Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Административные регламенты
Административное, финансовое право
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
    06.10.2011
     
     
    2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

    При изучении административных регламентов необходимо учитывать, что феномен административных регламентов в целом и административных регламентов органов исполнительной власти является элементом системы мер, проводимых в рамках административной реформы. Кроме того, административные регламенты, полно и четко устанавливающие административные процедуры, могут рассматриваться в качестве юридической гарантии субъективных публичных прав граждан и организаций. Следует учесть и тот фактор, что в рамках проводимой борьбы с коррупцией разработке и внедрению административных регламентов придается значение антикоррупционной меры.
    Проблема административных регламентов пересекается с рядом проблем отечественной науки административного права – теорией правового акта управления, административными процедурами, функциями органов исполнительной власти, административными договорами, публичными услугами.
    Отдельные проблемы теории административных регламентов затрагиваются, как правило, лишь попутно в исследованиях, посвященных иной проблематике (работы Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой, Ю.В. Истоминой, и некоторых других исследователей).
    Анализируя административные регламенты необходимо убедиться в том, что они обладают общими признаками и правовых нормативных актов и правовых актов управления.
    Принципиальным отличием административных регламентов органов исполнительной власти от уже существующих актов управления заключается в регулировании ими соответствующих административных процедур. Причем, детализация административных процедур по субъектам-исполнителям осуществляется за счет конкретизации в должностных регламентах государственных служащих положений административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
    В основу программы учебного курса положена классификация административных регламентов в зависимости от предмета регулирования. Предлагается изучить: 1) регламенты, определяющие процедуры внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, 2) регламенты, определяющие процедуры осуществления федеральными органами исполнительной власти государственных функций, 3) регламенты, определяющие процедуры оказания публичных государственных услуг, 4) регламенты, определяющие процедуры взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с иными субъектами управленческих отношений, 5) технические регламенты.
    Так как административные регламенты устанавливают формально-определенные правила поведения общего характера, подкрепленные возможностью применения государственного принуждения, они являются источниками административного права. Но данный тезис верен лишь в той части, в которой административные регламенты закрепляют новые нормы права, а не воспроизводят правила, уже содержащиеся в иных источниках, обладающих большей юридической силой.
    Познание предметных отношений в рамках учебного курса предполагает изучение:
    государственных функций федеральных органов исполнительной власти и их полномочий, позволяющих реализовать функции;
    публичных государственных услуг, в том числе тех, которые оказываются органами федеральной исполнительной власти;
    внутренней организации федеральных органов исполнительной власти;
    взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с иными индивидуальными и коллективными участниками управленческих отношений;
    содержание технического регулирования.
    Правовой основой учебного курса являются Конституция РФ, Положения о федеральных органах исполнительной власти, соответствующие предмету регулирования административные регламенты и некоторые иные нормативные акты.
     
    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    1.1. Цель изучения дисциплины - формирование научных знаний о
    значении административно-правового регламентирования административных процедур, которые реализуются в рамках внутриорганизационных отношений, отношений взаимодействия органов исполнительной власти, отношений по исполнению государственных функций, а так же по предоставлению государственных услуг органами исполнительной власти и соответствующих умений и навыков, а также профессиональных качеств личности.
    1.2. -Задачи изучения дисциплины:
    Сформировать знания:
    - об административных регламентах исполнительных органов как правовой форме, как разновидности нормативных правовых актов и актов управления, как источниках административного права;
    - о составе административных регламентов органов исполнительной власти;
    - о предмете административно-правовой регламентации как совокупности общественных отношений, возникающих в ходе административных процедур, реализуемых органами исполнительной власти;
    - об особенностях разработки и принятия административных регламентов, вступления их в силу, о внутренней структуре административных регламентов и о процедуре их экспертизы на предмет факторов коррупциогенности.
    Сформировать умения:
    - определять предмет административно-правовой регламентации;
    - анализировать взаимосвязь прав и обязанностей участников адми нистративно-процедурных отношений;
    - сравнивать конкретные регламенты с соответствующими им Типовыми регламентами, по вопросу их непротиворечивости;
    - проводить экспертизу административных регламентов по факторам коррупциогенности;
    - составлять документацию, сопутствующую исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
    - проводить мониторинг осуществления административных регламентов органов исполнительной власти.
    Сформировать профессиональные качества личности:
    - логически мыслить и анализировать нормативные правовые акты, практику их реализации;
    - своевременно, в полном объеме и в соответствие с предъявляемыми требованиями выполнять необходимые действия;
    - ставить перед собой реальные задачи и определять соответствующие пути их решения, творчески подходить к их реализации;
    - быть внимательными, корректными, дисциплинированными и выдержанными. Уважать права других участников отношений;
    1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке магистра: дисциплина по выбору «Административные регламенты» в целом углубляет знания магистрантов по вопросам процессуального административного права - его основных институтов, категорий, актуальных проблем развития.
    Она тесно связана с основными курсами «Актуальные проблемы административного права РФ», «Основные тенденции развития административного права», «Административное процессуальное право», «Административная юстиция и административное судопроизводство», а так же с курсами по выбору, например, «Система государственной службы», «Административно - деликтное право», «Административное право зарубежных стран» и др.
    Усвоение данной дисциплины способствует успешному прохождению всех видов практик в рамках магистерской подготовки и написанию выпускных квалификационных работ на соискание степени «магистр юриспруденции»
     
    3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ  
    3.1. Распределение часов по темам и видам работ (очная и заочная формы обучения)  
    Наименование темы   Всего часов   лекции   практические  
    занятия   самост.  
    работа  
    Тема 1. Понятие, сущность, признаки и виды административных регламентов. Институт административных регламентов в контексте административной реформы.  
    8   2   -   6  
    Тема 2. Предмет административно-правовой регламентации в РФ.  
    16   4   2   10  
    Тема 3. Понятие и виды государственных функций в сфере исполнительной власти. Административные регламенты осуществления государственных функций федеральных органов исполнительной власти.  
    14   2   4   8  
    Тема 4. Публичные и государственные услуги. Административные регламенты оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.  
    14   2   4   8  
    Тема 5. Сущность внутриорганизационных отношений. Регламенты внутренней организации органов государственной власти.  
    14   2   2   10  
    Тема 6. Административно-правовое регламентирование взаимодействия органов государственной власти.  
    14   2   2   10  
    Тема 7. Содержание технического регулирования. Технические регламенты как разновидность федеральных законов и нормативных правовых актов управления.   12   2   2   8  
    Тема 8. Тенденции развития предмета административно-правовой регламентации и института административных регламентов.  
    8   2   2   4  
    Итого   100   18   18   64  
     
    4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    Тема 1. Понятие, сущность, признаки и виды административных регламентов. Институт административных регламентов в контексте административной реформы.
    Регламенты как правовая форма. Система регламентов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (административные регламенты в широком смысле слова), их общие и специфические признаки, юридическая сила.
    Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, их место в системе нормативных правовых актов управления.
    Административные регламенты и административные процедуры.
    Должностные регламенты в сфере государственной гражданской службы как разновидность административных регламентов.
    Роль административных регламентов в совершенствовании государственного управления в РФ в целом, в борьбе с коррупцией государственного аппарата – в частности. Административные регламенты как юридическая гарантия субъективных публичных прав граждан.

    Тема 2. Предмет административно-правовой регламентации в РФ.
    Предмет административно-правовой регламентации как часть предмета административного права.
    Система и структура общественных отношений, регулируемых нормами административных регламентов: общественные отношения, складывающиеся в ходе внутренней организации органов государственной власти; общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации функций органов исполнительной власти; общественные отношения, складывающиеся в ходе оказания федеральными органами исполнительной власти государственных услуг населению; государственно-служебные отношения; общественные отношения в сфере технического регулирования.
    Метод административно-правовой регламентации. Административно-правовые предписания, запреты и дозволения.
    Административные регламенты как источники административного права. Квалификация административно-правовых норм, содержащихся в регламентах.

    Тема 3. Понятие и виды государственных функций в сфере исполнительной власти. Административные регламенты осуществления государственных функций федеральных органов исполнительной власти.
    Понятие и состав государственных функций. Функции исполнительной власти и ее субъектов.
    Определение государственной политики и нормативное правовое регулирование отношений в соответствующей сфере управления как функция федеральных министерств (и иных федеральных органов исполнительной власти).
    Контрольно-надзорная функция федеральных органов исполнительной власти. Полномочия федеральных служб по реализации функции контроля и надзора в отдельных сферах государственного управления. Административно - юрисдикционные полномочия федеральных органов исполнительной власти.
    Функция управления государственной собственностью как функция федеральной исполнительной власти. Полномочия федеральных агентств. Функция оказания государственных услуг, ее субъекты.
    Административные регламенты осуществления государственных функций: содержание, система, общая правовая характеристика как внешнеуправленческих нормативных актов.

    Тема 4. Публичные и государственные услуги. Административные регламенты оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.
    Оказание публичных услуг – функция социального государства.
    Соотношение публичных и государственных услуг. Понятие публичных услуг в отечественной и зарубежной юридической науке. Правовая природа публичных услуг. Механизм правового обеспечения публичных услуг.
    Публично-правовое и частное правовое регулирование оказания (получения) публичных услуг.
    Субъекты оказания публичных государственных услуг: их признаки, компетенция, процедуры и ответственность.
    Информационные публичные государственные услуги. Организация информационного обслуживания исполнительными органами государственной власти.
    Административные регламенты оказания информационных услуг федеральными органами исполнительной власти, практика их реализации.

    Тема 5. Сущность внутриорганизационных отношений. Регламенты внутренней организации органов государственной власти.
    Понятие, признаки и виды внутриорганизационных отношений в органах государственной власти, их правовая природа.
    Правовое регулирование внутриорганизационных отношений в органах государственной власти. Роль административного права в регулировании внутренней организации субъектов законодательной и судебной государственной власти, Администрации Президента РФ.
    Регламенты внутренней организации федеральных государственных органов исполнительной власти. Регламент Правительства РФ. Регламенты внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств.
    Регламенты внутренней организации государственных исполнительных органов субъектов РФ (на примере Тюменской области).

    Тема 6. Административно-правовое регламентирование взаимодействия органов государственной власти.
    Состав общественных отношений по взаимодействию государственных органов с иными субъектами публичного права. Роль административного права в правовом регулировании данной группы общественных отношений.
    Состав общественных отношений по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с иными субъектами административного права.
    Регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти как разновидность административных регламентов.
    Проблемы внедрения административных договоров в систему форм регулирования отношений по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти формально не зависящих друг от друга.

    Тема 7. Предмет технического регулирования. Технические регламенты как разновидность федеральных законов и нормативных правовых актов управления.
    Состав общественных отношений, подлежащих техническому регулированию.
    Федеральный закон «О техническом регулировании» как правовая основа требований к качеству продукции и услуг, требований к пожарной, экологической и иной безопасности.
    Юридическая сила технических регламентов. Проблема так называемых «специальных» технических регламентов.
    Технические регламенты как разновидность административных регламентов. Их место в системе нормативных правовых актов и правовых актов управления.

    Тема 8. Тенденции развития института административных регламентов.
    Формирование правовой основы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в форме соответствующего федерального закона.
    Формирование самостоятельного федерального исполнительного органа, уполномоченного в сфере мониторинга нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
    Формирование правовой основы административных процедур в форме соответствующего федерального закона (Кодекса управления).
    Совершенствование Типового регламента внутренней организации федеральных органов государственной исполнительной власти и мониторинг регламентов внутренней организации федеральных органов государственной исполнительной власти.
    Разработка и внедрение стандартов оказания государственных услуг и стандартов государственных услуг.
     
    6. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

    6.1. Планы семинарских занятий

    Тема 1. Предмет административно-правовой регламентации в РФ.
    Вопросы для обсуждения
    1. Регламенты как правовая форма. Система регламентов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (административные регламенты в широком смысле слова), их общие и специфические признаки, юридическая сила.
    2. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, их место в системе нормативных правовых актов управления.
    3. Роль административных регламентов в совершенствовании государственного управления в РФ в целом, в борьбе с коррупцией государственного аппарата – в частности. Административные регламенты как юридическая гарантия субъективных публичных прав граждан.
    4. Предмет административно-правовой регламентации как часть предмета административного права.
    5. Система и структура общественных отношений, регулируемых нормами административных регламентов.
    6. Метод административно-правовой регламентации. Административно-правовые предписания, запреты и дозволения.
    7. Административные регламенты как источники административного права. Классификация административно-правовых норм, содержащихся в регламентах.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1. Составить сравнительную таблицу, выявив соотношение предмета административно-правового регламентирования с предметом отрасли административного права.
    Задание 2. Составить исчерпывающие перечни регламентов федеральных органов исполнительной власти: 1) административных регламентов осуществления государственных функций и 2) административных регламентов оказания государственных услуг.
    Задание 3. На основе анализа административных регламентов осуществления государственных функций и оказания государственных услуг обосновать: 1) тезис о том, что «административные регламенты являются разновидностью правовых актов управления»; 2) тезис о том, что «административные регламенты являются разновидностью нормативных правовых актов».
    Задание 4. Классификация административных регламентов возможна по различным основаниям.
    Во-первых, по степени обобщенности – на: а) типовые регламенты и б) конкретные регламенты.
    Во-вторых, по сферам регулируемых управленческих общественных отношений – на: а) регламенты, регулирующие отношения в экономической сфере, б) регламенты, регулирующие отношения в социально-культурной сфере, в) регламенты, регулирующие отношения в административно-политической сфере.
    В-третьих, по направленности предусмотренных в них процедур – на: а) регламенты внешнеуправленческие и б) регламенты внутриорганизационные.
    На основе вышеизложенной классификации привести по пять примеров регламентов на каждую классификационную группу.
    Задание 5. Составить иерархию нормативных правовых актов управления, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, определив в ней место административных регламентов.
    Тематика научных докладов
    1. Соотношение понятий «административно-правовое регулирование» и «административно-правовая регламентация».
    2. Соотношение понятий «объект правового регулирования» и «предмет правового регулирования».
    3. Процедура разработки, принятия, опубликования и вступления в юридическую силу внешнеуправленческих административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
    4. Процедура разработки, принятия, опубликования и вступления в юридическую силу внутриорганизационных административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
    5. Общие и специфические признаки административных регламентов.
    6. Понятие и виды административных процедур.

    Тема 2. Понятие и виды государственных функций в сфере исполнительной власти. Административные регламенты осуществления государственных функций федеральных органов исполнительной власти.
    Вопросы для обсуждения
    1. Понятие и состав государственных функций исполнительной власти и ее субъектов.
    2. Определение государственной политики и нормативное правовое регулирование отношений в соответствующей сфере управления как функция федеральных министерств (и иных федеральных органов исполнительной власти).
    3. Контрольно-надзорная функция федеральных органов исполнительной власти. Полномочия федеральных служб по реализации контрольно-надзорной функции. Административно - юрисдикционные полномочия федеральных органов исполнительной власти.
    4. Функция федеральной исполнительной власти по управлению государственной собственностью. Полномочия федеральных агентств.
    5. Функция оказания государственных услуг, ее субъекты, процедуры.
    6. Административные регламенты осуществления государственных функций: содержание, система, общая правовая характеристика как внешнеуправленческих нормативных актов.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1. На основе Положений о федеральных органах исполнительной власти установить исчерпывающий перечень органов, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере государственного управления. Сделать соответствующие выводы.
    Задание 2. На основе Положений о федеральных органах исполнительной власти установить исчерпывающий перечень органов, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере государственного управления. Сделать соответствующие выводы.
    Задание 3. На основе Положений о федеральных органах исполнительной власти установить исчерпывающий перечень органов, оказывающих государственные услуги в соответствующей сфере государственного управления. Сделать соответствующие выводы.
    Задание 4. На основе Административных регламентов оказания государственных услуг проанализировать административные процедуры по работе с обращениями граждан и организаций в данные органы. Сделать соответствующие выводы.
    Тематика научных докладов
    1. Унификация государственных функций как одна из задач современной административной реформы.
    2. Сравнительный анализ государственных функций в сфере исполнительной власти (Россия - Евросоюз).
    3. Критический анализ административных регламентов осуществления государственных функций на предмет соответствия государственным функциям федеральных органов исполнительной власти.

    Тема 3. Публичные и государственные услуги. Административные регламенты оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.
    Вопросы для обсуждения
    1. Соотношение публичных и государственных услуг. Понятие публичных услуг в отечественной и зарубежной юридической науке.
    2. Правовая природа публичных услуг. Публично-правовое и частное правовое регулирование оказания (получения) публичных услуг.
    3. Механизм правового обеспечения публичных услуг.
    4. Субъекты оказания публичных государственных услуг: их признаки, компетенция, процедуры и ответственность.
    5. Информационные публичные государственные услуги. Организация информационного обслуживания исполнительными органами государственной власти.
    6. Административные регламенты оказания информационных услуг федеральными органами исполнительной власти, практика их реализации.
    7. Стандарты государственных услуг и оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.
     
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1. Проанализировать установленный перечень административных регламентов оказания государственных услуг в социально-культурной сфере государственного управления на предмет полноты правового регулирования данных услуг.
    Задание 2. Проанализировать установленный перечень административных регламентов оказания государственных услуг в экономической сфере государственного управления на предмет полноты правового регулирования данных услуг.

    Задание 3. Проанализировать установленный перечень административных регламентов оказания государственных услуг в административно-политической сфере государственного управления на предмет полноты правового регулирования данных услуг.
    Тематика научных докладов
    1. Понятие публичных услуг в отечественной и зарубежной юридической науке.
    2. Публично-правовое и частное правовое регулирование оказания (получения) публичных услуг.
    3. Сравнительный анализ публичных государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти (Россия - Евросоюз).
    4. Сравнительный анализ публичных государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти (Россия - СНГ).
    5. Публичные государственные услуги в сфере образования: система, стандарты качества. Порядок и стандарты их оказания.
    6. Публичные государственные услуги в сфере здравоохранения: система, стандарты качества. Порядок и стандарты их оказания.
    7. Публичные государственные услуги в сфере ЖКХ: система, стандарты качества. Порядок и стандарты их оказания.

    Тема 4. Сущность внутриорганизационных отношений. Регламенты внутренней организации органов государственной власти.
    Вопросы для обсуждения
    1. Понятие, признаки и виды внутриорганизационных отношений в органах государственной власти, их правовая природа.
    2. Правовое регулирование внутриорганизационных отношений в органах государственной власти. Роль административного права в регулировании внутренней организации субъектов законодательной и судебной государственной власти, органов Президента РФ.
    3. Регламенты внутренней организации федеральных государственных органов исполнительной власти.
    4. Регламент Правительства РФ.
    5. Регламенты внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств.
    6. Регламенты внутренней организации государственных исполнительных органов субъектов РФ (на примере Тюменской области).

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1. Проанализировать регламенты внутренней организации Федерального Собрания РФ и дать им правовую характеристику.
    Задание 2. Проанализировать регламенты внутренней организации федеральных министерств и дать им правовую характеристику.
    Задание 3. Проанализировать регламенты внутренней организации федеральных служб и дать им правовую характеристику.
    Задание 4. Проанализировать регламенты внутренней организации федеральных агентств и дать им правовую характеристику.
    Тематика научных докладов
    1. Содержание, признаки и виды внутриорганизационных отношений в органах законодательной власти. Их правовое регулирование.
    2. Содержание, признаки и виды внутриорганизационных отношений в органах судебной власти. Их правовое регулирование.
    3. Содержание, признаки и виды внутриорганизационных отношений в органах президентской власти. Их правовое регулирование.
    4. Содержание, признаки и виды внутриорганизационных отношений в органах исполнительной власти. Их правовое регулирование.
    5. Регламент Правительства Тюменской области.

    Тема 5. Административно-правовое регламентирование взаимодействия органов государственной власти.
    Вопросы для обсуждения
    1. Состав общественных отношений по взаимодействию государственных органов с иными субъектами публичного права. Роль административного права в правовом регулировании данной группы общественных отношений.
    2. Состав общественных отношений по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с иными субъектами административного права.
    3. Регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти как разновидность административных регламентов.
    4. Проблемы внедрения административных договоров в систему форм регулирования отношений по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти, формально не зависящих друг от друга.
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1. Определить круг органов государственной власти, взаимодействие с которыми регулирует регламент Правительства РФ (Правительства Тюменской области).
    Задание 2. Определить группы отношений, складывающихся в ходе взаимодействия Правительства РФ с иными государственными органами.
    Задание 3. Определить круг вопросов и дел, на основе которых взаимодействуют структурные подразделения министерств (служб, агентств).
    Задание 4. Проанализировать регламенты внутренней организации и регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на предмет параллельного регулирования одних и тех же отношений.

    Тема 6. Содержание технического регулирования. Технические регламенты как разновидность федеральных законов и нормативных правовых актов управления.
    Вопросы для обсуждения
    1. Состав общественных отношений, подлежащих техническому регулированию.
    2. Федеральный закон «О техническом регулировании» как правовая основа требований к качеству продукции и работ, требований к пожарной, экологической и иной безопасности.
    3. Юридическая сила технических регламентов. Проблема так называемых «специальных» технических регламентов.
    4. Технические регламенты как разновидность административных регламентов. Их место в системе нормативных правовых актов и правовых актов управления.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    Задание 1. Составить исчерпывающий перечень технических регламентов, имеющих форму федеральных законов.
    Задание 2. Составить исчерпывающий перечень технических регламентов, имеющих форму правовых актов управления.
    Задание 3. Проанализировать технические регламенты на предмет их соответствия Федеральному закону «О техническом регулировании».
    Тематика научных докладов
    1. Цели, задачи и предмет технического регулирования.
    2. Правовые основы требований к качеству пищевой продукции. Их соответствие мировым стандартам.
    3. Правовые основы требований к качеству промышленной продукции. Их соответствие мировым стандартам.
    4. Правовая характеристика технических регламентов, закрепляющих требования к качеству пищевой продукции.
    5. Правовая характеристика технических регламентов, закрепляющих требования к качеству промышленной продукции.

    Тема 7. Тенденции развития предмета административно-правовой регламентации и института административных регламентов.
    Вопросы для обсуждения
    1. Формирование правовой основы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в форме соответствующего федерального закона.
    2. Формирование самостоятельного федерального исполнительного органа, уполномоченного в сфере мониторинга нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
    3. Формирование правовой основы административных процедур в форме соответствующего федерального закона (Кодекса управления).
    4. Совершенствование Типового регламента внутренней организации федеральных органов государственной исполнительной власти и мониторинг регламентов внутренней организации федеральных органов государственной исполнительной власти.
    5. Совершенствование административно-правовой регламентации реализации государственных функций федеральными органами исполнительной власти.
    6. Разработка и внедрение стандартов оказания государственных услуг и стандартов государственных услуг.
    Тематика научных докладов
    1. Концептуальная модель Федерального Закона «О нормативных правовых актах федеральных органов Российской Федерации».
    2. Анализ альтернативных проектов Федерального Закона «Об административных процедурах».
    3. Цели и задачи мониторинга нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
    4. Правовое регулирование стандартов государственных (публичных) услуг в странах Евросоюза.
    5. Правовое регулирование стандартов государственных (публичных) услуг в Российской Федерации.
    6. Публичные услуги, оказываемые исполнительными органами местного самоуправления: система, регламентация стандартов и порядка их оказания.


    6.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
    Примечание: Вариант контрольной работы выбирается по совпадению последней цифры в номере зачетки, с одной из цифр, указанных в скобках рядом со словом «ВАРИАНТ».

    ВАРИАНТ 1 (0, 1, 2)
    Задание первое.
    1. Понятие и виды административных процедур.

    Задание второе.
    2.Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, их место в системе нормативных правовых актов управления.
    Задание третье.
    3.На основе Положений о федеральных органах исполнительной власти установить исчерпывающий перечень органов, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере государственного управления.
    Подобрать и проанализировать административные регламенты, регулирующие административные процедуры осуществления контрольно – надзорной функции федеральных органов исполнительной власти.
    Сделать соответствующие выводы.

    ВАРИАНТ 2 (3, 4,)
    Задание первое.
    1. Административные регламенты (административные процедуры) как юридическая гарантия субъективных публичных прав граждан.
    Задание второе.
    2. Классификация административных регламентов возможна по различным основаниям.
    Во-первых, по степени обобщенности – на: а) типовые регламенты и б) конкретные регламенты.
    Во-вторых, по сферам регулируемых управленческих общественных отношений – на: а) регламенты, регулирующие отношения в экономической сфере, б) регламенты, регулирующие отношения в социально-культурной сфере, в) регламенты, регулирующие отношения в административно-политической сфере.
    В-третьих, по направленности предусмотренных в них процедур – на: а) регламенты внешнеуправленческие и б) регламенты внутриорганизационные.
    На основе вышеизложенной классификации привести по пять примеров регламентов на каждую классификационную группу.
    Задание третье.
    3. На основе Административных регламентов оказания государственных услуг проанализировать административные процедуры по работе с обращениями (предложениями, заявлениями, жалобами) граждан и организаций в данные органы.
    Сделать соответствующие выводы.
    ВАРИАНТ 3 (5, 6)
    Задание первое.
    1. Правовое регулирование внутриорганизационных отношений в органах государственной власти. Роль административного права в регулировании внутренней организации субъектов законодательной и судебной государственной власти, органов Президента РФ.
    Задание второе.
    2. Проанализировать регламенты внутренней организации Федерального Собрания РФ и дать им правовую характеристику.
    Задание третье.
    3. Проанализировать установленный вами перечень административных регламентов оказания государственных услуг в административно-политической сфере государственного управления на предмет полноты правового регулирования данных услуг.

    ВАРИАНТ 4 (7, 8, 9)
    Задание первое.
    1. Понятие публичных услуг в отечественной и зарубежной юридической науке.
    Задание второе.
    2. Состав общественных отношений, подлежащих техническому регулированию. Федеральный закон «О техническом регулировании» как правовая основа требований к качеству продукции и работ, к пожарной, экологической и иной безопасности.
    Задание третье.
    3. Составить исчерпывающий перечень технических регламентов, имеющих форму федеральных законов. Дать правовую характеристику технических регламентов, закрепляющих требования к качеству промышленной продукции.
     
    5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    5.1. Учебная литература
    1. Бакулина И.П., Козлова Л.С., Костылев А.К., Садовская Т.Д., Севрюгин В.Е. Актуальные проблемы административного права Российской Федерации. Учебное пособие. - Тюмень: изд - во ТюмГУ, 2008.
    2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. - М.: Эксмо, 2010.
    3. Сорокин В.Д. Административно - процессуальное право. Учебник. 2 изд., перераб и доп. - М.: Изд - во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
    4. Акопов С., Бачило И.Л., Россинский Б.В. и др. Исполнительная власть России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура, 2004.
    5. Агапов А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. - Изд.
    5 перераб. и доп. – М. Эксмо, 2006.
    6. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова,
    Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 2000.
    6. Административное право России: курс лекций / Под ред.
    Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
    7. Административно-процессуальное право: Курс лекций. –
    М.: ЦОКР МВД России, 2009.
    8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России / Под ред. А.П. Алехина. - М.: Зерцало, 2005.
    9. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов,
    Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов – М.: ТК Велби: Проспект, 2006.
    10. Административное право России: учебник / под ред.
    Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2006.
    11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега – Л, 2004.
    12. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для ВУЗов. М.: НОРМА, 2000.
    13. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник /
    Д.Н. Бахрах. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006.
    14. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: Норма, 2005.
    15. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник /
    Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. – 4 –е изд., перераб. и доп. – М. :Эксмо, 2009.
    16. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во СГУ, 1995.
    17. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
    18. Общее административное право: Учебник / Под ред.
    Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007.
    19. Публичные услуги и право: научно-практическое пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. – М. : Норма, 2007.
    20. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень) / В.Д.Сорокин. – СПб: Юрид. центр. Процесс, 2003.
    21. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М., 2002.
    22. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005.

    5.2. Научная литература

    1. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М., 2006.
    2. Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Автоматизированная информационная система как источник права // Информационное право. 2008. № 2. С. 24.
    3. Бабушкин К.А. Понятие и принципы административных процедур // Субъективные права и законные интересы: теория и проблемы юридической защиты. - Воронеж, 2002. - С. 12.
    4. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Государство и право. 2008. № 3. С. 5.
    5. Беркутова О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 19.
    6. Борисов С. Административная реформа в электронном формате // Российская газета. 2004. № 2.
    7. Велетминский И. Регламент для реформы // Государство и право. 2007. № 6. С. 23.
    8. Вопросы совершенствования отдельных институтов административного законодательства в Республики Узбекистан // Сборник материалов по международному опыту в сфере административного права
    (24 мая 2005 г.). - Ташкент, 2005. - С. 34.
    9. Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. № 4.
    10. Завьялова И.С. Правовые основы реализации форм государственного управления в Российской Федерации: теория, практика и способы решения актуальных проблем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2007. С. 17.
    11. Законодательное регулирование административных процедур в странах Западной Европы и Японии. Подготовлено Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы.
    12. Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 29 - 34.
    13. Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии [Электронный ресурс] // Официальная версия СПС «КонсультантПлюс». 2009.
    14. Козлова Л.С., Садовская Т.Д. Административные регламенты как правовое средство предупреждения коррупции // Вестник Тюменского государственного университета, серия «Право». 2010. № 2. С. 87 - 92.
    15. Клименко А.В. Электронные административные регламенты // Теория и практика государственного управления / Институт проблем государственного и муниципального управления. Государственный университет - Высшая школа экономики. Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. - М.: Эпифания, 2004.
    16. Кудря В.С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. № 8. С. 84.
    17. Кузнецов В.И. Административные регламенты. Юридические вопросы: научно-практическое пособие / В.И. Кузнецов. - М.:
    ИД «Юриспруденция». 2010. - 144 с.
    18. Кузнецова Т.В. «Регламентация делопроизводства в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти (на примере Министерства обороны и Федерального казначейства)», «Регламентация вопросов делопроизводства в административных регламентах исполнения государственных функций (на примере Административных регламентов Федеральной службы по тарифам и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору)» // Делопроизводство. 2008. №№ 1, 2.
    19. Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупционность // Журнал российского права. 2005. № 2.
    20. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 27.
    21. Лахно П.Г., Синюгин В.Ю. Теория и методология административно-правового управления реформированием // Предпринимательское право. 2008. № 4; СПС «КонсультантПлюс».
    22. Мартынов А.В. Актуальные проблемы реализации административных регламентов в сфере исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2009. № 11. С. 68 - 71.
    23. Масленников М.Я. Российский административный процесс: триединство процессуальной нормы, содержания и формы // Административное право и процесс. 2008. № 2. С. 2 - 9.
    24. Мицкевич Л.А. Основы административного права Германии. - Красноярск, 2002.
    25. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.А. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 3 - 14.
    26. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в субъектах Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 3 - 14.
    27. Наумов С.Ю. Методика оценки и анализ законов на коррупциогенность // Вестник Приволжского фонда по реализации антикоррупционных программ и программ экономической безопасности. 2007. № 1.
    28. Нестеров А.В. О теории и практике регламентации // Государство и право. 2009. № 1. С. 91.
    29. Нестеров А.В. Некоторые аспекты проекта федерального закона «О стандартах государственных услуг» [Электронный ресурс] // Официальная версия СПС «КонсультантПлюс». 2009.
    30. Нестеров А.В. Критика некоторых элементов законопроекта "О стандартах и административных регламентах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [Электронный ресурс] // Официальная версия СПС «КонсультантПлюс». 2009.
    31. Никифоров М.В. К вопросу об использовании терминов "процедуры" и "административные регламенты" в российском законодательстве // Инновации в государстве и праве России: Материалы Всероссийской научно - практической конференции (Н. Новгород,
    19 - 20 апреля 2007 г.): В 2 ч. Ч. 1. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. –
    С. 495.
    32. Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. - М.: Институт государства и права РАН, 2006. № 2.
    - С. 22.
    33. Панов А., Филиппович Л. Административный регламент: от концепции к законопроекту // Официальный сайт Информационно-аналитического вестника Уральской академии государственной службы "Чиновники" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru.
    34. Поварова Е.А. Проблемы "управления" информацией в государственных органах исполнительной власти // Информационное право. 2008. № 2. - С. 33 - 34; и др.
    35. Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007. № 6.
    36. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. - М., 1991. - С. 29.
    37. Протасов В.Н. Модель надлежащей правовой процедуры: теоретические основы и главные параметры // Советское государство и право. 1990. № 7. С. 15 - 16.
    38. Старилов Ю.Н. Административные процедуры в системе административного права: содержание, юридическое значение, формирование законодательства // Административная реформа в Республике Узбекистан: опыт и проблемы правового регулирования: Материалы Международного симпозиума. - Ташкент: ТГЮИ, 2008. С. 37.
    39. Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство как главная инновация современного российского административного права // Инновации в государстве и праве России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 495.
    40. Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5. С. 14 - 21.
    41. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 16.
    42. Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в Российской Федерации (региональный аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Тюмень, 2005. - С. 8.
    43. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4.
    44. Устинович Е.С., Барбашин Е.А. Информационная компетентность государственных служащих как фактор оптимизации административных процессов // Информационное право. 2008. № 2. С. 3 - 5.
    45. Федосеева Н.Н. Административные регламенты как инструмент современного государственного управления // Информационное право. 2009. № 4. С. 11 - 16.
    46. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). - Саратов: Научная книга, 2009. С. 116.
    47. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. № 1. С. 58.
    48. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.
    49. Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11.
    50. Чуковенков А.Ю. Административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) // Секретарь-референт. 2007. № 4.
    51. Яковлева Е.А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия Российского государства: Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - М.: РГБ, 2006.
    52. Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3. С. 6.
    53. Яшин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006. № 10.
    С. 18 - 29;
    54. Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006. № 10.
    С. 18.
     
    6.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
    1. Понятие, сущность, признаки и виды административных регламентов.
    2. Институт административных регламентов в контексте административной реформы.
    3. Система регламентов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (административные регламенты в широком смысле слова), их общие и специфические признаки, юридическая сила.
    4. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, их место в системе нормативных правовых актов управления.
    5. Административные регламенты и административные процедуры.
    6. Предмет административно-правовой регламентации как часть предмета административного права. Система и структура общественных отношений, регулируемых нормами административных регламентов.
    7. Административные регламенты как источники административного права. Классификация административно-правовых норм, содержащихся в регламентах.
    8. Понятие и виды государственных функций в сфере исполнительной власти.
    9. Административные регламенты осуществления государственных функций: содержание, система, общая правовая характеристика как внешнеуправленческих нормативных актов.
    10. Понятие и виды публичных услуг, их правовая природа. Соотношение публичных и государственных услуг. Механизм правового обеспечения публичных услуг.
    11. Субъекты оказания публичных государственных услуг: их признаки, компетенция, процедуры и ответственность.
    12. Административные регламенты оказания публичных государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, практика их реализации.
    13. Понятие, признаки и виды внутриорганизационных отношений в федеральных органах исполнительной государственной власти, их правовая природа.
    14. Регламенты внутренней организации федеральных государственных органов исполнительной власти. Регламент Правительства РФ. Регламенты внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств.
    15. Регламенты внутренней организации государственных исполнительных органов субъектов РФ (на примере Тюменской области).
    16. Состав общественных отношений по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с иными субъектами административного права.
    17. Регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти как разновидность административных регламентов.
    18. Проблемы внедрения административных договоров в систему форм регулирования отношений по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти формально не зависящих друг от друга.
    19. Состав общественных отношений, подлежащих техническому регулированию. Федеральный закон «О техническом регулировании» как правовая основа требований к качеству продукции и услуг, требований к пожарной, экологической и иной безопасности.
    20. Технические регламенты как разновидность административных актов. Их юридическая сила, место в системе правовых актов управления.
     
     
    Copyright © 2003-2009 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ