ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

основные образовательные программы абитуриентам дистанционное обучение
главная ТюмГУ
Планы учебного процесса
специальность Психолого-педагогическая коррекция
Педагогика и психология
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    17.09.2013
     
    ДПП.Ф.12 Психолого-педагогическая коррекция
    Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.
     
    ""
     
    Цель курса: предоставить студентам необходимую обобщенную и систематизированную информацию для получения психологических знаний и формирования адекватных представлений о сущности и особенностях психолого-педагогической коррекции; обеспечить студентам возможность формирования необходимых умений и навыков, а также наработки методического материала, необходимого для практической психолого-педагогической деятельности

    Задачи курса
    Теоретические задачи:
    • Формирование адекватных представлений и получение знаний о сущности и особенностях психолого-педагогической коррекционной деятельности;
    • Определение объекта, предмета и задач психолого-педагогической коррекции;
    • Изучение истории развития и становления психолого-педагогической коррекционной деятельности;
    • Анализ основных проблемных вопросов психолого-педагогической коррекции;
    • Знакомство с различными подходами, формами и методами психолого-педагогической коррекции;
    • Рассмотрение организационных аспектов психолого-педагогической коррекционной деятельности.
    Практические задачи:
    • Содействие формированию умений адекватно оценивать и интерпретировать личностные и учебные проблемы детей, подростков и юношества;
    • Содействие формированию умений находить диагностический и коррекционный инструментарий, адекватный эмпирическому объекту;
    • Содействие формированию умений составлять методические материалы для практического осуществления коррекционной деятельности
     
    ""
     
    Раздел 1. Психолого–педагогическая коррекция как область науки и практической деятельности
    В данном разделе рассматриваются методологические основы, объект и предмет, цель и задачи, принципы психолого-педагогической коррекции; основные понятия; история развития педагогической и психологической коррекции; проблема «нормы» развития и проблема оценки эффективности психолого-педагогической коррекции. То есть формируется общее представление об особенностях психолого-педагогической коррекции как направления психологической и педагогической теории и практики.

    Тема 1.1. Теоретические основы психолого–педагогической коррекции. Объект, предмет, цель и задачи психолого-педагогической коррекции (2ч.), (0,5ч.)*
    Актуальность психолого – педагогической коррекции на современном этапе развития общества. Основные понятия курса: развитие, воспитание, обучение, возраст, норма развития, аномалия развития (отклонение), коррекция. Психологические подходы к пониманию нормы. Типы аномалий. Объект, предмет, проблема, цель и задачи психолого – педагогической коррекции. Понятие о психопрофилактике. Структура психолого-педагогической коррекционной деятельности. Теоретико-методологическая база курса. Принципы психолого – педагогической коррекционной деятельности.

    Основные понятия: психолого-педагогическая коррекция; норма развития; аномалия развития; психологическое (личностное) здоровье; профилактика.

    Тема 1.2. История развития психолого – педагогической коррекции (4ч.)
    Соотношение понятий «психотерапия», «психологическое консультирование», «психологический тренинг», «психолого – педагогическая коррекция». История развития психотерапии: виды, определения, этапы развития, методологическая база психотерапии. Психотерапия как метафора. Тенденции развития современной психотерапии
    История развития психологического консультирования: определения психологического консультирования, виды, универсальные цели. Характеристика основных школ психотерапии и консультирования. История развития психологического тренинга: определения, виды, цели. Проблема оценки эффективности психотерапии, консультирования, тренинга. История развития дефектологии.

    Основные понятия: психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг; дефектология


    Раздел 2. Предмет психолого – педагогической коррекции
    В данном разделе рассматриваются различные виды эмоционально-поведенческих нарушений развития личности ребенка, социальные возможности и образовательные потребности педагогически «запущенных» детей. Также рассматриваются факторы формирования личностных и учебных проблем ребенка и некоторые особенности их коррекции. Иначе говоря, раздел отвечает на вопрос: «что подлежит коррекции?»

    Тема 2.1. Факторы невротизации личности ребенка: биологические; психосоциальные; психогенные (4ч.)
    Биологический фактор развития личности ребенка: конституционально-генетические предпосылки; минимальные мозговые дисфункции (ММД); факторы риска. Социальный фактор. Семья как фактор развития личности ребенка. Состояние современной семьи. Влияние прародительских отношений на ребенка. Личностные особенности родителей и ошибки воспитания. Характеристика семейных и детско-родительских отношений, оказывающих деструктивное влияние на развитие ребенка. Основные тенденции родительского отношения к детям: эмоциональное отвержение и жестокость. Эмоциональные нарушения ребенка как показатель семейной «психопатологии». Психогенный фактор развития: травмирующий опыт детства.

    Основные понятия: конституционально – генетические предпосылки; минимальные мозговые функции; факторы риска; прародительские отношения; ошибки воспитания; семейные отношения, детско-родительские отношения; семейная психопатология; психогенный фактор развития.

    Тема 2.2. Личностные проблемы ребенка и особенности их коррекции (4ч.), (0,5ч.)*
    Понятие «проблемный ребенок». Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка: психопатии; патохарактерологическое развитие; невропатии; невротические реакции; неврозы. Их характеристика и факторы развития. Различия между невропатиями и психопатиями; между неврозами и психопатиями. Невроз как психогенное явление (концепция Мясищева В.Н.). Теории развития неврозов: теория инстинктов и теория травм (психоанализ). Динамика формирования неврозов (этиопатогенез). Понятие о базальной тревожности и базальном конфликте (Хорни К.). Виды неврозов: неврастения; невроз страха; невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз); истерический невроз. Особенности внутреннего конфликта при каждом виде невроза. Конструктивная роль невроза в развитии личности ребенка. Критерии оценки отклонений в развитии личности ребенка (критерии Ганнушкина – Кербикова, критерии М. Раттера).

    Основные понятия: проблемный ребенок; психопатия; патохарактерологическое развитие; невропатия; невротические реакции; этиопатогенез; невроз; неврастения; невроз страха; обсессивный невроз; истерический невроз; внутренний конфликт; базальная тревожность.

    Тема 2.3. Учебные проблемы ребенка и особенности их коррекции (4ч.), (0,5ч)*
    Понятия «трудности в обучении», «учебная проблема», взаимосвязь учебных и личностных проблем. Факторы формирования учебных проблем ребенка: психологический климат школы (характер отношений, стиль преподавания, личностные особенности педагога); влияние семьи («педагогически несостоятельная» семья, «педагогически пассивная» и «антипедагогическая» семья).
    Факторы риска появления учебных проблем в возрастном аспекте.
    СДВ - синдром дефицита внимания (гипердинамический синдром, его проявления).
    Социальная и школьная дезадаптация. Определение и причины школьной дезадаптации. Основные формы и признаки школьной дезадаптации. Особенности коррекции основных форм школьной дезадаптации.
    Социальная девиация или ненормативное поведение. Понятие о социальной девиации. Особенности отклонений у младших школьников. Специфика отклонений у подростков. Особенности психологической поддержки в юности.
    Первичная и вторичная девиация. Классификации девиаций поведения. Аспекты проблемы девиаций поведения: медицинский (психобиологический); педагогический аспект; социологический аспект; социально-психологический аспект; психолого-педагогический аспект. Девиации поведения как ненормативные способы и средства удовлетворения депривированных потребностей ребенка. Эмоциональные нарушения и слабость произвольной регуляции поведения как основа девиаций.
    Виды девиаций поведения: аддиктивное поведение, агрессивное поведение, бродяжничество, криминальное поведение и др.
    Условия оптимизации развития личности ребенка в рамках МОУ. Модель комплексной диагностики отклонений поведения и развития в школе. Коррекционно - развивающее обучение детей: классы выравнивания и классы компенсирующего обучения, их назначение.
    Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР, оптимальные условия их обучения и основные направления коррекционной работы.
    Сущность коррекционно – развивающего обучения. Организационные и содержательные аспекты коррекционно – развивающего обучения. Основные направления коррекционно – развивающего обучения: диагностико-консультативное; лечебно-профилактическое; социально-трудовое. Формы и методы организации психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
    Назначение медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консультаций. Форма представления психологических данных на консилиум.
    Формы и методы работы психолога с педагогами и родителями.

    Основные понятия: учебная проблема; синдром дефицита внимания, гипердинамический синдром; школьная дезадаптация; социальная девиация; коррекционно-развивающее обучение


    Раздел 3. Технология психолого – педагогической коррекции
    В данном разделе рассматриваются основные направления, формы и методы коррекционной работы; общие приемы и техники; приемы и техники игротерапии, арттерапии, психогимнастики, поведенческой коррекции и др. коррекционных методов. Дается подробная характеристика каждого метода: раскрываются его цель, задачи, функции, особенности, случаи применения и общие показания. Также рассматриваются индивидуальная, групповая и семейная виды психологической коррекции, указываются их возможности и ограничения, общие показания. Иначе говоря, в данном разделе раскрывается вопрос о психологических способах и средствах коррекции, то есть: «как осуществляется психолого-педагогическая коррекция?»

    Тема 3.1. Направления психолого-педагогической коррекции (2ч.)
    Теории личности как методологическая база современной психотерапии, психологического консультирования, психолого-педагогической коррекции (психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, индивидуальная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм). Основные теоретические позиции направлений. Цели оказания практической помощи, позиции профессионала, представления о консультативном контакте.

    Основные понятия: психоанализ; гуманистическая психология; экзистенциальная психология; индивидуальная психология; гештальтпсихология; бихевиоризм; консультативный контакт

    Тема 3.2. Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция: показания, методы, особенности (2ч.), (1ч.)*
    Формы индивидуальной коррекции. Возможности и достоинства индивидуальной психокоррекции. Показания к применению. Условия, необходимые для осуществления индивидуальной коррекции. Психологические особенности и стадии индивидуальной коррекции. Способы воздействия.

    Основные понятия: индивидуальная психолого-педагогическая коррекция; профессиональная позиция

    Тема 3.3. Групповая психолого-педагогическая коррекция: показания, специфика. Виды коррекционных групп. Руководство группой (2ч.), (1ч.)*
    Специфика групповой коррекции. Механизмы коррекционного воздействия в группе. Факторы эффективности психокоррекционной работы в группе. Особенности комплектования группы: состав и численность группы. Групповая динамика и фазы развития группового процесса. Задачи и правила работы в группе. Руководство психокоррекционной группой. Виды коррекционных групп

    Основные понятия: групповая психолого-педагогическая коррекция; механизмы коррекционного воздействия; факторы эффективности коррекции в группе

    Тема 3.4. Психолого-педагогическая коррекция семейных и детско-родительских отношений (2ч.), (0,5ч.)*
    Семья как объект психокоррекционного воздействия. Направления коррекционной работы с семьей. Типы семей и семейные нарушения. Особенности семейного консультирования. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений.

    Основные понятия: семейное консультирование; детско-родительские отношения

    Тема 3.5. Методы и методики коррекционной работы: игротерапия; арттерапия; психогимнастика; методы поведенческой коррекции (4ч.), (2ч.)*
    Общие приемы и техники коррекционного воздействия: постановка вопросов; ободрение и успокаивание; парафразирование и обобщение; отражение чувств; паузы молчания; предоставление информации; интерпретация; конфронтация; самораскрытие; структурирование коррекционного процесса.
    Основные методы психологической коррекции. Особенности игротерапии: двуплановость игры; структура и содержание игры; цель игротерапии; психологические механизмы коррекционного воздействия игры; стадиальность процесса игровой терапии; функции игры. Основные виды и формы игротерапии. Оснащение игровой комнаты. Ограничения в игровой коррекции. Наблюдение за игровым поведением. Структурирование отношений между ребенком и специалистом в игровой терапии. Типичные проблемы игровой терапии.
    Общая характеристика арттерапии: цели арттерапии; техники и механизмы арттерапевтического воздействия. Основные направления в арттерапии: музыкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; терапия рисованием; сочинение историй; сказкотерапия; куклотерапия. Особенности каждого направления.
    Общая характеристика психогимнастики: этапы и упражнения; показания.
    Общая характеристика поведенческой коррекции. Метод систематической десенсибилазации и сенсибилизации, показания для применения.
    Дополнительные методы работы субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности: анкетирование; анализ продуктов деятельности; наблюдение.

    Основные понятия: приемы и техники коррекционного воздействия; игротерапия; арттерапия; психогимнастика; терапия поведения; коррекционные задачи; развивающие задачи; профилактические задачи.


    Раздел 4. Особенности составления программ психолого-педагогической коррекции
    В данном разделе рассматриваются вопросы, касающиеся управления коррекционным процессом: планирование, организация и оценка коррекционной деятельности. Иначе говоря, в разделе идет речь о принципах, последовательности, структуре и содержании коррекционных воздействий. Рассматриваются принципы и требования к составлению коррекционных программ. Раскрываются личностно-профессиональные особенности субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности

    Тема 4.1. Программа психолого-педагогической коррекции: структура; содержание; требования к оформлению (2ч.)
    Основные принципы составления психокоррекционных программ. Виды коррекционных программ (стандартизированная, свободная). Модели коррекции (общая, типовая, индивидуальная). Блоки коррекционной программы: диагностический; установочный; коррекционный; блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Требования к составлению психокоррекционной программы. Факторы, определяющие эффективность коррекции.

    Основные понятия: программа психолого-педагогической коррекции.

    Тема 4.2. Характеристика субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности (2ч.)
    Личностно-профессиональные особенности субъекта коррекционной деятельности. Профессиональная подготовка педагога-психолога. Этические нормы деятельности: экологичность и экономичность воздействий; диалогичность и пр.

    Основные понятия: личностно-профессиональные особенности субъекта психолого-педагогической коррекции; этические нормы профессиональной деятельности
     
    План семинарского занятия 1.1.
    Тема: Объект и предмет психолого-педагогической коррекции (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Назначение практической психологии. Психолого-педагогическая коррекция как область практической психологии;
    2. Сущность психолого-педагогической коррекции;
    3. Объект и предмет, цель и задачи психолого-педагогической коррекции;
    4. Вопросы, входящие в компетенцию педагога-психолога, осуществляющего коррекционную деятельность;
    5. Структура и принципы психолого-педагогической коррекции

    План семинарского занятия 1.2.
    Тема: История развития психолого-педагогической коррекции (4ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Характеристика психотерапии как области практической психологии;
    2. Характеристика психологического консультирования как области практической психологии;
    3. Характеристика психологического тренинга как области практической психологии;
    4. Соотношение понятий «психотерапия», «психологическое консультирование», «психологический тренинг», «психолого-педагогическая коррекция»;
    5. Проблема «нормы» в психолого-педагогической коррекции;
    6. Проблема оценки эффективности психолого-педагогической коррекции.

    План семинарского занятия 2.1.
    Тема: Факторы невротизации личности ребенка (2ч.), (1ч.)*
    Вопросы к семинару:
    1. Понятие «фактор риска», его влияние на развитие личности ребенка;
    2. Основные факторы личностного развития ребенка;
    3. Состояние современной семьи. Эмоционально-поведенческие нарушения развития личности ребенка как показатель семейной «психопатологии»;
    4. Деструктивные тенденции родительского отношения к детям;
    5. Роль травмирующего опыта детства в формировании эмоционально-поведенческих нарушений развития личности ребенка.

    План семинарского занятия 2.2.
    Тема: Динамика формирования и виды неврозов (2ч.), (0,5ч.)*
    Вопросы к семинару:
    1. Происхождение неврозов с точки зрения концепции Мясищева В.Н., с точки зрения психоанализа;
    2. Виды детских неврозов и особенности внутреннего конфликта при каждом виде невроза;
    3. Критерии оценки эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка.


    План семинарского занятия 2.3.1.
    Тема: Школьная дезадаптация и социальная девиация (2ч.), (0,5)*
    Вопросы к семинару:
    1. Условия успешного развития личности ребенка;
    2. Школьная дезадаптация: причины, формы, признаки, особенности коррекции;
    3. Девиации поведения как ненормативные способы и средства удовлетворения депривированных потребностей ребенка;
    4. Виды девиаций поведения;
    5. Синдром «дефицита внимания»: формы, проявления, влияние личностное развитие и школьную успеваемость.

    План семинарского занятия 2.3.2.
    Тема: Организационные и содержательные аспекты коррекционно - развивающего обучения (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Сущность коррекционно - развивающего обучения, актуальность, цели и задачи его организации;
    2. Формы и методы организации психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;
    3. Характеристика направлений коррекционно – развивающего обучения (диагностико-консультативное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое).

    План семинарского занятия 3.1.
    Тема: Направления психолого-педагогической коррекции (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Основные положения психоанализа и его терапевтический потенциал;
    2. Основные положения гуманистической психологии, ее терапевтический потенциал;
    3. Основные положения экзистенциальной психологии, ее терапевтический потенциал;
    4. Основные положения гештальтпсихологии, ее терапевтический потенциал;
    5. Основные положения бихевиоризма и терапия поведения.

    План семинарского занятия 3.2.
    Тема: Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Особенности индивидуальной коррекции, показания к индивидуальной коррекции;
    2. Условия успешной индивидуальной коррекции. Понятие о терапевтическом климате. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата;
    3. Процесс индивидуальной коррекции: структура, содержание;
    4. Способы воздействия на личность в процессе индивидуальной коррекции.

    План семинарского занятия 3.3.
    Тема: Групповая психолого-педагогическая коррекция (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Специфика групповой коррекции, механизмы коррекционного воздействия в группе;
    2. Особенности комплектования группы с точки зрения групповой динамики, возраста и особенностей проблематики клиента;
    3. Факторы эффективности коррекционной работы в группе;
    4. Понятие о групповой динамике и руководство группой.

    План семинарского занятия 3.4.
    Тема: Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Особенности коррекционной работы с семьей;
    2. Этапы психолого-педагогической коррекции в работе с семьей;
    3. Методы и методики диагностики и коррекции семейных и детско-родительских отношений.

    План семинарского занятия 3.5.
    Тема: Методы психолого-педагогической коррекции (2ч.)
    Вопросы к семинару:
    1. Общие приемы коррекционного воздействия;
    2. Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции;
    3. Арттерапия как метод психолого-педагогической коррекции;
    4. Частные методы арттерапии;
    5. Психогимнастика как метод психолого-педагогической коррекции;
    6. Коррекция поведения

    План семинарского занятия 4.1.
    Тема: Программы психолого-педагогической коррекции (2ч.),(2ч.)*
    Вопросы к семинару:
    1. Модели коррекции и виды коррекционных программ;
    2. Требования к составлению коррекционной программы и принципы коррекции;
    3. Структура коррекционной программы;
    4. Цель и задачи коррекционной программы

    План семинарского занятия 4.2.
    Тема: Характеристика субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности (1ч.)

    Вопросы к семинару:
    1. Профессионально-этические требования к педагогу-психологу, работающему с детьми;
    2. Профессионально важные качества педагога-психолога, осуществляющего коррекционную деятельность
     
    Практическое занятие 2.2.1.
    Тема: Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка (2ч.)
    Задание: Сравнительный теоретический анализ симптоматики эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка
    Цель: сравнение невропатии и психопатии; психопатии и невроза; выделение общих и отличительных признаков эмоционально-поведенческих нарушений

    Практическое занятие 2.2.2.
    Тема: Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка (2ч.), (2ч.)*
    Задание: Анализ эмоционально-поведенческого нарушения, определение вида нарушения и оценка степени его проявления по критериям Раттера М. (на материале предложенных клинических описаний)
    Цель: формирование диагностических навыков и способностей адекватной оценки природы и проявлений эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка

    Практическое занятие 2.3.1.
    Тема: Учебные проблемы ребенка (2ч.), (2ч.)*
    Задание: Скрининговая диагностика девиантного поведения (методика Т.М. Ахенбаха); установление характера и степени трудностей адаптации к школе («карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетных», «карта наблюдений» Д. Стотта, анкета Бодунова)
    Цель: формирование навыков профессионального описания и диагностики девиантного поведения и трудностей адаптации к школе

    Практическое занятие 2.3.2.
    Тема: Учебные проблемы ребенка (2ч.)
    Задание: Углубленная диагностика девиантного поведения.
    Цель: знакомство с диагностическими схемами и методиками углубленной диагностики девиантного поведения (рисунок семьи, цветной тест отношений – ЦТО, опросник Шмишека, специализированные методики психодиагностики)

    Практическое занятие 3.2.
    Тема: Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция (2ч.), (1ч.)*
    Задание: Составление ориентировочного плана индивидуальной психолого-педагогической коррекции по предлагаемым показаниям
    Цель: Детальное рассмотрение индивидуальной формы психолого-педагогической коррекции

    Практическое занятие 3.3.
    Тема: Групповая психолого-педагогическая коррекция (2ч.), (1ч.)*
    Задание: Составление ориентировочного плана групповой психолого-педагогической коррекции по предлагаемым показаниям
    Цель: Детальное рассмотрение групповой формы психолого-педагогической коррекции

    Практическое занятие 3.4.
    Тема: Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских и семейных отношений (2ч.)
    Задание: Составление ориентировочного плана психолого-педагогической коррекции детско-родительских или семейных отношений по предлагаемым показаниям
    Цель: Детальное рассмотрение коррекции детско-родительских отношений

    Практическое занятие 3.5.
    Тема: Методы и методики психолого-педагогической коррекции (4ч.), (2ч.)*
    Задание: Составление (разработка, подбор) практических заданий по игротерапии, арттерапии, психогимнастике, коррекции поведения, исходя из возрастных особенностей ребенка и специфики нарушения его развития
    Цель: Формирование умения соотносить содержание психолого-педагогической коррекции с особенностями возраста и с учетом особенностей проблемы

    Практическое занятие 4.1.
    Тема: Программа психолого-педагогической коррекции (2ч.),(2ч.)*
    Задание (итоговая работа): Разработка программы психолого-педагогической коррекции
    Цель: Формирование умения самостоятельно разрабатывать программы психолого-педагогической коррекции



    Практическое занятие 4.2.
    Тема: Характеристика субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности (2ч.)
    Задание: Составление психологического «портрета» профессионала в области психолого – педагогической коррекции
    Цель: Формирование адекватного представления о субъекте профессиональной деятельности и оценка своих профессионально – личностных качеств
     
     
    Темы для подготовки рефератов (сообщений) к семинарам 1.1., 1.2., 4.2.
    Семинар 1.1. Тема: «Проблема «нормы» в психолого-педагогической коррекции»;
    Рекомендуемая литература для подготовки реферата (сообщения):
    1. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»), с. 130 – 138.
    2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с. – с. 67 – 73.
    3. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности: Учеб.–метод. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 86 с. – с. 39 – 42.
    4. Братусь Б.С. Психологическое и нравственное пространство нормы // Журнал практикующего психолога. – 1997. - № 3. – С. 6 – 15.
    5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с. – с. 41 – 57.
    6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 160 с. – с. 100 – 110.
    7. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с. – с. 231 – 238.
    8. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирвания. // Психология и практика. – 1993. - № 5. – с. 50 – 56.
    9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. И высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 304 с. – с. 46 – 64.
    10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с. – с. 27 – 46.
    11. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997. – 64 с. – с. 49 – 58.
    12. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»), с.372 – 376.
    13. Леонтьев Д.А. Я – последняя инстанция в личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»), с.377 – 379.
    14. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов. Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 118 с. – (Б-ка администрации школы; коррекционно-развивающее обучение). – с.4 – 10.
    15. Решетников М.М. Методологическое значение классификации понятий нормы и патологии // Психологическая газета. – 2001. - № 4. – с. 12 – 15.
    16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.- М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. – с. 13 – 24.
    17. Франкл Виктор Психотерапия на практике. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 256 с. – с. 47 – 53, с. 75 – 80.
    18. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. – с. 5 – 14.

    Семинар 1.2. Тема: «Проблема оценки эффективности психотерапии, консультирования, тренинга»
    Рекомендуемая литература для подготовки реферата (сообщения):
    1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с. – с. 330 – 335.
    2. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии // Журнал практического психолога. – 1998. - № 1. – с. 19 – 30.
    3. Вачков И.В. Трамплин для самоизменения / Школьный психолог. – 2001. - № 34. – с. 14.
    4. Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние (краткий обзор). // Психологический журнал. – 2000. – том 21, № 2. – с. 88 – 99.
    5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. – с. 29 – 32.
    6. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 544 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»). – с. 124 – 130.

    Семинар 4.2. Тема: «Личностно-профессиональные особенности субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности и проблема их оценки»
    Рекомендуемая литература для подготовки реферата (сообщения):
    1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с. – с. 28 – 47.
    2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с. – с. 10 – 18.
    3. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с. (Серия «Мир психологии»). –с. 162 – 175.
    4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с. –с. 22 – 44, с. 227 – 233.
    5. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с. – с. 65 – 116.
    6. Колпачников В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – с.35 – 39. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «КЛАСС», 1994. – 144 с. 101 – 111.
    7. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с. – с. 89 – 112.
    8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «КЛАСС», 1994. – 144 с. 101 – 111.
    9. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 1999. – 416 с. – с. 56 – 60.
    10. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. – с. 17 – 21.
    11. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. – с. 169 – 174.


    Список статей для самостоятельного изучения:
    1. Решетников М.М. Методологическое значение классификации понятий нормы и патологии // Психологическая газета. – 2001. - № 4. – с. 12 – 15.
    2. Шадура А. Консультирование как психотерапия или особенности научной терминологии // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября» - 2002. - № 1. – с. 10.
    3. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.
    4. Колпачников В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – с.35 – 39.
    5. Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние (краткий обзор). // Психологический журнал. – 2000. – том 21, № 2. – с. 88 – 99.
    Статьи представляются в виде конспектов с последующим обсуждением.

    Список вопросов для самостоятельного изучения (*):
    1. История развития психолого-педагогической коррекции.
    2. Факторы невротизации личности ребенка.
    3. Основные направления развития психолого-педагогической коррекции.
    4. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских и семейных отношений.
    5. Характеристика субъекта психолого-педагогической коррекционной деятельности.

    Задание к итоговой работе
    « Программа психолого-педагогической коррекции»
    Цель: Разработать программу психолого-педагогической коррекции в соответствии с заказом образовательного учреждения.
    Памятка к выполнению данной работы
    1.Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции. При составлении любой коррекционной программы следует опираться на следующие основные принципы:
    • Принцип системности коррекционных, профилактических (предупреждение) и развивающих (оптимизация, стимулирование, обогащение) задач;
    • Принцип единства коррекции и диагностики;
    • Принцип единства возрастного и индивидуального развития;
    • Деятельностный принцип осуществления коррекции;
    • Принцип приоритетности коррекции каузального типа;
    • Принцип комплексности методов психологического воздействия;
    • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения;
    • Принцип опоры на более развитые психические процессы и личностные свойства.
    2. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения, а как организация целостной деятельности ребенка, гармонично вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
    3. Выбор методов коррекционного воздействия производится с учетом возрастных особенностей ребенка.
    4. Важно, чтобы коррекция носила опережающий характер, то есть была ориентирована на перспективу развития.
    5. При разработке программы следует учитывать специфику образовательного учреждения, в котором обучается ребенок.
    6. При анализе полученного заказа важно различать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями развития личности ребенка и проблемы, связанные со «сверхтребованиями», которые зачастую предъявляют к ребенку родители и педагоги.
    7. Программа психолого-педагогической коррекции обязательно включает в себя рекомендации, касающиеся дальнейшей оптимизации условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Рекомендации разрабатываются на основе данных диагностического обследования и результатов коррекционных воздействий и адресуются педагогам, родителям и др. взрослым, принимающим участие в жизни ребенка.

    Структура программы психолого-педагогической коррекции
    Название программы
    Вводная часть:
    Вид программы (стандартизированная или свободная)
    Образовательное учреждение (от которого получен заказ и на базе которого предполагается реализация данной программы)
    Формулировка заказа
    Целевая группа (контингент детей, вид нарушения, возраст)
    Цель программы: учебная; коррекционная
    Задачи коррекции: профилактические; собственно коррекционные; развивающие
    Ожидаемые результаты коррекции
    Количество времени, необходимое для реализации программы
    Используемые формы и методы работы
    Теоретические положения: формулируется определение нарушения развития личности ребенка, на которое будут направлены коррекционные воздействия; описываются аспекты, виды, типы данного феномена; указываются его основные признаки и / или проявления; рассматривается характер негативного воздействия данного нарушения на дальнейшее развитие личности ребенка.
    Диагностический блок: указывается психодиагностический инструментарий, необходимый для выявления предполагаемого нарушения и степени его интенсивности.
    Коррекционный блок: подробно и последовательно описывается ход каждого коррекционного занятия (тема, цель, задачи, используемые методики, упражнения, задания).
    Контрольный блок (оценка эффективности психолого-педагогической коррекции, вторичная диагностика): указывается психодиагностический инструментарий, необходимый для выявления и констатации нарушения; в случае реализации программы сравниваются результаты первичной и вторичной диагностики и делается вывод относительно наличия / отсутствия положительной динамики
    Рекомендации родителям и педагогам: на основании результатов психолого-педагогической коррекции предлагается внесение изменений в условия развития (воспитания, обучения) ребенка; в случае, если программа практически не реализуется (соответственно, нет возможности адекватно оценить эффективность коррекционных воздействий), рекомендации имеют гипотетический характер.
    Список используемой литературы

    Вопросы к экзамену:
    1. Объект, предмет, проблема, цель и задачи психолого-педагогической коррекции.
    2. Принципы и структура психолого-педагогической коррекции.
    3. Актуальность психолого-педагогической коррекции на современном этапе развития общества.
    4. Сущность психолого-педагогической коррекции. Определения психолого-педагогической коррекции.
    5. Соотношение понятий «психотерапия», «психологическое консультирование», «психологический тренинг», «психолого-педагогическая коррекция».
    6. Психотерапия как форма психолого-педагогической коррекции.
    7. Индивидуальное психологическое консультирование как форма психолого-педагогической коррекции.
    8. Психологический тренинг как форма психолого-педагогической коррекции.
    9. Соотношение дефектологии и психолого-педагогической коррекции.
    10. Проблема «норма – аномалия» в психолого-педагогической коррекции.
    11. Проблема оценки эффективности психолого-педагогической коррекции.
    12. Факторы невротизации личности ребенка.
    13. Семья как фактор невротизации личности ребенка.
    14. Влияние личностных особенностей родителей и ошибок воспитания на развитие личности ребенка.
    15. Психогенный фактор невротизации личности ребенка.
    16. Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка: психопатии; невропатии; неврозы.
    17. Этиопатогенез невроза и виды неврозов.
    18. Конструктивная роль невроза в развитии личности ребенка. Критерии оценки отклонений в развитии личности ребенка.
    19. Понятие «учебная проблема» ребенка. Факторы формирования учебных проблем.
    20. Гипердинамический синдром, его причины и проявления.
    21. Трудности в обучении или «школьная неуспеваемость»: причины, проявления, особенности коррекции.
    22. Школьная дезадаптация: определения, причины, формы и признаки. Особенности коррекции.
    23. Социальная девиация: определения, первичная и вторичная девиация, аспекты проблемы девиации поведения, особенности коррекции.
    24. Особенности отклонений в поведении и развитии в младшем школьном возрасте.
    25. Особенности отклонений в поведении и развитии в подростковом возрасте.
    26. Виды девиаций поведения.
    27. Условия успешного развития личности ребенка. Классы выравнивания и классы компенсирующего обучения.
    28. Функциональное назначение медико - педагогических комиссий и психолого - медико - педагогических консультаций.
    29. Сущность коррекционно - развивающего обучения, актуальность, цели и задачи его организации.
    30. Организационные аспекты и задачи диагностико-консультативного направления коррекционно-развивающего обучения.
    31. Организационные аспекты и задачи коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления.
    32. Организационные аспекты и задачи лечебно-профилактического направления коррекционно-развивающего обучения.
    33. Организация социальной службы и задачи социально-трудового направления коррекционно-развивающего обучения.
    34. Основные направления коррекционной работы в рамках учебно-воспитательного процесса.
    35. Групповая форма психолого-педагогической коррекции: особенности, показания.
    36. Индивидуальная форма психолого-педагогической коррекции: особенности, показания, условия и методы.
    37. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских и семейных отношений.
    38. Общая характеристика методов психолого-педагогической коррекции: игротерапия, арттерапия и др.
    39. Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции: особенности, структура.
    40. Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции: формы и виды, механизмы коррекционного воздействия, оснащение игровой комнаты.
    41. Арттерапия как метод психолого-педагогической коррекции: цель, техники и механизмы коррекционного воздействия.
    42. Музыкотерапия и библиотерапия как направления арттерапии.
    43. Танцевальная терапия и рисование как направления арттерапии.
    44. Сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия как направления арттерапии.
    45. Психогигиена как метод психолого-педагогической коррекции: показания, этапы, упражнения.
    46. Коррекция поведения: показания, методы.
    47. Модели коррекции и виды коррекционных программ.
    48. Принципы составления коррекционных программ и требования, предъявляемые к составлению.
    49. Структура коррекционной программы и оценка ее эффективности .
    50. Личностно-профессиональные особенности субъекта коррекционной деятельности. Этические нормы профессионала.

    Вопросы к экзамену (*):
    1. Объект, предмет, проблема, цель и задачи психолого-педагогической коррекции.
    2. Сущность психолого-педагогической коррекции. Соотношение понятий «психотерапия», «психологическое консультирование», «психологический тренинг», «психолого-педагогическая коррекция».
    3. Соотношение дефектологии и психолого-педагогической коррекции.
    4. Проблема «норма – аномалия» в психолого-педагогической коррекции.
    5. Семья как фактор невротизации личности ребенка.
    6. Психогенный фактор невротизации личности ребенка.
    7. Виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка: психопатии; невропатии; неврозы.
    8. Этиопатогенез невроза и виды неврозов.
    9. Понятие «учебная проблема» ребенка. Факторы формирования учебных проблем.
    10. Гипердинамический синдром, его причины и проявления.
    11. Школьная дезадаптация: определения, причины, формы и признаки. Особенности коррекции.
    12. Социальная девиация: определения, первичная и вторичная девиация, аспекты проблемы девиации поведения, особенности коррекции.
    13. Условия успешного развития личности ребенка. Классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. Функциональное назначение медико - педагогических комиссий и психолого - медико - педагогических консультаций.
    14. Основные направления коррекционной работы в рамках учебно-воспитательного процесса.
    15. Групповая форма психолого-педагогической коррекции: особенности, показания.
    16. Индивидуальная форма психолого-педагогической коррекции: особенности, показания, условия и методы.
    17. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских и семейных отношений
    18. Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции
    19. Арттерапия как метод психолого-педагогической коррекции
    20. Принципы составления коррекционных программ и требования, предъявляемые к составлению
     
    Формы контроля
    • Текущий контроль: осуществляется в процессе занятий с учетом их посещаемости и успеваемости студентов;
    • Аттестационный контроль (середина семестра): устная сдача монографий и статей по предложенному плану;
    • Итоговый контроль: по окончании курса студенты разрабатывают коррекционную программу психолого–педагогических мероприятий соответственно предложенному «заказу», а также сдают зачет (экзамен) по контрольным вопросам.

    Требования, предъявляемые к студентам:
    • Систематическое посещение занятий;
    • Своевременная подготовка к занятиям согласно тематическому плану и расписанию занятий;
    • Своевременная сдача практических, самостоятельных, контрольных работ и научных статей;
    • Своевременное и успешное выполнение итоговой контрольной работы;
    • Своевременная и успешная сдача зачета (экзамена).
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ