Назад к Порталу
Планы учебного процесса
специальность Генетика и эволюция: Генетика и селекция
Биология
  • Требования ГОС к содержанию курса
  • Рабочая учебная программа:
  • Цели и задачи курса
  • Тематический план курса
  • Содержание программы курса по темам
  • Темы семинаров
  • Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению
  • Литература
  • Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
  • Дополнительная информация
  • Ссылка на тест

  •  
     
    ""
     
    Тупицына Л.С. «Генетика с основами селекции»: Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса, обучающихся по направлению «Биология»
    Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Биология». Содержит пояснительную записку, тематический план, содержание дисциплины, примеры генетических задач, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы, перечень средств материально-технического обеспечения дисциплины. Дисциплина рассчитана на 36 лекционных часов и 18 часов лабораторных занятий.
    Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Генетика с основами селекции [электронный ресурс] / Режим доступа: http: www.umk.utmn.ru., свободный.
    Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией биологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета




    ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Пак И.В., д.б.н., зав. кафедрой
    экологии и генетики ТюмГУ
     
    Дисциплина «Генетика с основами селекции» входит в типовой учебный план по направлению «Биология». Курс базируется на знаниях, полученных в школе, а также 2-х первых курсах обучения в высшей школе, в первую очередь, таких как «Биохимия с основами молекулярной биологии» и «Общая биология».
     
    ""
     
    Содержание лекционного курса

    Тема 1. Введение

    Предмет, методы. Гибридологический анализ – специфический метод генетики. Наследственность. Изменчивость. Универсальные свойства живых организмов. Наследование. Значение генетики для медицины, сельского хозяйства. Экология и генетическая безопасность. Теоретическое значение генетики.
    Представления о наследственности до Г. Менделя. Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Аристотель, Ч. Дарвин, Ф. Гальтон, А. Вейсман. Гибридизаторы. Теория слитной наследственности. Теории преформизма и эпигенеза.

    Тема 2. Законы наследственности и наследования Г. Менделя.
    Полигибридное скрещивание

    Моно, - ди, - полигибридное скрещивание. Особенности работы Г. Менделя. Доминантность, рецессивность. Гомозигота, гетерозигота. Схемы скрещивания по генотипу и фенотипу. Фенотипические радикалы. Фенотипические и генотипические классы потомков. Рекомбинанты. Расщепление. Возвратные скрещивания. Реципрокные скрещивания. Переоткрытие законов Г. Менделя. Число типов гамет, классов потомков. Соотношение классов потомков во втором поколении. Вероятность появления разных классов потомков.

    Тема 3. Условия выполнения законов Г. Менделя. Сверхдоминирование. Плейотропное действие генов

    Равновероятное образование гамет, одинаковое «качество» гамет, равновероятное соединение гамет, одинаковая жизнеспособность зигот (доминантных, рецессивных, гетерозигот). Тетрадный анализ. Одинаковые условия развития потомков с разными генотипами в раннем онтогенезе. Одинаковая жизнеспособность взрослых особей с разными генотипами Сверхдоминирование. Плейотропное действие генов. Пенетрантность, экспрессивность.

    Тема 4. Понятие об аллеле. Множественный аллелизм. Типы взаимодействия аллелей. Метод хи-квадрат. Взаимодействие неаллельных генов

    Обозначения аллелей одного гена. Компаунд. Различия между аллелями на молекулярном уровне. Полное, неполное доминирование. Кодоминирование. Межаллельная комплементация. Гипотеза «один ген - один фермент» и «один ген – одна полипептидная цепь». Эксперименты Дж. Бидла и Э. Тейтума. Механизм взаимодействия аллелей.
    Определение неаллельных генов. Разные типы расщеплений при комплементарном взаимодействии генов. Доминантный эпистаз. Эпистатирование. Гены - супресссоры. Криерии аллелелизма. Некумулятивная полимерия. Гены однозначного действия. Кумулятивная полимерия. Опыты Нильсона – Эле. Количественные признаки. Качественные признаки. Кривая нормального распределения. Полигенное наследование. Мультифакториальные признаки. Гены-модификаторы. Олигогены. Наследование количественных признаков. Мультифакториальное наследование признаков у человека, сельскохозяйственных растений и одомашненных животных. Генотип как система взаимодействующих генов.

    Тема 5. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Сцепленное наследование. Генетические карты эукариот

    Хромосомная гипотеза наследственности Вальтера Сэттона и Теодора Бовери. Параллелизм в поведении генов и хромосом в мейозе. Плодовая мушка как объект генетических исследований. Различия в реципрокных скрещиваниях. Половые хромосомы и аутосомы. Типы хромосомного определения пола. Балансовое определение пола у дрозофилы. Генетическая инертность Y – хромосом. Нерасхождение половых хромосом. Регулярные и исключительные потомки. Доминантное и рецессивное Х – сцепленное наследование. Голандрическое наследование. Зависимые от пола признаки. Ограниченные полом признаки. Дозовая компенсация. Гетерохроматин.
    Опыт Бетсона и Пеннета. Опыты Т. Моргана с мушкой дрозофилой. Полное и неполное сцепление. Кроссинговер. Группы сцепления. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Принципы построения генетических карт у эукариот при использовании гибридологического анализа. Некоторые современные методы построения генетических карт. Опыты К. Штерна и Б. Макклинток и Крейтона. Кроссинговер на стадии 4-х хроматид в тетрадном анализе моногибридного скрещивания у нейроспоры. Типы обменов. Явление генетической интерференции. Соматический мозаицизм. Зависимость частоты кроссинговера от факторов окружающей среды.

    Тема 6. ДНК-ая теория наследственности. Трансгенные организмы

    Опыты Ф. Гриффитса. Эксперименты Эвери и сотрудников, М. Чейз и А. Херши. Генетическая трансформация у прокариот. Косвенные доказательства роли ДНК у эукариот. Генетическая трансформация у эукариот. Трансгенные растения и животные. Генетически модифицированные продукты. Методы внедрения чужеродной ДНК в геном организмов. Механизм трансформации.

    Тема 7. Структура молекулы ДНК. Репликация ДНК. Полимеразная цепная реакция

    Параметры модели ДНК Дж. Уотсона и Ф. Крика. ПравилаЧаргаффа. Коэффициент нуклеотидной специфичности. Опыты М. Мезельсона и Ф. Сталя. Полуконсервативный способ репликации. Репликативная вилка. Репликон. Репликативный глазок. Ферменты репликации. РНК-праймерный механизм инициации репликации. Фрагменты Оказаки. Лидирующая и отстающая цепь. Теоретическое и практическое значение полимеразной цепной реакции.

    Тема 8. Внеядерное наследование
    Внеядерное (неменделевское, цитоплазматическое) наследование. Нехромосомная (пластидная, митохондриальная, плазмидная) наследственность. Цитогены. Особенности цитоплазматического наследования. Первые факты пластидного наследования. Вегетативные (митохондриальные) и генеративные (ядерные) мутанты дрожжей, неспособные к дыханию. Критерии цитоплазматической наследственности. Болезни человека, связанные с дефектами митохондриальной ДНК. Митохондриальный геном и эволюция человека. Инфекционная наследственность.

    Тема 9. Классификация изменчивости и мутаций. Генные и хромосомные мутации

    Изменчивость: онтогенетическая, модификационная , генотипическая (комбинативная и мутационная). Значение комбинативной изменчивости в селекции и эволюции. Мутационная теория Коржинского - Де Фриза. Принципы классификации мутаций. Семь основных принципов классификации мутаций. Генные мутации: транцизии, трансверсии, вставки, выпадения нуклеотидов, внутригенные перестройки. Хромосомные перестройки: внутрихромосомные, межхромосомные. Конъюгация инвертированных и нормальных хромосом, кроссинговер в инверсиях и его последствия. Транслокации: конъюгация при гетерозиготности по транслокациям. Робертсоновские транслокации.

    Тема 10. Геномные мутации

    Классификация геномных мутаций. Полиплоидия и анэуплоидия. Автополиплоидия и аллополиплоидия. Мейоз и генетический анализ у полиплоидов. Конъюгация и расхождение хромосом. Использование полиплоидов в селекции. Фенотипические особенности полиплоидов. Стерильность и восстановление фертильности у полиплоидов. Капустно-редечный гибрид. Природные аллополиплоиды. Геномные заболевания у человека.

    Тема 11. Модификационная изменчивость

    Модификационная и мутационная изменчивость. Определенная и неопределенная изменчивость. Групповая изменчивость. Значение в медицине и сельском хозяйстве. Норма реакции. Механизмы и типы модификаций: адаптивные модификации, морфозы, фенокопии, фенотипическая супрессия. Длительные модификации. Методы изучения модификационной изменчивости.

    Тема 12. Генетический код

    Эксперименты Ф. Крика и др. Мутационная система rII фага Т4. Биохимические эксперименты по расшифровке кодонов (М. Ниренберг, Дж. Матей, С. Очоа, Г. Корана). Свойства кода: колинеарность, триплетность, непрерывность, однонаправленность, неперекрываемость, вырожденность, квазиуниверсальность. Таблица кода. Пути переноса генетической информации. Центральная догма молекулярной биологии.

    Тема 13. Процессы реализации генетической информации

    Транскрипция. Основные этапы. Процессинг. Сплайсинг. Интроны. Экзоны. Участие рибонуклеиновых кислот в процессах реализации генетической информации. Основные этапы трансляции. Кодоны и антикодоны. Инициация и терминация транскрипции и трансляции.

    Тема 14. Регуляция генной активности
    Теория оперона прокариот Ф. Жакоба и Ж. Моно. Структурные гены. Промотор. Ген-регулятор. Орератор. Репрессор. Лактозный оперон E. coli. Индуцибельная и репресибельная схемы негативной регуляции. Гистидиновый оперон. Позитивная регуляция. Цикло-АМФ. БЦР - белок. Аттенюация. Регуляция генной активности у эукариот. Энхансеры. Сайленсеры. Дифференциальный сплайсинг.

    Тема 15. Генетика популяций

    Уровни изучения наследственности и изменчивости. Популяция – единица эволюционного процесса. Генофонд. Частоты генов, генотипов и фенотипов. Закон Харди – Вайнберга. Элементарное эволюционное событие. Факторы динамики популяции. Естественный отбор, его типы. Приспособленность. Коэффициент отбора. Мутационный процесс, дрейф генов, поток генов. Панмиктическая популяция. Равновесная популяция. Генетическая гетерогенность популяций: полиморфизм и средняя гетерозиготность.

    Тема 16. Обзорная лекция по всем темам. Некоторые проблемы современной генетики

    Геномика. Структура генома эукариот и прокариот. Геном человека. Мобильные элементы генома. Генетическая инженерия. Генотерапия и другие вопросы современной генетики.
     
     
    Содержание лабораторных работ

    К каждому (есть исключения) лабораторному занятию студенты
    должны выполнить контрольную работу по теме предыдущего занятия (вопросы контрольных работ имеются у преподавателя) и изучить теоретический материал по теме данного занятия.
    На каждом лабораторном занятии студенты должны:
    1. Сдать контрольную работу по теме предыдущего занятия.
    2. Ответить на вопросы по теме настоящего занятия.
    3. Выполнить практические задания по теме занятия.

    Занятие 1. «Поведение» хромосом в митозе и мейозе. Цитологические карты

    Изучение микропрепаратов «митоз в клетках корешка лука», «метафазная пластинка, лук», деления (первое и второе) созревания у аскариды. Изучение микропрепаратов политенных хромосом. Демонстрация цитологических карт дрозофилы и других организмов.


    Занятие 2. Рекомбинация генетической информации в гаметогенезе у растений и животных

    Изучение микропрепаратов «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «тетрада микроспор», «сперматозоиды человека», «семенники крысы», «яичник кролика», «яичник лягушки».

    Занятие 3. Законы наследственности и наследования Г. Менделя. Полигибридное скрещивание

    Демонстрация семян гороха: желтых, зеленых, гладких, морщинистых. Заполнение таблицы «Полигибридное скрещивание». Решение задач по теме занятия. Определение вероятности появления разных классов потомков.

    Занятие 4. Понятие об аллеле. Множественный аллелизм. Типы взаимодействия аллелей. Метод хи-квадрат. Взаимодействие генов


    Моделирование случайного образование и соединения гамет, несущих разные аллели одного гена (с помощью монет). Демонстация фотографий животных, имеющих разные признаки для пояснения наличия разных аллелей одного гена.
    Демонстрация шкурки мыши с окраской агути. Фотографии животных и растений с признаками, обусловленными взаимодействием генов. Решение задач по теме занятия.

    Занятие 5. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Сцепленное наследование. Генетические карты эукариот.

    Демонстрация мушек дрозофил разных линий. Решение задач по теме занятия. Составление генетической карты по данным гибридологического анализа у дрозофилы. Демонстрация генетических карт различных организмов, в том числе прокариотов.


    Занятие 6. Семинарское занятие по теме: «Изменчивость»

    Вопросы к семинару:
    1. Основные типы изменчивости.
    2. Комбинативная изменчивость. Ее значение в эволюции и селекции.
    3. Хромосомные перестройки. Особенности мейоза при хромосомных перестройках.
    4. Автополиплоидия.
    5. Аллополиплоидия.
    6. Гетероплоидия.
    7. Генные мутации. Критерии аллелизма. Внутригенная рекомбинация.
    8. Сравнение мутационной и модификационной изменчивости.
    9. Механизмы модификаций.


    Занятие 7. Модификационная изменчивость

    Графическое изображение изменчивости ряда признаков человека.

    Занятие 8. Семинарское занятие «Генетика популяций»
    Вопросы к семинару:
    1. Популяционная генетика. Популяция как элементарная эволюционная единица. Генофонд.
    2. Закон Харди - Вайнберга.
    3. Применение закона Харди - Вайнберга.
    4. Условия выполнения закона Харди – Вайнберга.
    5. Факторы динамики популяции. Мутационное давление.
    6. Поток генов.
    7. Генетический дрейф.
    8. Естественный отбор. Его формы.
    9. Инбредная депрессия и гетерозис.

    Занятие 18. Зачетное. Итоговая контрольная работа

    На этом занятии требуется получить допуск к экзамену по генетике, для чего необходимо получить зачет по всем занятиям и написать контрольную работу по всем пройденным темам.
     
    Рекомендуемая литература
    Основная:
    1.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика [Текст]: учеб. Пособие для вузов / И. Ф. Жимулев; под ред. Е.С. Беляева,
    А.П. Акифьева. - 4-е изд. стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. 479 с.
    2.Генетика / А.А. Жученко, Ю.Л. Гужов, В.А. Пухальский и др; Под ред. А.А. Жученко. – М.: Колос, 2006. 480 с.
    3. Общая генетика. Методическое пособие / Под ред. С.Г. Инге-Вечтомова. – СПб.: Изд-во Н.-Л., 2007. 124 с.
    14. Словарь генетических терминов и понятий: Учебное пособие (ТГСХА; Авторы - составители: Г.С. Сивков, Р.М. Цой, Н.М. Столбов, Ф.И., Василевич, С.Н. Долгушин). – Тюмень, 2006. 387 с.

    Дополнительная
    1.Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М.: Мир. 1984. 230 с.
    2.Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М.: Мир. 3 т. 1987.
    3.Инге-Вечтомов С.Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высшая школа. 1983. 343 с.
    4.Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа. 1989. 591 с.
    5. Жимулёв, И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003.
    2. Алтухов,Ю.П. Генетические процессы в популяциях. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
    3. Кайданов, А. З. Генетика популяций. М.: «Высшая школа», 1996.
    4. Мутовин, Г.Р. Основы клинической генетики. М.: «Высшая школа»,2001,2002.
     
    4. Проверка знаний студентов
    Пример контрольной работы

    Контрольная работа по теме
    «Полигибридное скрещивание»

    Вариант 1

    1. Катаракта имеет несколько наследственных форм. Большинство из них наследуется как доминантные аутосомные признаки, некоторые как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если оба родителя страдают ее доминантно наследуемой формой, но гетерозиготны ней, а также гетерозиготны по рецессивным формам катаракты.

    2. У душистого горошка высокий рост (Т) доминирует над карликовым (t), зеленая окраска бобов (G) - над желтой (g), а гладкие семена (R) - над морщинистыми (r). Высокое желтое гладкое растение, скрещенное с карликовым зеленым гладким, дало:
    58 высоких зеленых гладких, 61 высокое желтое гладкое,
    62 карликовых зеленых гладких, 59 карликовых желтых гладких,
    19 высоких зеленых морщинистых, 20 высоких желтых морщинистых,
    21 карликовое зеленое морщинистое,
    20 карликовых желтых мощинистых.
    Определите генотипы родителей и потомков.


    Вариант 2

    1. Известно, что растение имеет генотип АаВвСсДд.
    а) Сколько различных типов гамет образует это растение?
    б) Сколько генотипов и фенотипов может быть получено в потомстве этого растения при самоопылении при полном доминировании по всем генам.
    в) Сколько разных фенотипов будет в потомстве этого растения при неполном доми нировании по всем парам аллелей.
    г) Сколько генотипов и фенотипов и в каком соотношении может быть получено при скрещивании этой формы с родителем, имеющим генотип ааввССДд?
    2. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней челюсти также может передаваться как рецессивный признак, несцепленный с катарактой и глухонемотой.
    а. Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по всем трем парам генов?
    б. Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков в верхней челюсти.

    Вариант 3

    1. Известно, что растение имеет генотип ААВбссДд.
    а. Сколько разных фенотипов может быть получено в потомстве этого растения при самоопылении, если предположить полное доминирование по всем парам аллелей ?
    б. Сколько разных генотипов будет в потомстве этого растения при его самоопылении ?
    в. Сколько различных типов гамет образует это растение ?
    г. Сколько разных фенотипов может быть получено в потомстве этого растения при самоопылении, если предположить неполное доминирование по всем парам аллелей.
    д. Сколько генотипов и фенотипов может быть при скрещивании этой формы с родителем, имеющим генотип АаббСсДд. Каково их соотношение?.
    2. Перед судебно-медицинским экспертом поставлена задача выяснить является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Х., родным или приемным сыном. Исследование крови всех трех членов семьи дало следующие результаты. Женщина имеет резус-положительную кровь, 1У группы с антигеном М. Ее супруг имеет резус отрицательную кровь 1 группы с антигеном N.
    Кровь ребенка резус положительная 1 группы с антигеном М. Какое заключение должен сделать эксперт ?

    Вариант 4

    1.Скрещиваются особи АаВвСсДд Х АаввССДд. Какую часть в потомстве составят особи с генотипом: ААввССдд, ааввссдд, АаВВСсДД?
    Сколько фенотипов получится при скрещивании этих форм при полном доминировании по всем генам; неполном доминировании по гену Д.
    Каково будет соотношение фенотипов в этих двух случаях?
    2.Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных хромосомах. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками и гетерозиготны по всем трем генам? Какова вероятность рождения близоруких детей?
    Экзаменационные вопросы:

    1. Предмет, методы и задачи генетики.
    2. Представления о наследственности до Г. Менделя.
    3. Особенности работы Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Возвратные скрещивания.
    4. Дигибридное скрещивание. Статистический характер расщепления.
    5. Теория наследственности Г. Менделя. Законы наследования.
    6. Полигибридное скрещивание.
    7. Условия выполнения законов Г. Менделя. Тетрадный анализ.
    8. Множественный аллелизм. Типы взаимодействия аллелей.
    9. Гипотезы «один ген - один фермент», «один ген - одна полипептидная цепь».
    10. Плейотропное действие генов. Пенетрантность. Экспрессивность.
    11. Взаимодействие генов по типу комплементарности. Эпистаз.
    12. Полимерное взаимодействие генов.
    13. Особенности наследования количественных признаков. Понятие о генах-модификаторах.
    14. Наследование, сцепленное с полом.
    15. Наследование при нерасхождении половых хромосом и сцеплении Х-хромосом.
    16. Типы хромосомного определения пола. Особенности половых хромосом. Зависимое и ограниченное полом наследование.
    17. Сцепленное наследование.
    18. Цитологические доказательства перекреста хромосом. Опыт К. Штерна и Х. Крейтона и Б. Мак-Клинток.
    19. Принципы построения генетических карт. Явление генетической интерференции. Значение построения генетических карт.
    20. Наследование сцепленное и независимое.
    21. Хромосомная теория наследственности.
    22. Доказательства роли ДНК как носителя генетической информации.
    23. Доказательства полуконсервативного способа репликации ДНК. Свойства молекулы носителя генетической информации.
    24. Ферменты, участвующие в процессе репликации ДНК. Репликационная вилка. Полимеразная цепная реакция.
    25. Модель ДНК Д. Уотсона и Ф. Крика.
    26. Свойства генетического кода. Таблица кода.
    27. Эксперименты, доказывающие свойства генетического кода.
    28. Расшифровка генетического кода с помощью биохимических методов
    29. Особенности цитоплазматического наследования.
    30. Комбинативная изменчивость.
    31. Хромосомные перестройки. Особенности мейоза при хромосомных перестройках.
    32. Автополиплоидия.
    33. Аллополиплоидия.
    34. Гетероплоидия.
    35. Генные мутации. Критерии аллелизма. Внутригенная рекомбинация.
    36. Сравнение мутационной и модификационной изменчивости.
    37. Механизмы модификаций.
    38. Основные методы изучения модификационной изменчивости. Норма реакции.
    39. Кариотип. Строение хромосом.
    40. «Поведение» хромосом в митозе. Значение митоза.
    41. «Поведение» хромосом в мейозе. Значение мейоза.
    42. Генетическая рекомбинация в процессе гаметогенеза у животных.
    43. Генетическая рекомбинация в процессе гаметогенезе у растений.
    44. Политенные хромосомы. Цитологические карты.
    45. Строение и функции белков.
    46. Трансляция.
    47. Транскрипция.
    48. Процессинг.
    49. Конъюгация у прокариот. Картирование методом прерванной конъюгации.
    50. Мобильные элементы генома.
    51. Модель оперона Жакоба и Моно.
    52. Регуляция экспрессии катаболитных генов у прокариот.
    53. Регуляция экспрессии анаболитных генов у прокариот.
    54. Популяционная генетика. Генофонд. Закон Харди-Ванберга.
    55. Применение закона Харди-Вайнберга. Условия его выполнения.
    56. Факторы динамики популяции. Мутационное давление. Миграции.
    57. Факторы динамики популяции. Генетический дрейф. Естественный отбор.
    58. Инбредная депрессия и гетерозис.
    59. Переносы генетической информации. Центральная догма молекулярной биологии.
    60. Оценка генетической изменчивости в популяции.
     
    Средства и материально-техническое обеспечение занятий

    1. Микроскопы.
    2. Бинокулярные лупы.
    3. Микроскоп для работы по методу проходящего света и флуоресценции Axiostar plus.
    4. Коллекция мух-дрозофил.
    5. Таблицы. Рисунки. Фотографии.
     
    Copyright © 2003-2015 ЦИТ и НИИ ИИС ТюмГУ