ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Основы журналистики
Журналистика
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    Журналистика в системе социальных институтов общества. Особенности журналистики как социального института. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически ориентированном обществе. СМИ как инструмент демократии. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ как средство достижения целей социального консенсуса, согласия, социального партнерства. СМИ как четвертая власть. Проблемы информационной безопасности. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения. Юридический аспект свободы журналистики. Экономические аспекты свободы журналистики. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистекой деятельности. Журналистская деонтология. Основные условия и факторы формирования и функционирования системы СМИ: аудиторный, политико-правовой, экономико-финансовый, профессионально-кадровый, материально технический. Процессы концентрации и монополизации СМИ. Новые формы организации информационных предприятий (издательские дома, группы, концерны, «империи СМИ» и т.п.). Методология разработки концепции и программы органа информации, тематической модели, дизайна. Генезис и история журналистской профессии, особенности
    тенденций развития. Современное состояние профессии. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий.
    Ориентация в профессии, мотивация ее выбора. Профессиограмма - модель профессии: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Особенности и парадоксы профессии, профессиональные сложности. Условия труда журналиста. Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п.
    Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.).
    Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования.
    Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста.
    Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования. Журналистские организации и профессиональные издания. Построение локальной вычислительной сети.
     
    Н.Э. Шишкин. Основы журналистики: Учебно-методический комплекс для специальности «Журналистика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007.
    Рецензенты: О.А. Петрова, к.ф.н., доцент кафедры истории и теории журналистики,Е.В. Плахина, ст. преподаватель кафедры журналистского мастерства.
    Утверждена на заседании кафедры истории и теории журналистики 30.10.2007 г. № 2



    Учебно-методический комплекс составлен на основе авторской рабочей программы, а также с учетом требований ГОС (ОПД.Ф.05 «Основы журналистики»). Комплекс включает цель и задачи курса, развернутый тематический план лекций, планы практических занятий, списки основной и рекомендованной для дополнительного изучения литературы, рекомендации по самостоятельной работе, вопросы к зачету и экзамену для студентов ОДО и ОЗО.
    Дисциплина исполняется в 1 и 2 семестрах, зачет в 1 семестре и экзамен во 2 семестре.
    На самостоятельную работу отводится: ОДО - 90 часов; ОЗО – 210 часов. На индивидуальную работу отводится: ОДО - 14 часов.
     
    Цель курса: ознакомить студентов с азами теории журналистики, основными регуляторами журналистской деятельности; привить начальные навыки структурного, функционального, содержательного анализа печатных, электронных, сетевых СМИ.
    Задачи:
    а) рассмотреть основные положения теории журналистики;
    б) создать у студентов представление о правовых и этических нормах журналистики;
    в) соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа.
     
    "Тематический план"
     
    Тема 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

    Признаки информационного общества. Социальная информация. Журналистская информация. Виды журналистской информации: событийная, комментированная, базисная. Множественность значений термина информация. Информация массовая, специальная и индивидуальная. Признаки массовой информации. Потребности общества, удовлетворяемые массовой информацией. Проблема эффективного взаимодействия текста с аудиторией. Три этапа массово-информационной деятельности. Прагматика журналистского текста: небанальность, декодируемость, релевантность. Семантика журналистского текста: дескриптивная, информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация. Синтактика журналистского текста. Единое информационное пространство. Компоненты единого информационного пространства. Ограничения единого информационного пространства. Лакуны внутри единого информационного пространства.

    Тема 2. Познание действительности в журналистике

    Виды человеческого творчества. Публицистика как творчество. Жанры публицистики. Предметы отображения и методы познания действительности в журналистике. Факт, событие, социальная ситуация, процесс, личность. Методы познания действительности в журналистике. Эмпирические методы. Наблюдение, виды наблюдений. Работа с документами. Метод интервью. Метод эксперимента. Теоретические методы. Формально-логические методы: индуктивное умозаключение, дедуктивное умозаключение. традуктивное умозаключение. Содержательно-логические методы: метод анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма. Художественный метод.

    Тема 3. Функции журналистики

    Трансформация представлений о функциях журналистики в теории отечественной журналистики. Зарубежные теоретики СМИ о функциях журналистики. Социологические исследования в сфере функций СМИ. Субъекты массовой коммуникации. Непосредственно-организаторская функция. Культурно-образовательная функция. Рекламно-справочная функция. Рекреативная функция. Служебно-профессиональная функция. Творческая функция. Идеологическая (социально-ориентирующая) функция. Идеология и политическое устройство общества. Три уровня реализации политико-идеологических моделей. Поиск консолидирующей идеологии в российском обществе. Идеологические модели поведения СМИ. «Четыре теории прессы». Пропаганда, виды пропаганды. Агитация.

    Тема 4. Журналистика как система СМИ

    Система СМИ как исторически формирующаяся структура. Факторы, определяющие типологическую структуру СМИ России. Векторы развития российских СМИ. Информационные холдинги. Пражурналистские явления. Возникновение периодических печатных СМИ. «Ведомости» – первая российская газета. Типология печатных СМИ. Изобретение телевидения. Развитие телевидения в России. Типология телевизионных каналов. Типология телепрограмм. Государственные и частные телекомпании. Общественное телевидение. Изобретение радио. Типология радиостанций. Понятие радиоформата. Формат: музыкальный, информационный, имиджевый, технологический. Типология сетевых СМИ. Возникновение интернета. Особенности гипертекста. Отличия сетевых СМИ от традиционных СМИ. Различные подходы к типологии сетевых ресурсов. Типология интернет-СМИ. Инфраструктура СМИ. История возникновения информационных агентств. Мировые агентства. Ведущие агентства России. Региональные информационные агентства. Типология информационных агентств. Рекламные агентства. PR-агентства. Пресс-центры. Техническая часть инфраструктуры. Институты работы с кадрами. Организационно-управленческая инфраструктура.
     
    Тема 1. Знакомство
    Практическое задание
    Подготовить устное сообщение (5 – 10) на тему по выбору:
    "Мои опыт работы в СМИ"
    "СМИ моего региона"
    "СМИ, которым я отдаю предпочтение"

    Тема 2. Специфика массовой информации

    Вопросы для обсуждения
    1. Сформулируйте признаки информационного общества.
    2. Что такое социальная информация?
    3. Каково место журналистской информации среди прочих видов социальной информации?
    4. Каковы признаки массовой информации?
    5. Какие трактовки термина информация возможны в среде журналистов?

    Практическое задание
    В печатных СМИ найдите примеры текстов, удовлетворяющих основным потребностям общества в массовой информации.

    Тема 3. Массово-информационный процесс

    Вопросы для обсуждения
    1. Три этапа массово-информационного процесса и соответствующие им аспекты "текстовой деятельности".
    2. Что такое информационная насыщенность текста? Информативность? Информированность?
    3. Требования, предъявляемые к прагматической стороне текста.
    4. Четыре вида информации - дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная.
    5. Аспекты анализа синтактики текста.

    Практические задания
    1. Составьте структурную схему [S (d, p, v, n)] трех журналистских текстов.
    2. Проанализируйте синтактику этих текстов.
    3. Проанализируйте тексты с точки зрения их прагматической ценности.

    Тема 4. Информационное пространство

    Вопросы для обсуждения
    1. Что такое единое информационное пространство?
    2. Какие виды ограничений распространения информации относятся к легитимным?
    3. Как ценности владельцев влияют на картину мира в СМИ?
    4. Как ценности журналистов влияют на картину мира в СМИ?

    Практическое задание
    В практике современных СМИ найдите примеры некорректной подачи информации или дезинформации. Попытайтесь определить субъектов и причины появления этих публикаций.

    Тема 5. Предметы отображения в журналистике

    Вопросы для обсуждения
    1. В чем суть публицистического познания действительности?
    2. Какие виды фактов вы можете назвать?
    3. Что такое социальная ситуация?
    4. Какие виды социальных ситуаций вам известны?
    5. Что такое процесс?
    6. Какие свойства личности делают ее интересной для журналиста?

    Практическое задание
    В СМИ найдите примеры отображения предметов публицистики: факта, события, социальной ситуации, процесса, личности.

    Тема 6. Эмпирические методы познания действительности в журналистике

    Вопросы для обсуждения
    1. Какие методы познания в журналистике относятся к эмпирическим?
    2. В чем суть эмпирических методов?
    3. Охарактеризуйте эмпирические методы познания.

    Практическое задание
    В печатных СМИ найдите примеры использования журналистами эмпирических методов познания действительности (по три на каждый).

    Тема 7. Теоретические методы познания действительности в журналистике

    Вопросы для обсуждения
    1. Какие методы познания в журналистике относятся к теоретическим?
    2. Для чего необходимо применять теоретические методы?
    3. Охарактеризуйте формально-логические методы познания.
    4. Охарактеризуйте содержательно-логические методы познания.

    Практическое задание
    В печатных СМИ найдите примеры использования журналистами теоретических методов познания действительности (по одному на каждый).

    Тема 8. Функции журналистики

    Вопросы для обсуждения
    1. Охарактеризуйте основные функции журналистики.
    2. Какие функции журналистика выполняет по отношению к самим журналистам?

    Практическое задание
    1. Приведите примеры текстов, выполняющих те или иные функции журналистики (по одному на каждую функцию). Особое внимание уделите идеологической и непосредственно организаторской функциям.
    2. Найдите примеры полифункциональных текстов.

    Тема 9. Идеологические модели поведения СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Что такое идеология?
    2. Охарактеризуйте основные идеологические модели.
    3. Какую роль при формировании идеологии играют СМИ?
    4. Какие подходы к идеологическим моделям СМИ существуют в отечественной теории журналистики?

    Практическое задание
    Приведите по три примера печатных и аудиовизуальных СМИ, которые придерживаются авторитарно-технократической, коммуникативно-познавательной и гуманитарной моделей идеологического поведения. Аргументируйте свой ответ.

    Тема 10. Медиа-система России.

    Вопросы для обсуждения
    1. Можно ли считать современную российскую систему СМИ окончательно сформировавшейся?
    2. Какие факторы влияют на формирование российской системы СМИ?
    3. Какие параметры учитываются при типологическом анализе СМИ?

    Практическое задание
    На основе различных теоретических подходов постарайтесь выработать собственную систему критериев типологизации СМИ.

    Тема 11. Типология печатных СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Назовите основные критерии типологизации прессы.
    2. Чем отличаются подходы к типологизации прессы у разных исследователей?
    3. Какие факторы формируют систему печатных СМИ нашего региона, города?

    Практическое занятие
    Дайте полную типологическую характеристику:
    - одной центральной газеты
    - одной местной газеты
    - одного журнала

    Тема 12. Типология ТВ

    Вопросы для обсуждения
    1. Кого мы относим к родоначальникам телевидения?
    2. Назовите основные критерии типологизации телевизионных каналов.
    3. Какие виды телепрограмм вы знаете?
    4. В чем особенности общественного телевидения?

    Практические задания
    1. Дайте полную типологическую характеристику:
    - одного федерального телеканала
    - одной местной телекомпании
    2. Приведите по одному примеру на каждый тип телевизионных программ.

    Тема 13. Типология радио

    Вопросы для обсуждения
    1. Назовите основные критерии типологизации радиостанций.
    2. Что такое радиоформат?
    3. Какие радиоформаты вы знаете?
    4. Из каких составляющих складывается радиоформат?

    Практические задания
    1. Определите типологические характеристики одной федеральной и одной местной радиостанций.
    2. Определите формат одной радиостанции (по собственному выбору).

    Тема 14. Типология сетевых СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Что такое гипертекст?
    2. Что такое интерактивность?
    3. В чем заключаются преимущества и слабости интернет-СМИ?
    4. Каковы критерии типологизации интерент-ресурсов в целом и сетевых СМИ в частности?
    5. Каким вам видится будущее сетевых СМИ?

    Практические задания
    1. В интернете найдите примеры различных типов веб-ресурсов. Аргументируйте приведенные примеры.
    2. Дайте типологическую характеристику одного интернет-СМИ (по выбору).

    Тема 15. Инфраструктура СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Почему возникли информационные агентства?
    2. Какие мировые агентства вы знаете?
    3. Какие факты из истории мировых агентств вам известны?
    4. Как развивались отечественные информационные агентства?
    5. Какие критерии используются для построения типологии информационных агентств?

    Практическое задание
    В печатных СМИ найдите как можно больше публикаций со ссылками на информационные агентства. Попытайтесь найти информацию о названных вами агентствах и дать их типологическую характеристику.

    Тема 16. Коммуникатор

    Вопросы для обсуждения
    1. Коммуникатор в теории журналистики.
    2. От чего зависит степень доверия аудитории коммуникатору?
    3. Что такое харизма?
    4. Что такое имидж, как он формируется?
    5. Может ли коммуникатор, выступающий в печатных СМИ, быть "привлекательным" для аудитории? Если да, то в чем выражается его "привлекательность"?

    Практические задания
    1. Приведите примеры авторитетного, компетентного, привлекательного коммуникаторов. Аргументируйте свой выбор.
    2. Назовите коммуникаторов, которые, по вашему мнению, не вызывают доверия аудитории? Докажите это.
    3. Назовите коммуникатора, чей реальный образ резко отличается от публичного имиджа.

    Тема 17. Понятие аудитории СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Что такое аудитория СМИ?
    2. Что такое первичная аудитория? Вторичная аудитория?
    3. Что такое потенциальная аудитория? Расчетная аудитория? Реальная аудитория? Случайная аудитория?

    Практическое задание
    1. Выберите по желанию одно печатное издание, телекомпанию и радиостанцию. Ответьте на вопросы:
    • На какую аудиторию они рассчитаны?
    • Какова их реальная аудитория?

    Тема 18. Планирование аудитории СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Каковы параметры изучения аудитории?
    2. Назовите формы эффективной информационной политики СМИ в отношении аудитории.

    Практическое задание
    Представьте, что вы собираетесь учредить собственное СМИ (любой направленности). Какова будет его аудитория? Каким образом вы будете привлекать читателей (слушателей, зрителей) к своему проекту? Подготовьте презентацию своего проекта.

    Тема 19. Результативность работы СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. В чем заключается результативность деятельности СМИ?
    2. Какие подходы к проблеме результативности СМИ существуют в западной теории массовых коммуникаций?

    Практическое задание
    Деловая игра. Студенты разбиваются на небольшие команды, каждая из которых должна выступить в качестве приверженцев одной из концепций результативности СМИ. После выработки стратегии защиты своей позиции между командами проводятся дебаты.

    Тема 20. Реализация творческих факторов эффективной деятельности журналиста в практике СМИ

    Вопросы для обсуждения
    3. Сформулируйте требования к журналистскому тексту, необходимые для пробуждения интереса у аудитории.
    4. Как проявляется драматизм в журналистском тексте?
    5. Какие установки восприятия необходимо учитывать для более эффективного воздействия журналистского текста на аудиторию.

    Практические задания
    1. В журналистских текстах найдите примеры факторов эффективности: актуальности. ситуативности, драматизма.
    2. Приведите пример неудачного, на ваш взгляд, текста. Предложите свой, более эффективный вариант подачи материала.
    3. Сравните подачу материала в журналистских и рекламных текстах. Какие из них, по вашему мнению, лучше учитывают требования эффективности и работу установок восприятия?

    Тема 21. Законодательство РФ в сфере СМИ

    Вопросы для обсуждения
    1. Какие нормативные акты регулируют журналистскую деятельность в России?
    2. Сформулируйте права и обязанности журналиста.
    3. Что такое цензура?
    4. Какие виды цензуры вам известны?

    Практическое задание
    Подготовьте небольшое выступление на тему (по выбору):
    • «Какие моменты Закона РФ о СМИ наиболее важны»
    • «Уязвимые стороны Закона РФ о СМИ».

    Тема 22. Техника юридической безопасности журналиста

    Вопросы для обсуждения
    1. Какие распространенные ошибки делают журналистские тексты юридически уязвимыми?
    2. Каковы критерии юридически «чистой» публикации?

    Практическое задание
    Подготовьте материал критического характера. Работа каждого студента будет вынесена на коллективное обсуждение на практическом занятии с целью установить, удалось ли ему удержаться в рамках закона или его текст уязвим с правовой точки зрения.

    Тема 23. Журналистская этика

    Вопросы для обсуждения
    1. Что такое профессиональная этика?
    2. Профессиональная этика журналиста - миф или реальность?
    3. Доводилось ли вам в ходе практической журналистской деятельности сталкиваться с проблемами этического характера?

    Практические задания
    1. Проанализируйте проблемные материалы из политической, социальной, криминальной сфер. Удалось ли их авторам удержаться в рамках этических норм? Аргументируйте свой ответ.
    2. Проанализируйте издание бульварного характера. Совместима ли "желтая пресса" с этическими нормами?
     
     
    а) основная литература
    Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

    б) дополнительная литература
    Ворошилов В. Журналистика. СПб., 2004.
    Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2002.
     
    1. Информационное общество. Виды социальной информации.
    2. Признаки массовой информации. Потребности общества, которые она призвана удовлетворять.
    3. Виды журналистской информации. Множественность значений термина.
    4. Единое информационное пространство.
    5. Массово-информационный процесс. Его стадии. Информационная насыщенность, информативность, информированность.
    6. Прагматическая сторона текста.
    7. Семантическая сторона текста.
    8. Синтактическая сторона текста.
    9. Публицистика как творчество. Жанры публицистики.
    10. Характеристика предметов отображения публицистики.
    11. Эмпирические методы исследования действительности.
    12. Теоретические методы исследования действительности.
    12. Основные законы, регулирующие деятельность СМИ. Права и обязанности журналиста.
    13. Техника юридической безопасности журналиста.
    14. Развитие и перспективы информационной системы постсоветской России.
    15. Общая характеристика функций журналистики.
    16. Модели идеологического поведения СМИ.
    17. Массовое сознание и его компоненты.
    18. Пропаганда и агитация.
    19. Концепции результативности СМИ.
    20. Формирование имиджа коммуникатора. Факторы, влияющие на степень доверия коммуникатору.
    21. Виды аудитории.
    22. Варианты информационной политики редакции по отношению к аудитории.
    23. Творческие факторы эффективности СМИ
    24. Установки восприятия информации.
    25. Общая характеристика типологии СМИ.
    26. Типология печатных СМИ.
    27. Форматы радиостанций.
    28. Типология ТВ.
    29. Типология сетевых СМИ
    30. Общая характеристика инфраструктуры СМИ.
    31. Информационные агентства: типология и функции.
    32. Журналистская этика.
     
    Таблицы для балльно-рейтинговой системы
    ""
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ