ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Здоровый образ жизни
Юриспруденция
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    Курс «Здоровый образ жизни» является факультативной дисциплиной. Программа курса подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений. Материалы охватывают широкий спектр современных научных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
    Изучением дисциплины у студентов формируются представления о здоровом образе жизни с учетом современных тенденций и акцентом на личную ответственность. Немаловажное значение отводится теме сохранения психического здоровья и профилактике его нарушения.
    При изучении дисциплины используются знания из области медицины, психологии, валеологии, физиологии.
    Рекомендована для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (ОДО), первый год обучения.
    В результате изучения дисциплины студент должен знать:
    • основные направления в развитии современных представлений о здоровом образе жизни;
    • составляющие здорового образа жизни;
    • факторы современной жизни, оказывающие влияние на здоровый (нездоровый) образ жизни;
    • средства и методы поддержания здорового образа жизни
    А также уметь:
    • планировать мероприятия, направленные на профилактику здорового образа;
    • распознавать факторы, угрожающие здоровому образу жизни.
    "ОЗО тематический план"
     
    В программе представлены основные подходы к пониманию здоровья человека на современном этапе. Обозначены основные составляющие этого феномена; представлена концепция единства физического, физиологического и психического здоровья. Основной акцент в программе сделан на формирование личностной ответственности студентов в профилактике и лечении различных состояний, на сохранение здоровья в целом. Один из разделов программы посвящен стрессовым расстройствам, психосоматической патологии, их предупреждению. Рассмотрены современные представления о психофизиологических реакциях на стресс, способах проблемно-решающего поведения или выстраивания защит, результатом которых могут быть различные неконструктивные формы поведения (суицидальные, аддиктивные). Актуальной тематикой представлена роль семьи в формировании и профилактике здоровья, обозначена проблема отцовства, влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность ребенка. Рассмотрены культурно-исторические тенденции в развитии семьи.
    Курс «Здоровый образ жизни» предусматривает индивидуальное консультирование студентов (12,5 часов), а также:
    • проведение лекций - 17 часов,
    • контроль знаний в форме зачета – 6 часов.
    Количество кредитов/зачетных единиц - не предусмотрены учебным планом основной образовательной программы.
     
    Цель преподавания дисциплины – ознакомить студентов с современными подходами к проблеме формирования здоровья, включая психическое здоровье; акцентировать внимание на личной ответственности каждого за состояние своего здоровья, показать преимущества здорового образа жизни.
    Задачи изучения дисциплины:
    a. расширить знания студентов о структуре и механизмах формирования здорового (нездорового) образа жизни, показать единство психического и физического здоровья;
    b. приобщить студентов к мировому уровню культуры здоровья;
    c. сформировать у студентов потребность в здоровом образе жизни,
    d. показать общие тенденции развития современной семьи и ее роль в формировании здоровья ребенка;
    e. познакомить студентов с механизмом возникновения и развития психосоматических заболеваний;
    f. нацелить студентов на приобретение соответствующих знаний, умений, навыков, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
     
    ""
     
    Тема 1. Понятие «здоровье» - медико-биологические, психологические, социальные аспекты. Здоровый образ жизни как основа формирования, сохранения и восстановления индивидуального здоровья.
    Индивидуальные различия в понимании здоровья. Общественные критерии здоровья. «Культура» и здоровье. Социальные, психологические, биологические составляющие здоровья. Роль наследственности и среды в формировании здоровья. Примеры влияния нездорового образа жизни на человека. Определение «здоровья» на в современной науке. Здоровье и болезнь. «Валеология» как наука о здоровом образе жизни, ее развитие. Хелсизм – всемирное движение за здоровый образ жизни. Количественные и качественные показатели здоровья. Ананьев В.П. и его вклад в развитие представлений о здоровом образе жизни: «цветок потенциалов». Основополагающие принципы, приоритетные направления, факторы и компоненты ЗОЖ.
    Образ жизни, его составляющие. Роль здорового образа жизни человека в воспроизводстве, формировании, сохранении, потреблении, восстановлении здоровья. Значение ЗОЖ для профилактики инфекционных заболеваний, психических расстройств, отравлений, травм, формировании зависимых форм поведения.
    Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по пропаганде и внедрению ЗОЖ. Содержание международной программы «Здоровье для всех», государственных программ формирования и пропаганды ЗОЖ в странах с высоким рейтингом здоровья и значительной продолжительностью жизни. Программы «Здоровье населения».
    Опорные понятия темы: критерии здоровья (нездоровья), здоровье и болезнь, «цветок потенциалов», компоненты ЗОЖ.

    Тема 2. Роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья.
    Биологическая потребность организма в движениях. Двигательная активность (ДА) как незаменимый фактор жизнедеятельности. Понятие о привычной ДА, ее соответствии биологической потребности организма в движениях.
    Влияние оптимальной двигательной активности на организм человека, физическое развитие, работоспособность. Интегральное воздействие оптимальной ДА на психику, физическое состояние, уровень здоровья, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность. Понятие о гигиенической норме ДА и патологических состояниях, связанных с ее нарушением. Представление о гипокинезии, гиподинамии; распространенность.
    Виды гипокинезии: физиологическая, привычно-бытовая, профессиональная, клиническая, школьная, климатогеографическая. Изменения, происходящие в организме при гипокинезии. Дефицит физической активности как ведущий фактор риска развития патологических состояний. Особенности двигательной активности детей.
    Гиперкинезия и ее влияние на организм.
    Адаптация к различному режиму двигательной активности. Оптимальная двигательная активность. Диагностика состояния опорно-двигательного аппарата (тест). Адаптационные возможности ребенка. Соблюдение правил личной гигиены и закаливание.
    Опорные понятия темы: фактор жизнедеятельности, оптимальная двигательная активность, дефицит активности, гигиеническая норма ДА, гипокинезия, гиподинамия, гиперкинезия.

    Тема 3. Роль естественных природных факторов в сохранении и развитии здоровья.
    Закаливание как средство повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Основные факторы закаливания. Физиологические механизмы закаливающих воздействий на организм. Закаливание к холоду, высокой температуре воздуха, низкому атмосферному давлению.
    Показания и противопоказания к конкретным способам закаливания. Понятие о пассивном и активном закаливании.
    Методические принципы, формы и методы закаливания. Воздушные и солнечные ванны, сауна, паровая баня. Закаливающие водные процедуры: обтирание, обливание, ножные ванны, купание, «моржевание». Индивидуальный подход к процессу закаливания.
    Массаж. Особенности проведения массажа при смене часовых поясов. Нетрадиционные методы лечения и их роль в сохранении и развитии здоровья. Искусственное ультрафиолетовое облучение и аэроионизация.
    Опорные понятия темы: функциональный резерв организма, пассивное и активное закаливание, индивидуальный подход, нетрадиционные методы лечения.

    Тема 4. Питание как фактор здоровья.
    Питание как материальная основа жизнедеятельности организма человека, его психического и физического здоровья.
    Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Обмен веществ и энергии. Рекомендуемые величины физиологической потребности в энергии и пищевых веществах.
    Значение для жизнедеятельности организма, потребность и нормирование белков, жиров и углеводов. Физиологическое значение и потребность в витаминах, минеральных элементах, биомикроэлементах. Балластные вещества, вторичные нутриенты, экзогормоны. Роль хлорида натрия в организме, баланс и нормы потребления. Значение жидкости, водный обмен, суточная потребность организма в воде.
    Приоритетные направления улучшения качества продуктов питания: производство и использование экологически чистых продуктов; сохранение биологической ценности продуктов; увеличение производства продуктов повышенной биологической ценности, с пониженным содержанием животного жира, сахара, поваренной соли; расширение ассортимента природных продуктов питание; сохранение природного комплекса биологически активных веществ. Употребление биологически активных веществ в качестве пищевых добавок (БАД).
    Понятие о рациональном питании. Основные элементы рационального питания. Сбалансированное питание.
    Понятие о культуре питания, ее роль в профилактике заболеваний. Роль питания в возникновении патологических состояний.
    Принципы рационального режима питания. Значение соблюдения режима питания для сохранения и укрепления здоровья. Особенности вскармливания грудным молоком.
    Заболевания, передающиеся человеку через продукты питания. Пути и способы их профилактики.
    Опорные понятия темы: энергозатраты, энергетическая ценность продуктов питания, обмен веществ, рациональное питание, сбалансированное питание.

    Тема 5. Психофозиологическая регуляция, ее составляющие.
    Адаптивные возможности человека. Роль нервной системы в процессе адаптации. Понятие «стресса»: физиологический и психологически подходы. Стресс как реакция борьбы или бегства, связанная с двигательной активностью. Роль интеллектуальных нагрузок в формировании стрессовых реакций.
    Физиологические и психологические составляющие стресса. Стадии развития стресса, ранние предупреждающие признаки. Причины возникновения стресса. Механизм формирования стрессовой реакции. Особенности реагирования в стрессовой ситуации: понятие копинг-стратегий, их роль в профилактике психосоматических заболеваний. Основные формы проблемно-решающего поведения. Понятие эвастресса. Виды защитных форм поведения. «Эмоциональное отреагирование» и его роль для здоровья человека. Особенности стрессового поведения мужчин и женщин. Стресс в детском возрасте. Стресс-зависимые заболевания: посттравматичекие стрессовые расстройства, расстройства адаптации.
    Опорные понятия темы: адаптация, стресс, копинг-стратегии, расстройств адаптации, ПТСР

    Тема 6. Аддиктивное поведение, его виды. Биологические, физиологические, психологические и социальные аспекты его формирования.
    Аддикция как форма адаптации. Увлечение и зависимость. Потребностно-мотивационный механизм формирования зависимости. Бессознательные механизмы аддиктивного поведения. Зависимость как результат нарушения мышления и восприятия. Необходимые и достаточные причины формирования зависимого поведения. Способствующие и подкрепляющие причины. Виды зависимостей. Проблема лечения зависимого поведения.
    Алкоголизм и табакокурение: национальные и исторические особенности появления и употребления на Руси. Феномен «российского алкоголизма». Биологическое, физиологическое и психологическое действие алкоголя на человека. Генетические и социальные условия формирования. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Репродуктивная функция и алкоголизм.
    Игромания как наиболее сложная форма зависимости. Виды игроманов. Способы профилактики.
    Пищевая зависимость, ее формы, механизмы формирования, влияние на здоровье.
    Биологические, физиологические, психологические механизмы действия наркотических веществ.
    Наркотическое состояние, психическая и физическая зависимость, возникновение механизма толерантности. Общие закономерности течения наркоманий.
    Группы риска среди молодежи. Факторы и механизмы возникновения наркоманий и токсикоманий. Общие признаки состояния наркотического опьянения.
    Принципы и методы валеологической, психологической и социальной профилактики наркомании и токсикомании.
    Причины и особенности формирования зависимого поведения в детском возрасте.
    Опорные понятия темы: аддикция, необходимые и достаточные, способствующие и подкрепляющие, толерантность, меры профилатики

    Тема 7. Сексуальное здоровье: культурные, биологические, социальные факторы.
    Основные составляющие сексуального здоровья. Мотивы сексуального поведения. Роль общества, семьи в его формировании. Отклонения сексуального поведения. Половая идентификация и полоролевое поведение. Особенности полоролевых отношений в детском возрасте. Сексуальное поведение как составляющая «Я-образа». Проблема абортов, их профилактика.
    Понятие «венерические болезни». Причины массового распространение венерических заболеваний, последствия для здоровья, влияние на воспроизводство потомства, передача инфекции детям. Группы риска среди населения.
    Организация борьбы с венерическими болезнями, СПИДом. Первичная, вторичная и третичная профилактика.
    Опорные понятия темы: сексуальное здоровье, сексуальные отклонения, полоролевое поведение, венерические заболевания, группа риска, профилактика

    Тема 8. Роль семьи в процессе формирования здорового образа жизни.
    Понятие «семьи»: исторические, социальные особенности. Традиции семейственности в России. Функции семьи, ее роль в формировании здорового образа жизни.
    Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке. Проблема отцовства в современном мире. Влияние образа отца на эмоциональное развитие ребенка и формирование полоролевого поведения. Влияние послеродовой депрессии у матерей на здоровье ребенка. Отношения в семье как причина формирования заболеваний у детей.
    Опорные понятия темы: семья, образ отца, образ матери, семейные отношения
     
    Семинар 1. Здоровый образ жизни — основа формирования, сохранения и восстановления индивидуального здоровья
    Воздействие образа жизни, ее уровня, качества, стиля и уклада на здоровье человека. Определение понятия «здоровый образ жизни», цели, задачи, методологические основы. Мировоззренческие, социально-экономические, демографические, эстетические, экологические, медико-биологические и санитарно-гигиенические аспекты ЗОЖ.
    Основополагающие принципы, приоритетные направления, факторы и компоненты ЗОЖ.
    Роль здорового образа жизни человека в воспроизводстве, формировании, сохранении, потреблении, восстановлении здоровья. Значение ЗОЖ в предупреждении инфекционных, паразитарных, неэпидемических заболеваний, психических расстройств, отравлений, травм, употреблении алкоголя, наркотиков, курении табака, токсикомании.
    Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по пропаганде и внедрению ЗОЖ. Содержание международной программы «Здоровье для всех», государственных программ формирования и пропаганды ЗОЖ в странах с высоким рейтингом здоровья и значительной продолжительностью жизни. Программы «Здоровье населения».

    Семинар 2. Роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья
    Биологическая потребность организма в движениях. Двигательная активность (ДА) как незаменимый фактор жизнедеятельности. Понятие о привычной ДА, ее соответствии биологической потребности организма в движениях.
    Влияние оптимальной двигательной активности на нервную, сердечнососудистую, респираторную, пищеварительную, эндокринную, мочевыделительную системы, опорно-двигательный аппарат, обмен веществ и энергии, неспецифическую и иммунологическую реактивность, на функции других органов и систем, физическое развитие работоспособность. Интегральное воздействие оптимальной ДА на психику, физическое состояние, уровень здоровья, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность.
    Представление об оптимальной для конкретного индивида величине физических нагрузок, обеспечивающих оздоровительный эффект, о минимально-необходимой, максимально-допустимой величинах ДА, формировании донозологических и патологических состояний вследствие нарушения гигиенической нормы ДА.
    Представление о гипокинезии, гиподинамии; распространенность.
    Виды гипокинезии: физиологическая, привычно-бытовая, профессиональная, клиническая, школьная, климатогеографическая. Изменения газообмена, тканевого дыхания, биоэнергетики, внешнего дыхания, сердечно-сосудистой, мышечной, костной, нервной и других систем при гипокинезии. Дефицит физической активности как ведущий фактор риска развития патологических состояний.
    Гиперкинезия и ее влияние на организм.

    Семинар 3. Питание как фактор здоровья
    Питание как материальная основа жизнедеятельности организма человека, его психического и физического здоровья.
    Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Обмен веществ и энергии. Энергетический баланс, нерегулируемые и регулируемые траты энергии. Рекомендуемые величины физиологической потребности в энергии и пищевых веществах.
    Значение для жизнедеятельности организма, потребность и нормирование белков, жиров и углеводов. Физиологическое значение и потребность в витаминах, минеральных элементах, биомикроэлементах. Балластные вещества, вторичные нутриенты, экзогормоны. Роль хлорида натрия в организме, баланс и нормы потребления. Значение жидкости, водный обмен, суточная потребность организма в воде.
    Приоритетные направления улучшения качества продуктов питания: производство и использование экологически чистых продуктов; сохранение биологической ценности продуктов; увеличение производства продуктов повышенной биологической ценности, с пониженным содержанием животного жира, сахара, поваренной соли; расширение ассортимента природных продуктов питание; сохранение природного комплекса биологически активных веществ традиционных массовых пищевых продуктов; разработка и широкое использование природных комплексов биологически активных веществ в качестве пищевых добавок, уменьшение применения химических добавок.
    Понятие о рациональном питании. Основные элементы рационального питания. Сбалансированное питание. Оптимальный уровень, критерии белковой сбалансированности, обеспечение сочетания наивысшей биологической ценности с минимальной калорийностью. Сбалансированность жировых компонентов, углеводов, витаминов, минеральных элементов. Практический расчет основных пищевых и биологически активных веществ во взаимосвязи с показателями энергетической ценности в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических условий. Обеспечение разнообразия, качественной полноценности и количественной достаточности питания.
    Принципы рационального режима питания. Кратность, регулярность приема пищи, количественное распределение суточного пищевого рациона по отдельным его приемам в зависимости от характера трудовой деятельности и распорядка дня. Значение соблюдения режима питания для сохранения и укрепления здоровья.
    Особенности питания отдельных групп населения. Роль питания в возникновении патологических состояний
    Анализ нетрадиционных систем, спорных концепций, модных теорий питания. Заболевания, передающиеся человеку через продукты питания. Пути и способы их профилактики.
     
     
    Основная литература
    1. Основы физиологии здоровья/ Под ред. Ф.Н.Зусмановича. – Курган, 2004. – 342с.
    Дополнительная литература
    1. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе. – Вопросы психологии, №3, 2006. – с. 122-130.
    2. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – Спб, Речь, 2007. – 112 с.
    3. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков. – Вопросы психологии, №1, 2007. – с. 15-26.
    4. Радина Н.К., Терешкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков. – Вопросы психологии, №5, 2006. – с. 49-59.
    5. Собкин В.С., Баранова Е.В. Социально-психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте. – Вопросы психологии, №3, 2006. – с.55-56
    6. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. - 5-е издание. – Спб, Питер, 2003. – 651 с.
    7. Ципоркина И., Кабанова Е. Психологическая зависимость: как не разорваться, покупая счастье. – М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 336 с.
    8. Швец А.М., Могилевкин Е.А., Каргаполова Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи. – Вопросы психологии, №2, 2006. – с.89-97.
    9. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психического развития и будущей жизни в браке. – Вопросы психологии, №4, 2006. – с. 160-163.
     
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
    1. Основные составляющие здоровья.
    2. Валеология как наука о здоровье, ее развитие на современном этапе.
    3. Ананьев В.П. и его вклад в развитие представлений о здоровом образе жизни.
    4. «Болезнь» и «здоровье» - критерии оценки.
    5. Основополагающие принципы, приоритетные направления, факторы и компоненты ЗОЖ.
    6. Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по пропаганде и внедрению ЗОЖ.
    7. Влияние оптимальной двигательной активности на организм человека.
    8. Понимание гигиенической нормы двигательной активности. Патологические состояния, связанные с ее нарушением.
    9. Принципы рационального питания.
    10. Значение двигательной активности для психического и физического здоровья ребенка.
    11. Гиперкинезия и ее влияние на организм.
    12. Роль закаливания в сохранении и укреплении здоровья.
    13. Виды массажа, основные принципы проведения процедуры.
    14. Основные элементы рационального питания. Сбалансированное питание.
    15. Механизм действия наркотических веществ.
    16. Виды и критерии аддиктивного поведения.
    17. Необходимые и достаточные причины формирования зависимого поведения.
    18. Понятие «стресса». Этапы развития стрессовой реакции.
    19. Способы реагирования в стрессовой ситуации.
    20. Геймблинг. Способы профилактики.
    21. Пищевая зависимость, ее формы, механизмы формирования, влияние на здоровье.
    22. Основные составляющие сексуального здоровья.
    23. Методы профилактики венерических заболеваний.
    24. Функции семьи, ее роль в формировании здорового образа жизни.
    25. Основные тенденции в развитии семьи на современном этапе.
    26. Влияние индивидуально-психологических особенностей на процесс адаптации сохранение здоровья.
    27. Нарушения аккомодации и цветовосприятия.
    28. Факторы, влияющие на снижение слуха.
    29. Влияние сенсорной депривации на здоровье.
    30. Репродуктивное здоровье, факторы, его определяющие.
    31. Этапы формирования алкогольной зависимости.
    32. Влияние алкоголя на организм человека.
     
    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
    Для самостоятельной работы студентов предлагается разработка контрольных вопросов по каждой теме лекции, написание и защита рефератов, поиск литературы по теме, выполнение контрольных заданий.
    Примерный перечень тем рефератов.
    1. Методы профилактики психо-эмоционального перенапряжения.
    2. Как сохранить зрение.
    3. Особенности работы зрительных анализаторов в детском возрасте.
    4. Иммунитет. Способы его укрепления.
    5. Роль прививок для профилактики заболеваний: «за» и «против».
    6. Особенности памяти в дошкольном возрасте.
    7. Особенности адаптации организма к различным климатическим условиям.
    8. Влияние ультрафиолетового излучения на организм человека.
    9. Закаливание организма как средство укрепления здоровья.
    10. Режим дня, его роль в профилактике нервно-психических нарушений в детском возрасте.
    11. Значение биоритмов для рациональной организации образа жизни.
    12. Инвалидность как социальное явление.
    13. Принципы рационального питания.
    14. Основы вегетарианства.
    15. Причины нарушений сна.
    16. Особенности табакокурения в России.
    17. Кто такой «алкоголик».
    18. Особенности женского алкоголизма.
    19. Последствия ранних сексуальных контактов.
    20. Последствия аборта. Методы профилактики.
    21. Что необходимо знать о венерических заболеваниях?
    22. Атеросклероз, факторы риска, профилактика.
    23. Кариес - причины, способы профилактики.
    24. Витамины в нашем рационе.
    25. Микроэлементы - роль в формировании здоровья.
    26. СПИД - современное состояние проблемы.
    27. Факторы риска заболеваний у детей в пренатальный период.
    28. Стратегия понимания здорового образа жизни студентами и преподавателями.
    29. Влияние геомагнитных дней на состояние здоровья человека.
    30. Вредно ли работать на компьютере?
    31. Понятие «культура здорового образа жизни»: исторический, социальный аспекты.
    32. Средства массовой информации, их роль в формировании здоровья населения.
    33. Депрессия – что это?
    34. Влияние семьи на психо-эмоциональное состояние детей.
    35. Методы профилактики стресса.
    36. Позитивный настрой как источник здоровья.

    УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    1. Малярчук, Н.Н. Профессиональное здоровье педагога / Н.Н. Малярчук. Монография.- Екатеринбург: Урал.гос.пед. ун-т., 2005. - 146 с.
    2. Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога / Н.Н. Малярчук. Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. – 220 с.
    3. Малярчук, Н.Н. Валеология / Н.Н. Малярчук. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. – 350 с.
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ