очередь делится еще на 2 части:
    1) Татарская литература 1940-1960гг.
    а) 1941-1945гг. литература периода Великой отечественной войны.
    б) 1945-1960гг. - литература послевоенного времени.
    2) Татарская литература 1960-2000 гг.
    а) 1960-1985
    б) 1985-2000
    Тема 2. Татарская литература в послевоенные годы

    Мужество советского народа в Великой Отечественной войне, герои татарского народа.
    Новые цели в литературе. Роль татарской литературы в годы войны.
    Продолжение «Культа личности», влияние партии на литературу и в умы народа борьба классовых идей, направленная против врага.
    Фронтовые газеты на татарском языке.
    Основные признаки литературы в годы войны. Проблема войны и человека. Проявление в поэзии чувства одиночества и скуки, возвращение лирического героя домой. Главный герой солдаты и люди тыла, их единство, развитие различных типов и жанров литературы в годы войны.
    Расцвет татарской поэзии, выход ее на первый план. Главные темы и жанры поэзии. Солдатская поэзия поэтика мужества. Поэты, принимавшие главные участия в развитие военной лирики (Муса Джалиль, Фатых Карим, Шараф Муддарис, Гали Хужи, Ахмет Ерикерикей, Шайхи Маннур, Сибгат Хаким, Ахмет Исхак, Салих Баттал, Зия Мансур, Нури Арсланов и др.).
    Произведения, призывающие народ на войну и ненавидеть своего врага (А.Исхак «Канга-кан», М.Д.»Тупчы анты», К.Наджми <<Фашизмга улем>> и др.). Поэмы, которые посвящены проводам солдат на войну (К.Наджми «ОзатуО).
    Темы детей и Родины (Ш.Муддарис «Эх, шул килен».
    Жанры поэмы и баллады (Г.Хузи «Россия», Ф.Карим «Идел егете» и др.).
    Жанры сатиры. Стихотворения А.Файзи, А.Исхака, Б.Рахмата.
    Военная проза. Развитие жанров рассказа и на нэсэра. Очерк в публицистике в годы войны.
    Философия мужества и истории войны в творчестве писателей-фронтовиков. (Ф.Карим «Язгы тондэ», Г.Апсалямов «Ватан улы» и др.).
    Произведения, посвященные разрешению фашизмом всего прекрасного на земле (Г.Кутуй «Рэссам», Ф.Хусни «Рубенс» и др.).
    Рассказы, в которых виден психологизм человека военных лет (А.Еники «Бала», «Ана hэм кыз» и др.).
    Развитие в военной драматургии однокартинных пьес. Реалистическое ображение фронтовых историй недостатков их показе на сцене ( Р.Ишмурат «Дошман лагерьда», М.Амир «Партизан Иван» и др.).
    Олицетворение тыла в драматургии. Основная проблема в драмах М.Амира «Минлекамал» и Р.Ишмурата «Кайту». Хвала и слава мужеству в военной драматургии. Философия мужества в пьесах Н.Исанбета «Марьям» и «Шакир Шигаев».
    Развитие в драматургии темы истории и ее выход на первый план. (Н.Исанбет «Мулланур Вахитов», А.Файзи «Пугачев Казанда» и др.).
    Комедия и скетчы. (Комедии Т.Гиззата «Башмагым», Д.Аппаковой «Тапкыр егет» и др.).
    Дествия, направленные Москвой против дастана «Идегей» и татарского народа. Его влияние на развитии татарской литературы, неправильные взгляды на наследие татарской литературы.

    Тема 3. Жизненный и творческий путь М.Джалиля.
    Либретто М.Джалиля «Алтынчэч», «Илдар»

    Творческий и жизненный путь М.Джалиля. Начальный период творчества в годы гражданской войны, увлечение романтической поэзией. Приезд в Казань, первые сборники («Барабыз», «Иптэшкэ»), тема и пафос его стихотворений. Партийные взгляды поэта, его вера в советскую действительность.
    Главная тема в творчестве М.Джалиля это тема Родина. Хвала стране, которая в 20-30 годы победила революцию.
    Углубление политических взгялдов в конце 30-х годов. Появление лиризма у М.Джалиля в этот период творчества, простой народ и его духовная жизнь в творчестве поэта («Жиhан», «Хат ташучы»).
    Вклад М.Джалиля в развитие татарского искусства. Либретты «Алтынчэч», «Ильдар». Творческая история, проблематика, - сюжет и образы либретты «Алтынчэч».
    Статьи М.Джалиля, посвященные литературе, искусству, музыке и театру.
    Творчество М.Джалиля в годы Великой Отечественной войны. Тематика и проблематика фронтовых стихов.
    Стихотворения поэта в декларативной духовности. Свобода, счастье умереть в борьбе, разделение радости. («Эйдэ, жырым», «Окоптан хат»).
    Стихи М.Джалиля в плену у фашистов. Условия их творения. Образ лирического героя. Преданность поэта своему отечеству. «Ышанма» и др.)
    Философия жизни и смерти в сборнике «Моабитские тетради» («Кызыл ромашка», «Дуска» и др.).
    Изучене творчества М.Джалиля. Мысли ученых, писателей и видных личностей на счет его творчества.

    Тема 4. Жизненный и творческий путь Ф.Карима.
    Поэмы и баллады Ф.Карима.

    Жизненный и творческий путь Ф.Карима. Романтика молодости в начальном периоде его творчества (1922-1927), влияние поэзии Такташа (стих-е «Безнен hэкэл»). Жизнь рабочих в поэме («Жиденче мич»).
    Его творчество в плену (1937-1941). Лирические искания в этот период поэзии.
    Участие Ф.Карима в 1941-1944гг. в Великой отечественной войне, его мужественная смерть. Раздумья о жизни и смерти. («Мин - гуманист» идр.).
    Его стихотворения, посвященные любви к Родине и любимому человеку. («Ак кубэлэк»).
    Поэмы и баллады Ф.Карима. (Поэмы «Голсем», «Партизан хатыны», баллада «Тимер hэм тимерче»). Композиция лироэпических произведений.
    Работа Ф.Карима в области прозы и драмы. Повести «Язгы тондэ», «Разведчик язмалары», драма «Шакир Шигаев». Литературная критика Ф.Карима о жанрах.

    Тема 5. Татарская литература в послевоенные годы

    Дух победы в литературе. Новые цели, поставленные после войны, перед страной и народом: восстановление разрешенных городов и деревень, борьба за мир.
    Политика Сталина в литературе. Борьба за литературную «чистоту». Расцвет в литературе безконфликтных явлений. Плохой взгляд на формализм в национальной литературе. Взгляд на положительного героя.
    Новые цели в литературной критике. Первые лауреаты имени Г.Тукая.

    Тема 6. Рост татарской поэзии в послевоенные годы

    Роль общественной жизни в развитии поэзии в послевоенные годы. Проведение в 1957 г. в Москве декады татарского литературного искусства.
    Изменения тематики в поэзии. Возвращение к тихой жизни и к труду посдле темы беды в годы войны. Глубокие философские размышления поэтов-фронтовиков о красивой жизни. Расцвет политической лирики. Выход на первый план любовной лирики. Новые изменения недодстатки в жанре песни.
    Расцвет эпической поэзии. Первые поэмы, показвашие события войны.
    Поэтические произведения, посвященные мужеству Джалиля и джалиловцев. Поэмыв А.Файзи «Шагыйрь», Г.Хусни «Безнен Муса» и др..

    Тема 7. Развитие татарской прозы в послевоенные годы:
    расширение тематики

    Расцвет прозы в послевоенные тематики. Развитие жанра романа.
    Многообразие жанров в прозе, поиски в области языка, стиля и композиции. Тема труда в повестях Ф.Хусни, А.Еники, И.Гази.
    Описание революции 1917г. в трилогии «Онытылмас еллар». Историко-биографический А.Файзи «Тукай».

    Тема 8. Драматургия послевоенных лет

    Новые явления в послевоенной драматургии. Недостатки драматургии: искусственные конфликты, однообразность, нехватка аналитического начала. Главные направления в драматургии: описание периода войны, трудности связанные с войной, жизнь рабочих и раненных, проблемы семьи.
    Произведение Т.Гиззата «Ташкыннар№. Идеализирование прошлого.
    Развитие детской литературы. Рассказы детям Г.Губая, А.Файзи, А.Ихсановой, А.Расиха, Г,Апсалямова. Успехи недостатки в этой области.

    Тема 9. Творческое наследие А.Файзи

    А.Файзи - поэт, оставивший глубокий след в истории поэзии. Первые поэтические переводы и сборники. («Яна жыврлар» (1929), «Чор турында жыр» (1932). Поиски поэта. Развитие традиций интеллектуального стиха.
    Стихи с публицистическим духом. Нововведения в литературу лирико-философской поэмой «Флейталар» (1933). Образ лирического героя, споры.
    Богатство тематики и языка в лирике. Баллады («Дала hэм кеше»).
    Тематика и разнообразие в послевоенной поэзии. Лирические стихти, песни, либретто «Ж’элил».
    Работа А.Файзи в области драматургии. История и личность в драмах «Пугачев Казанда». «Тукай». Проблемы, поднятые в комедиях. («Отышлы килу»).
    Поднятые проблемы А.Файзи в критических статьях.

    Тема 10. Творчество Г.Апсалямова. Повесть Г.Апсалямова
    «Ак тоннэр», роман «Яшел яр»

    Первые документальные рассказы. Большие романы, представляющие образы героев («Газинур», «Мэнгелек кеше»). Особенности военных событий в романах «Алтын йолдыз», «Ак тоннэр», романтические приемы.
    Второе направление в творчестве - рост рабочего («Ак чэчэклэр», «Яшел яр»).
    Историческая личность в творчестве писателя: романы «Агыла болыт», «Мэнгелек кеше».
    Тема 11. М.Амир - видный прозаик и драматург, журналист
    и общественный деятель
    Мирсай Амир известный прозаик и драматург, журналист и общественный работник начальный период творчества (1928-30). Влияние творчества на журналисткую деятельность. Фельетоны, юморески, рассказы. Идейная тематика, образы молодежи в повестях «Безнен авыл кешесе» (1933).
    Тема войны в драматургии М.Амира. Тема жизни и место в истории татарской литературы. Пьесы «Миннекамал», драмы «Тормыш жыры» (1946), «жыр дэвам итэ» (1947).
    Юмористические произведения М.Амира («Балыкчы ялганнары»).

    Тема 12. Жизненный путь и общественная деятельность Т.Гиззата

    Жизненный путь общественная деятельность Тази Гиззат. Борьба классов, основной конфликт в образе Сабира в драме «Чаткылар». Произведения, написанные на основе «Безконфликтности» («Алсу тан», «Урнэк адымнар»).
    Конфликт прошлого в пьесах Т.Газзата «(Наемщик», «Ташкыннар»). Мастер музыкальной драмы.
    Тема отечества, философский конфликт в пьесах в годы войны «Таймасовлар».
    Вклад Т.Гиззата в область татарской драматургии.

    Тема 13. Жизненный и творческий путь Н.Исанбет.
    Драма Н.Исанбет «Жирэн чичэн белэн карачэч сылу»

    Жизненный и творческий путь Н.Исанбет. Стихотворения поэта до революции и усиления в них традиций просвещения.
    Основная мысль в стихах 20-30-х годов «Син сазынны уйнадын», «Аккош».
    Работа в жанре комедии. Проблемы, поднятые в комедиях «hижрэт» (1923).
    Эпос «Идегэй». Современный литературный взгляд критика на сходность трагедий.
    Исторический дух в творчестве Н.Исанбета («Голжамал», «Спартак»).
    Влияние устного народного творчества в драматургию Н.Исанбета, их двойное содержание («Хужа насретдин», «Булэк» и др.).
    Большой вклад в области изучения народного творчества, критики и публицистики.

    Тема 14. Жизненный путь Х.Вахита и его приход в литературу.

    Жизненный путь Х.Вахита, его приход в литературу.
    Новое слово в драматургии - пьеса «Беренче мэхэббэт» (I960). Внешние и внутренние конфликты, их роль в раскрытии темы пьесы. Тема любви и развода.
    Тема помолвки, посвященная молодым.
    Комедии Х.Вахита.
    Проблемы дружбы, помощи в драмах «Сонгы хат», «Туй алдыннан». Конфликт, особенности образов.
    Актуальность и успех водевиля «Кук капусы ачылсаО.
    Х.Вахит - автор опер и либретты («Самат», «Дим буенда»).

    Тема 15. Поэзия 60-80-х годов

    Продолжение традиций в литературе 60-80 годов. Темы, посвященные в поэзии открытию нефти, стройке новых городов. (С.Хаким «Дэверлэр капкасы», Золфэт «39 квартал»).
    Чувства одиночества и скуки в лирике новой поэзии (Ш.Галиев «Эткэйгэ хат», С.Хаким «Сары капкалы йорт»).
    Новые направления в поэзии 60-х годов. Примеры поэтов (Р.Файзуллин, Р.Харис, Р.Ахметзян) в формировании новых форм, которые несут аналитическую мысль.
    Развитие сатирической поэзии (Г.Афзал, Ш.Галиев).
    Внимание на судьбу великих исторических личностей. (С.Хаким «40 булмэ», И.Юзеев «Очты донья читлегеннэн»).

    Тема 16. Проза 60-80-х годов

    Проза, посвященная истории татарского народа (И.Гази «Онытылмас еллар»). Отдельное направление этой темы в 70-80 г. (Н.Фаттах «Итил суы ака торур» М.Хабибуллин «Кубрат хан»).
    Становление сатиры, как большого жанра (Х.Сарьян «Нокталы отер», А. Гилязев «Этэч менгэн читэнгэ»).
    Сохранение татарских традиций, духовной жизни татарского народа (Г.Баширов «Туган ягым - яшел бишек»).
    Развитие мемуаро-автобиографического жанра (М.Амир, Г.Баширов, Ш.Маннур, С.Баттал, Ф.Хусни, Р.Тухватуллин, И.Гази).

    Тема 17. Драматургия 50-х годов
    Новые проблемы в драиатургии 50-х годов (Ю.Аминов «Язылмаган законнар», Н.Исанбет «Зифа», Х.Вахит «Беренче мэхэббэт»).
    Мастера психологических драм.
    (Г.Миннуллин, И.Юзеев, А.Гилязев, Ш.Хусаинов).

    Тема 18. Литература в период перестройки
    (1985-2000)

    Влияние на литературу и на историю измений в обществе. Расвет новых направлений и тем.
    Изменение в теории литературы, принесшие советский период. Национальные особенности в литературе. Новизна форм концепции. Сложности, связанные с преподаванием литературы. Выбор литературных произведений, их содержание, свойства, новизна.
    Недостатки литературной критики. Новая оценка процесса литературы Ф.Миннуллиным, И.Нуриллиным, Ф.Хатиповым, Ф.Мусиным, Мухаммадиевым, М.Ахмедзяновым и т.д.
    Труды Н.Юзиева, Р.Мустафина, А.Ахмадуллина. Их вклад в развитие татарской литературы.

    Тема 19. Рост поэзии в 1985-2000-е годы

    Возврат в поэзию темы наций (Зульфат, Ахметзянов Р., Ф.Файзуллин, Г.Мурат).
    Тема: мужества возникшая на фоне борьбы за самостоятельность в поэзии.
    Традиции интимной лирики, пришедшая от Кандали (Р.Харис, Р.Гаташ, Р.Валиев).

    Тема 20. Проза в сегодняшний день

    Тема времени в современной прозе. Произведение писателей, творивших во время тоталитарного режима и периода становление колхозов. (И.Салахов «Колыма хикэялэр», А.Гилязов «Йэгез, бер дога»).
    Новый дух в прозе (Р.Мухамадиев «Кенэри - читлек кашы», М.Хасанов «Язгы анаган», З.Хаким «Гонаh» и т.д.).
    Работа Х.Сарьяна в сатире.

    Тема 21. Рост в драматургии
    Темы, рожденные традицией и временем. Судьба нации в произведениях (Г.Исхаки «Золэйха»).
    Проблемы времени и личности (И.Юзеев «Гашыйклар тавы», Т.Миннуллин «Хушыгыз»).
    Жанр комедии, лирическая, музыкальная, сатиристическая, общественная комедии и водевиль. (А.Гилязов «Коттерап искэн жил», М.Гилязов «Казан егетлэре», Р.Мингалим Р.Мингалим «Кунак кызы ил килмэс», Р.Валиев «э машина, машина»).
    Образы Тукая и Джалиля в современной драматургии; философско- лирическое начало в произведениях Т.Миннуллина «Монлы бер жыр», И.Юзеева «Сонгы сынау».

    Тема 22. Х.Туфан - поэт-классик татарской поэзии XX века

    Х.Туфан - основатель татарской поэзии XX в., классический поэт. Первые ступени в творчестве. Его трагическая судьба.
    Основа начального периода творчества жизненный материал. («Зэнгэр буре», «Урал эскизлары»). Оценка современной критики на эти произведения. Тема войны в творчестве 30-х годов («Ак каен» (1933), «Озату» (1933).
    Лирико-философские особенности в поэмах «Аккордлар», «Ант».
    Исторический дух в лирике («Халыклар капкасы», «Очрашырбыз эле».
    Тематика, философия лирики Х.Туфана в период заточения в тюрьму («Чэчэк жибелэ жирдэ», «Иртэлэр житте исэ»). Взгляд заточенного поэта на тему войны («Геллэр инде яфрак яралар», «Моабитны курдем тошемдэ»).
    Потеря любимого человека. Развитие интимной лирики («Тамчылар ни дылэр»). Главный мотив в стихах о чистоте, величии души человека. («Агыла да болыт агыла», «Сина»).
    Общественная лирика в творчестве Х.Туфана в 60-80-х годах. («Еллар, ахры, байтак уткэннэр»).
    Новизна Х.Туфана в литературе. Новая строфика и связь русской и персидской поэзии в творчестве Х.Туфана.
    Литературная критика о поэзии Х.Туфана. Изучение творчества Х.Туфана.

    Тема 23. Творческое наследие С.Хакима. Произведения С.Хакима «Васыятьлэр», «Кучу»

    С.Хаким - поэт, сумевший во всей полноте отобразить в лирике жизнь татарского народа XX века, лауреат премий Г.Тукая, М.Горького.
    Предвоенное творчество («Юксыну», «Яратам мин», «Мари кызы Улинэ»).
    Верность народному творчеству и течению реализма.
    В основе переживаний лирического героя - почитание исторических личностей.
    Творчество, посвященное Тукаю («Пар ат» (1939), Шагыйрьнен, балачагы» (1940) и др.). Стихотворения, посвященные почетным сынам татарского народа («Туфан дэфтэреннэн»).
    Центральная тема в творчестве С.Хакима - любовь к родной земле. («Кадерле почмак», «Ни сойли урман?»). Своеобразное раскрытие темы судьбы прожившего в стороне человека, мотив тоски по минувшему. Трагическая судьба страны, любовная тоска и память о войне в стихотворениях («Дингез кузе», «Урлэрне менгэч»).
    Творчество последних лет («Васыятьлэр», «Кучу»), продолжение в нем традиций, публицистическая деятельность.

    Тема 24. И.Юзеев - видный деятель сегоднешней
    поэзии
    И.Юзеев - представитель современной татарской поэзии.
    Новизна, внесенная в литературу 50-х годов поэмой «Таныш моннар», признание И.Юзеева романтическим поэтом. Своеобразие И.Юзеева как поэта-романтика. Его лирический герой - вся Вселенная, Земля - человек Вселенной. («Эй, кеше», «Тамсын ул»).
    И.Юзеев мастер жанра поэмы. Тематическое разнообразие в поэмах. Место романтика в освещении проблем воспитания, любви, молодежи в творчестве 60-80-х годов, («Озелгэн кыллар», «Энкэй» и др.).
    Своеобразие И.Юзеева как прославленного драматурга современности. Сценические произведения «Янар чэчэк», «Кыр казлары артыннан», «Гашыйклар тавы».
    И.Юзеев автор песен («Кайтам инде», «Тенбоек», «Серле чэчэк» и т.д.).
    Творчество последних лет, сборник «Уйлый кунелем терлесен».

    Тема 25. Р.Файзуллин - поэт, принесший в татарскую поэзию новинку и современное видение

    Р. Файзуллин - поэт, внесший в татарскую поэзию новизну, современный взгляд.
    Оценка литературными критиками первого сборника стихотворений «Нюанслар иле».
    Размышления поэта об истории, эпохе, времени. («Бу елларны сагынырбыз эле»). Восхваление простого человека в произведениях («Кер чайкыйлар кызлар», «Минем эти»),
    Р.Файзуллин - автор песен. «Аккошлар», «Мин сине ничек яраттым», «Менэ без дэ усеп життек, эни» и др.
    Изображение сложных, противоречивых чувств в любовной лирике («Мэхэббэт кузсез була, ди...», «Сойдем аны, шаштым!»).
    Творчество последних лет. Сборник «Жил - вакыт ул», продолжительность в стихах формы аналитеского мышления.
    Деятельность в области литературного знания.


    Тема 26. Г.Афзал - лирический поэт, знаменитый в области сатиры

    Приход Г.Афзала в литературу лирическим поэтом, его признанность в области сатиры. Основание поэтом своей школы, опираясь на своеобразные приемы смеха, силу сатиры, юмор устного народного творчества («эсмабикэ жаным, ахирэт», «Мыек борам» и др.).
    Г.Афзал - мастер пейзажа.
    Лирика Г.Афзала. Своеобразие изображения великой истории, трагедии родной страны, ее великого прошлого.
    Г.Афзал автор песен («Татарсан туган ягым», «Татарстан таннары» и др.).

    Тема 27. Идейное соджержание поэмы Ш.Галиева «Письмо к отцу»

    Идейное содержание поэмы «Эткэйгэ хат» (1953) Ш.Галиева. Лирические стихотворения «Кипарислар илне анламаслар», «Нюра». Своеобразие изображения трагедии войны в произведениях поэта.
    Восьмистишие Ш.Галиева, размышления в них о смысле жизни. Изобразительность языка, приемы колких, острых замечаний в юмористических парчах поэта. Новые поэтические образы, созданные поэтом для детей (Шэвэли, Камырша и др.). Ш.Галиев - автор многочисленных песен.

    Тема 28. В творчестве З.Хакима народная песня, восхищение к душевной песне народа, связь его наследия с историей

    Восхишение народной песней, народной мелодией в творчестве Зульфата, связь его творчества с историей. Мысли о жизни, мире и истории в книге «Адашкан болыт». Произведения «Соргеннэн качкан кулак».
    Отображение в стихотворениях культа личностию Возврат к прошлому, человеческий дух и единство природы в произведениях «Ат йокысы», «Атлар чаба». Жанровое своеобразие поэмы «Йорэклэрдэ улмэс дастан». Сборник стихотворений под названием «Йорэгемне былыбыл чакты». Роль творчества Зульфата в развитии жанра песни.

    Тема 29. Жизненный и творческий путь А.Еники. Повести А.Еники
    «Саз чэчэге», «Рэшэ», «Йорэк сере»

    Жизнь и творчество А.Еники. Предвоенное творчество писателя. Психологизм и лиризм изображения образа солдата в рассказах военной поры («Бала», «Ана белэн кыз» и др.).
    Рассказы 60-х годов, произведения, построенные на психологическом анализе («эйтелмэгэн васыять», «Шаяру»),
    Актуальность проблем, поднятых в повести «Саз чэчэге». Изображение проблем воспитания в повестях «Рэшэ», «Йорэк сере». Психологическая глубина обрисовки проблем любви и воспитания. Споры об этих произведениях.
    Публицистические труды. Размышления в сборнике публицистических статей под названием «Кояш баер алдыннан».
    Перемены в творчестве писателя 80-90-х годов. Роль прозы в развитии языка.

    Тема 30. Жизненный путь Г.Баширова и его приход к литературе

    Жизненный путь и приход на литературную арену. Формирование его как журналиста и писателя первые рассказы. Документальность повести «Сиваш». Изображение героев гражданской войны, подача идеи героизма.
    Оценка военных событий, изображение трагедии в романе «Намус» как в долгожданном в татарской литературе произведении. Новшество в изображении героизма селян. Система образов, своеобразие ее раскрытия. Умение автора художественным красивым языком показать татарскую деревню через судьбы отдельных личностей. Образ Нафисы. Современная оценка романа.
    Постановка важных проблем природы и человека, человека и окружающей среды в романе «Жидегэн чишмэ».
    Поднятые в рассказах проблемы воспитания! (Сарут»).
    Публицистическая деятельность. Критические труды. Деятельность по изучению татарского творчества.

    Тема 31. Жизненный путь Г.Ахунова и его приход к литературе.
    Роман Г.Ахунова «Идел кызы»

    Богатый жизненный путь писателя, приход в литературу. Творческий путь, начатый с повести «Яшьлек яме» (1958). Создание многочисленных рассказов-повестей.
    Отображение важных проблем современности в романах «Хэзинэ» (1963), «Хужалар» (1968), образы - герои с нелегкой судьбой. «Хэзинэ» одно из лучших произведений о нефтяниках Татарстана.
    Актуальность реальных проблем, поднятых в романе «Идел кызы».
    Деятельность Г.Ахунова в области драматургии («Чулпы жыры», «Тынгысыз йорэк»). Публицистическая деятельность. Концепция сильной личности в творчестве Г.Ахунова.
    Творчество писателя на сегодняшний день.

    Тема 32. Жизненный путь видного прозаика татарской литературы, основателя жанра исторического романа Н.Фаттаха

    Жизненный путь видного прозаика татарской литературы, одного из основателей жанра исторического романа Н.Фаттаха.
    Произведения «Итил суы ака торур» (1970), «Кол Гали» (1973), «Ерак гасырлар авазы» (1976), обращенные к историческому жанру и изображающие далекое прошлое татарского народа. Две сюжетные линии в романе «Итил суы ака торур». Актуальность романа.
    Детская литература Н.Фаттаха и деятельность в области перевода. Историко-лингвистические исследования писателя и его труд «Шэжэрэ».

    Тема 33. А.Гилязов видный прозаик и драматург

    А. Гилязев известный прозаик и драматург, проживший полную опыта жизнь, перенесший муки в сталинском заключении, восхищающий читателей
    жизненностью своих произведений.
    Бросающиеся в глаза в первых же произведениях язык, богатый реализма и народных образов, и своеобразию приемы изображения. Филосовское осмысление проблемы воспитания в повестях «0ч аршин жир» (1962), «Зэй энжелэре» (1963), «Урталыкта» (1969) и т.д.
    Своеобразие сюжета и композиции в произведении «Жомга кон кич белэн». Роль метафорического события в произведении. Мастерство Гилязева построении сюжетных линий в форме парадокса, актуальность поднятых в повести проблем. Психологизм писателя, его стремление изобразить человеческую душу во всей ее глубине.
    Злободневные проблемы, поднятые в романе «Балта кем кулында?», резкость мысли произведения.
    Деятельность А.Гилязева в области драматургии. «Жиргэ тапшырылмаган серлэр» (1967)Ю «Хушыгыз, тургайлар» (1978) и др. многочисленные пьесы.
    Роман А.гилязева «Йэгез, бер дога» (1987), написанный в жанре воспоминаний. Построение романа на опровержении оставившей глубокий след в истории идеологии, его место в литературе.


    Тема 34. Жизненный путь писателя, литератора, критика - М.Магдиева и его первые шаги в творчество

    Жизненный путь, первые шаги в литературу писателя, литературоведа М.Махдиева. Его рассказы-парчи.
    Постановка общественно-философской проблемы и проблемы воспитания в романе «Фронтовиклар» (1972). Изображение образа солдата, фронтовика как самого душевного человека.
    Предвоенная и после военная жизнь колхоза как центральная тема творчества писателя и изображение сельских жителей в произведении « Кеше китэ – жыры кала».
    Своеобразие создания М.Махдиевым сюжета композиции, философская глубина, богатсово языка, неповторимый творческий стиль в его произведениях.
    Творчество последних лет. Воспоминания «Ачы тэжрибэ» (1992).
    Научная деятельность М.Махдиева, его роль в развитие литературной критики, пути развития его драматургии в послевоенное время, возрастание интереса к проблемам воспитания.

    Тема 35. Т.Миннуллин - видный драматург, прозаик, общественный деятель, один из ведущих сегодняшнего литературного процесса. Комедия Т.Миннуллина «Элдермештэн Элмэндэр».

    Т.Миннуллин - известный драматург, прозаик, общественный деятель, один из подвижнтков современного литературного процесса.
    Первые рассказы, шуточные и сценические произведения раннего периода.
    Прием условности, философский диалог, новизна изображения образа исторической личности М.Джалиля в произведении Т.Миннуллина «Монлы бер жыр» (1981).
    Художественная обработка произведений Т.Миннуллина. приемы в драматургии, их усвоение. Его роль в развитии детской литературы («Авыл эте Акбай», «Акбай hэм сарык малае», «Акбай нигэ кунелсез?» и т.д.). Актуальность и постановка проблем в произведениях, сценированных в последние годы («Шэжэрэ», «Илгизэр + Вера», «Кульяулык»).
    Произведения, отражающие жизнь различных этнических групп («Горгори кияулэре», «Йорэк маем», «энилэр hэм бэбилэр»).
    Труд «Утырып уйлар уйладым» (1997), основанный на размышлениях писателя о времени, публицистическая деятельность.
    Т.Миннуллин - видный общественный деятель.
     
     
    Темы практических занятий:
    1. Повесть А.Давыдова «Муса абый»;
    2. Либретты М.Джалиля «Алтынчэч», «Ильдар»;
    3. Роман «Гади кешелэр» и трилогия «Онытылмас еллар» И.Гази;
    4. Повесть «Йозек кашы» и роман «Утызынчы еллар» Ф.Хусни;
    5. Повесть «Ак тоннэр» и роман «Яшел яр» Г.Апсалямова;
    6. Повесть «Агыйдел» и пьеса «Минлекамал» М.Амира;
    7. Драма Н.Исанбета «Жирэн чэч белэн Карачэч Сылу»;
    8. Драмы Х.Вахита «Сонгы хат», «Туй алдыннан»;
    9. Произведения С.Хакима «Васыятьлэр», «Кучу»;
    10.Сценические произведения И.Юзеева «Кыр казлары артыннан», «Гашыйклар тавы»;
    11.Поэма М.Аглямова «Онытма, Европа!»;
    12.Идейное содержание поэмы Ш.Галиева «Эткэйгэ хат»;
    13.Повести А.Еники «Саз чэчэге», «Рэшэ», «Йорэк сере»;
    14.Роман Г.Баширова «Жидегэн чишмэ»;
    15.Роман Г.Ахунова «Идел кызы»;
    16.Роман Н.Фаттаха «Сызгыра торган уклар»;
    17.Роман М.Хабибуллина «Шайтан каласы»;
    18.Повесть А.Гилязова «Йэгез, бер дога»;
    19.Романы М.Магдиева «Фронтовиклар», «Каз канатлары»;
    20.Повести М.Юнусова «Тозлы жил», Телэп алган давыл»;
    21.Драма Ш.Хусаинова «Эни килде»;
    22.Комедия Т.Миннуллина «Элдермештэн Элмэндэр»

    VI. Темы самостоятельной работы студентов:
    а) коллоквиум «Актуальность проблем, поставленных в повестях Х.Сарьяна «Бер апанын биш улы», «Жэза»;
    б) коллоквиум «Основной мотив событий в стихотворениях Х.Туфана «Агыла да болыт, агыла», «Тынма давыл» и поэма «Ант»;
    в) коллоквиум «Произведения Р.Тухватуллина «Авылдашым Нэби», «Йоддызым»;
    г) доклад «Художественная обработка поэм и баллад Ф.Карима».
     
     
     
     
    Copyright © 2003-2015 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ